г. Чита |
Дело N А19-18641/09 |
03 февраля 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления вынесена 01 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,
судей Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Третьяковой Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области
на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 ноября 2009 года
по делу N А19-18641/09
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Мелкооптовый магазин "Девятка"
к Министерству финансов Иркутской области
о признании незаконным бездействия Министерства финансов Иркутской области, выразившегося в непринятии к исполнению и несовершении действий по исполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 10.06.2009 года по делу N А19-7416/09-16,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица Министерства здравоохранения Иркутской области, (суд первой инстанции: Чемезова Т.Ю.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было,
от ответчика: не было,
от третьего лица: не было,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Мелкооптовый магазин "Девятка" - обратился с требованием, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, к Министерству финансов Иркутской области о признании незаконным бездействия Министерства финансов Иркутской области, выразившегося в непринятии к исполнению и несовершении действий по исполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 10.06.2009 года по делу N А19-7416/09-16, обязании ответчика принять заявление общества к исполнению и совершить действия по исполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 10.06.2009 года по делу N А19-7416/09-16; о привлечении Министерства финансов Иркутской области к ответственности по ч.1 ст.332 АПК РФ за неисполнение решения суда.
Дело рассмотрено судом первой инстанции с участием в деле в качестве третьего лица Министерства здравоохранения Иркутской области.
Суд первой инстанции решением от 06 ноября 2009 года заявленные требования удовлетворил в части. Как следует из судебного акта, суд, установив, что основания для возврата заявления с приложенными к нему документами отсутствуют, также отсутствует факт реорганизации должника, пришел к выводу о наличии в действиях ответчика оспариваемого бездействия и признал его незаконным. Требование о привлечении Министерства финансов Иркутской области к ответственности по п.1 ст.332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставлено без рассмотрения.
Ответчик, не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ее заявитель ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на его необоснованность и незаконность; просит признать действия Министерства финансов Иркутской области по возвращению исполнительных листов N 11435, 11437 от 27.07. 2009 года законными, в удовлетворении требований о признании незаконными действий по возвращению исполнительных листов N 11435 от 27.07.2009 года, N 11437 от 27.07.2009 года, о возложении обязанности о принятии исполнительных документов к исполнению, о привлечении Министерства финансов Иркутской области к ответственности на основании ч.1 ст.332 АПК РФ за неисполнение решения суда отказать.
Заявитель жалобы полагает правомерным возврат им исполнительных документов.
По мнению заявителя жалобы, арбитражный суд Иркутской области не осуществил проверку в судебном заседании действий Министерства финансов Иркутской области на соответствие закону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Следовательно, Министерство финансов Иркутской области не может исполнять исполнительные документы в отношении должника - Областного государственного учреждения здравоохранения "Иркутский областной эндокринологический диспансер", так как в управлении казначейского исполнения бюджета Министерства финансов Иркутской области лицевой счет должника закрыт.
Суд не дал оценку заявлению на закрытие лицевого счета от 18 января 2008 года, в соответствии с которым должник просит закрыть лицевой счет в отделе казначейского исполнения бюджета N 10101000120.
Довод суда о неотносимости доказательств, а именно доку-ментов в обоснование принятия мер по взысканию задол-женности: служебных записок юридического отдела Министерства финан-сов от 11.08.2009 года и от 29.09.2009 года, служебных записок отдела казначейского исполнения бюджета от 12.08.2009 года и от 01.10.2009 года, является незаконным и необоснованным, так как данные доказательства имеют непосредственное отношение к рассматриваемому делу.
Заявитель, ответчик, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили. Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ст.266 АПК РФ, в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы заявителя апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Иркутской области от 10.06.2009 года по делу N А19-7416/09-16 с Областного государственного учреждения здравоохранения "Иркутский областной эндокринологический диспансер", а при недостаточности у учреждения денежных средств - с Иркутской области в лице Министерства здравоохранения Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу ООО MOM "Девятка" взыскан основной долг в размере 70577,24 руб., неустойка в размере 13000 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 500 руб.
27.07.2009 года заявителю выданы исполнительные листы N 11435, N 11437, направленные заявителем ответчику для осуществления взыскания и перечисления задол-женности, который письмами от 07.08.2009 года возвратил заявления с приложенными документами без исполнения.
В обоснование возврата заявлений и приложенных к ним документов Министерство финансов Иркутской области указало, что в соответствии с распоряжением администрации Иркутской области от 28.09.2007 года N 402-ра Областное государственное учреждение здравоохранения "Иркутский областной эндокринологический диспансер" было присоединено к государственному учреждению здравоохранения Иркутской ордена "Знак Почета" областной клинической больнице. Судебных актов, предусматривающих изменение наименования и адреса должника в связи с произведенным правопреемством не предоставлено, в связи с чем поступившие документы возвращаются без исполнения.
