г. Томск |
Дело N 07АП-7116/10 (А45-5167/2010) |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2010 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Е.Г. Шатохиной
судей: Л.А. Гойник, О.Б. Нагишевой
при ведении протокола судебного заседания председательствующим
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Черниговец"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08 июня 2010 г.
по делу N А45-5167/2010 (судья И.В. Кисилева)
по иску закрытого акционерного общества "Черниговец"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", г. Москва, в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога", г. Новосибирск
о восстановлении на лицевом счете суммы 19 449 руб. 23 коп, незаконно списанной платы, и 6 880 руб. штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Черниговец" (далее по тексту - ЗАО "Черниговец", истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" (далее по тексту - ОАО "РЖД", ответчик) о восстановлении на лицевом счете ЗАО "Черниговец" в Кузбасском ТехПД записи необоснованно списанной суммы 16 482 руб.40 коп. ( 19 449 руб.23 коп. с НДС), составляющей плату за пользование вагонами; и взыскании штрафных санкций за задержку приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования в сумме 6 880 руб.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 08 июня 2010 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "Черниговец" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обосновании жалобы ее податель указывает на то, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание акт N 50 от 25.02.2009 г. предъявляемый приемосдатчиком ЗАО "Черниговец", составленный в присутствии третьего лица ОАО "СК ПТУ", которое подтверждает достоверность сведений, указанных в данном акте. По мнению истца в суд представлен исчерпывающий перечень доказательств, которые в совокупности подтверждают факт задержки вагонов на подъездном пути по причинам, не зависящим от ветвевладельца. Отмечает, что ОАО "РЖД" знало, что вагоны готовы к выдаче, поскольку, когда появилась возможность их принять, вагоны были приняты без повторного уведомления или согласования (спустя 7 часов 50 минут).
Считает, что сведения, изложенные ОАО "РЖД" в акте N 1/364 от 25.02.2009г. о невыдаче 43 груженых вагонов по вине ЗАО "Черниговец" и при наличии свободного пути станции Забойщик N 1 не соответствуют действительности, так как согласно мотивированному мнению приемосдатчика ЗАО "Черниговец" на обратной стороне данного акта, указанные вагоны в количестве 43 штук стояли по неприему станции Забойщик.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "РЖД" указывает на обоснованность и законность принятого по делу судебного акта. Отмечает, что наличие свободного пути на станции Забойщик подтверждается актом общей формы, составленном перевозчиком, из содержания которого следует, что в спорный период были свободны пути. Решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между ЗАО "Черниговец" и ФГУП "ЗСЖД" (правопреемником которого является ОАО "РЖД") заключен договор N 32-Н от 20.03.2002г. на эксплуатацию железнодорожного подъезного пути ЗАО "Черниговец" при железнодорожной станции Забойщик Западно-Сибирской железной дороги.
По условиям данного договора ОАО "РЖД" производит подачу вагонов на железнодорожные выставочные пути и их уборку с железнодорожных путей, а ЗАО "Черниговец" своим локомотивом обеспечивает продвижение вагонов с выставочных путей на свои подъездные пути либо продвижение вагонов со своих подъездных путей на выставочные пути перевозчика.
Согласно параграфу 30 договора (в редакции дополнительного соглашения от 19.05.2003г.) ЗАО "Черниговец" уплачивает ответчику плату за пользование вагонами по ставкам Тарифного руководства N 2, а также штрафы за задержку вагонов в соответствии со статьями 62, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее по тексту - УЖТ РФ, Устав). Указанные выплаты списываются перевозчиком в безакцептном порядке со счета ЗАО "Черниговец" в Кузбасском ТехПД, согласно пункту 3.2. договора КД-346 от 06.03.2007 г. о расчетах за перевозку грузов и оказании дополнительных услуг по договорным ценам.
На основании ведомости подачи и уборки вагонов N 000194 ОАО "РЖД" за время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования истцу была начислена плата за пользование вагонами в размере 33 861 руб. 50 коп и 39 956 руб.57 коп с НДС. Указанная сумма учтена в Перечне железнодорожных документов по платежам Кузбасского ТехПД N70 от 28.02.2009г. и списана с лицевого счета ЗАО "Черниговец".
ЗАО "Черниговец" обратилось к ответчику с претензией N 499-П от 08.04.2009г. о восстановлении на лицевом счете в Кузбасском ТЕХПД записи на сумму необоснованно взысканной суммы в размере 19 449,23 руб., и уплате штрафа в размере 6 880 руб.
Письмом от 15.05.2009г. N 553-Ю/09/369 ОАО "РЖД" в удовлетворении заявленной ЗАО "Черниговец" претензии отказано.
Полагая, что ответчик необоснованно начислил и списал плату за пользование вагонами в сумме 19 449,23 руб., ЗАО "Черниговец" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности вины ответчика в задержке подачи вагонов на железнодорожную станцию Забойщик.