Полагая бездействие Министерства финансов Иркутской области, выразившееся в непринятии к исполнению и несовершении действий по исполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 10.06.2009 года по делу N А19-7416/09-16 незаконным, общество обратилось с заявлением о признании его незаконным, обязании ответчика принять заявление общества к исполнению и совершить действия по исполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 10.06.2009 года по делу N А19-7416/09-16; о привлечении Министерства финансов Иркутской области к ответственности по ч.1 ст.332 АПК РФ за неисполнение решения суда.
Суд первой инстанции, установив, что основания для возврата заявления с приложенными к нему документами отсутствуют, также отсутствует факт реорганизации должника, пришел к выводу о наличии в действиях ответчика оспариваемого бездействия и признал его незаконным. Требование о привлечении Министерства финансов Иркутской области к ответственности по п.1 ст.332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставлено без рассмотрения.
Решение суда первой инстанции от 06 ноября 2009 года об удовлетворении заявленных требований в части подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в части признания оспариваемого бездействия незаконным, обязании Министерства финансов Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в остальной части подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Министерство финансов Иркутской области является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта РФ по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта РФ, регулируется статьей 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной правовой норме орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Пунктом 3 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета субъекта Российской Федерации по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета субъекта РФ, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган.
Главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета субъекта РФ в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Должник обязан представить в орган платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи и (или) средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (пункт 6 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Из изложенного следует, что ответчик в случае получения от заявителя исполнительных листов на взыскание денежных средств с бюджетного учреждения субъекта РФ, обязан был исполнить его в срок и в порядке, установленные пунктом 7 статьи 242.4 БК РФ.
Несовершение предусмотренных указанным порядком действий образует незаконное бездействие при условии принятия исполнительного листа к исполнению.
Между тем как усматривается из материалов дела, исполнительные листы не были приняты ответчиком к исполнению по причине их возврата заявителю.
Согласно п.2 ст.242.4 БК РФ при наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
В качестве таких оснований предусмотрены непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 статьи 242.1; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 242.1, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа; представление судом заявления (либо судебного акта) об отзыве исполнительного документа; представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению; невозможность осуществить возврат документов, поступивших на исполнение, взыскателю.
Как следует из материалов дела, исполнительные листы были возвращены обществу в связи с реорганизацией должника и отсутствием судебных актов, предусматривающих изменение наименования и адреса должника в связи с произведенным правопреемством.
Таким образом, совершение ответчиком оспариваемого незаконного бездействия из материалов дела не усматривается и заявителем документально не подтверждено. Исполнительные листы были возвращены обществу.
Вместе с тем действия ответчика по возврату исполнительных листов заявителем не обжалуются; оспаривается бездействие, наличие которого из обстоятельств дела не усматривается.
Таким образом, требование заявителя в части неправомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводов по требованию о привлечении Министерства финансов Иркутской области к ответственности по ч.1 ст.332 АПК РФ, оставленному судом первой инстанции без рассмотрения, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в части. Решение суда первой инстанции от 06 ноября 2009 года об удовлетворении заявленных требований в части и о взыскании с ответчика расходов по государственной пошлине в сумме 2000 руб. следует отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований о признании оспариваемого бездействия незаконным и обязании ответчика принять заявление общества к исполнению и совершить действия по исполнению решения арбитражного суда Иркутской области от 10.06.2009 года по делу N А19-7416/09-16. В остальной части решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 ноября 2009 года по делу N А19-18641/09, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 ноября 2009 года по делу N А19-18641/09 отменить в части признания незаконным бездействия Министерства финансов Иркутской области, выразившегося в непринятии мер по исполнению решения арбитражного суда Иркутской области от 10.06.2009 года по делу NА19-7416/09-16, обязании Министерства финансов Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, взыскания с ответчика расходов по государственной пошлине в сумме 2000 руб. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Министерства финансов Иркутской области, выразившегося в непринятии к исполнению и несовершении действий по исполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 10.06.2009 года по делу N А19-7416/09-16, обязании ответчика принять заявление общества к исполнению и совершить действия по исполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 10.06.2009 года по делу N А19-7416/09-16 отказать.
В остальной части решение суда от 06 ноября 2009 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционного суда вступает в силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т.О. Лешукова |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18641/2009
Заявитель: ООО МОМ "Девятка
Заинтересованное лицо: Министерство финансов Министерство финансов Иркутской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Иркутской области, Областное государственное учреждение здравоохранения "Иркутский областной эндокринологический диспансер"
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-424/11
29.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2555/11
20.04.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5200/09
16.09.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5200/2009
03.02.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5200/2009