Суд апелляционной инстанции не согласен с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Оплачиваемое время за пользование вагонами, погрузка грузов в которые и выгрузка грузов из которых в местах общего пользования и в расположенных на железнодорожных станциях местах необщего пользования обеспечивается грузоотправителями, грузополучателями, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки, выгрузки до момента получения перевозчиком от грузополучателей, грузоотправителей уведомлений о готовности вагонов к уборке.
Как следует из параграфа 14 договора N 32-Н от 20.03.2002г. (в редакции дополнительного соглашения от 26.09.2005г.) возврат вагонов с комплекса железнодорожных путей необщего пользования производится по уведомлению, которое передается приемосдатчиком ЗАО "Черниговец" приемосдатчику станции Забойщик круглосуточно не позднее, чем за 2 часа до предъявления вагонов к сдаче с записью в книге регистрации уведомлений по форме ГУ-2аВЦ с последующим подтверждением в письменном виде по форме ГУ-2бВЦ.
В соответствии с условиями договора ЗАО "Черниговец" направило уведомление от 25.02.2009г. N 289 о передаче вагонов с железнодорожного пути необщего пользования на выставочные пути 25.02.2009г. в 12 часа 25 минут. Однако по истечении двух часов вагоны не были приняты на выставочные пути.
Согласно положениям статьи 62 Устава за время ожидания владельцем железнодорожных путей необщего пользования возможности перемещения вагонов на выставочные пути по причинам, зависящим от перевозчика, плата за пользование вагонами взиматься не должна.
Из совокупности имеющихся в деле доказательств следует, что задержка вагонов на железнодорожном пути необщего пользования произошла по причинам, зависящим от перевозчика (согласно уведомлению N 289 о готовности вагонов к выдаче, акту общей формы от 25.02.2009г. N 50 и акту общей формы от 25.02.2009г. N 1/364, содержащему мотивированное мнение представителя ЗАО "Черниговец" об отказе перевозчика принять груз без указания причины), отсутствуют достоверные доказательства того, что ответчик сообщал истцу о наличии свободных железнодорожных путей, в связи с чем, оснований для отказа в восстановлении на лицевом счете записи, у суда первой инстанции не имелось.
Согласно абзацу 2 статьи 100 Устава за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф - 0,2 минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
В соответствии со статьей 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, владельцами железнодорожного подвижного состава, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования урегулированы Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. N 26 (далее - Правила N 26).
Согласно пунктам 4.3 и 4.5 Правил N 26 время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. N 43, урегулирован порядок оформления и взыскания штрафов, предусмотренных Уставом, с перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей, с владельцев железнодорожных путей необщего пользования при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Из материалов дела усматривается, что нарушение сроков уборки вагонов подтверждается материалами дела (ведомость подачи и уборки вагонов, сдаточный лист поезда) (л.д. 15-17). При этом апелляционным судом установлено, что истцом составлялся акт общей формы N 50 с привлечением третьего незаинтересованного лица, подтверждающего задержку уборки вагонов, в котором указано на то, что ответчик от подписания акта отказался (л.д. 19).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод истца о наличии признаков правонарушения в действиях ответчика, являющихся основанием для взыскания штрафа в установленных статьей 100 Устава порядке и размере.
Фактически вагоны в количестве 43 штук были приняты перевозчиком 25.02.2009г. в 22 часов 15 минут (л.д. 21). Время задержки по неприему составило 07 часов 50 минут.
Сумма штрафа, подлежащего взысканию с ОАО "РЖД" за задержку приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования по вине перевозчика составляет 6 880 руб. из расчета: 100 руб. х 0,2 х 43 вагона х 8 часов = 6 880 руб.
Доводы апелляционной жалобы ЗАО "Черниговец" нашли свое подтверждение материалами дела.
В связи с установленными в суде апелляционной инстанции обстоятельствами, решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08 июня 2010 г. подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как содержащее выводы, не соответствующие обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на ответчика - ОАО "РЖД".
Руководствуясь статьями 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьями 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08 июня 2010 года по делу N А45-5167/2010 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Обязать открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" восстановить на лицевом счете закрытого акционерного общества "Черниговец" в Кузбасском ТехПД сумму 19 449 рублей 23 копейки.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" в пользу закрытого акционерного общества "Черниговец" штраф за задержку приема вагонов в сумме 6 880 рублей.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" в пользу закрытого акционерного общества "Черниговец" государственную пошлину по иску и по апелляционной жалобе в сумме 4 000 рублей.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Черниговец" из федерального бюджета 4 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 277 от 11.02.2010г.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Шатохина |
Судьи |
Л.А. Гойник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-5167/2010
Истец: ЗАО "Черниговец"
Ответчик: ОАО "РЖД" филиал "Западно-Сибирская железная дорога"
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7116/10