С 1 января 2007 г. предприятие, применившее письменные рекомендации уполномоченных органов, освобождено не только от начисления штрафов, но и пеней. Однако пунктом 8 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что разъяснения должны быть даны либо непосредственно самому налогоплательщику, либо неопределенному кругу лиц. Какие письма ФНС и Минфина можно считать направленными неопределенному кругу лиц? Кто наряду с ФНС и Минфином вправе давать такие разъяснения?
Сначала подчеркнем, если организация является автором запроса, на который получен ответ соответствующего органа, то даже в этом случае при проверке нужно быть готовым доказывать инспекторам, что в вопросе изложена полная и достоверная информация, соответствующая реальному положению дел у налогоплательщика. В противном случае такие разъяснения не гарантируют освобождения от ответственности.
С разъяснениями для неопределенного круга лиц возникают дополнительные сложности, ведь ни Минфин, ни ФНС не указывают в своих письмах, какие из них предназначены для широкого использования. Поэтому разобраться с этим вопросом, найдя в информационной базе "подходящее" письмо, бухгалтеру придется самостоятельно. Очевидно, что такими разъяснениями можно считать письмо, если оно начинается словами: "В связи с многочисленными обращениями налоговых органов и налогоплательщиков по вопросу правомерности применения:" или "В связи с многочисленными вопросами по учету...". К этой же группе можно отнести письма, в которых Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ разъясняет применение положений той или иной главы Налогового кодекса для налогоплательщиков, осуществляющих конкретные виды деятельности. Правда, таких писем немного. Без опасений можно применять те письма Федеральной налоговой службы, в которых присутствует фраза: "Настоящие разъяснения доведите до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков".
Кроме того, есть письма ФНС, в которых сообщается: "Указанные разъяснения направляются для сведения и учета в работе налоговых органов" или "Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов"*(1). По мнению некоторых специалистов, указанные разъяснения не освободят налогоплательщика от уплаты пеней и штрафов, так как их нельзя считать предназначенными для неопределенного круга лиц, ведь они направлены конкретно нижестоящим налоговым инспекциям. На наш взгляд, данный подход неверен, и налогоплательщики вполне могут руководствоваться и такими письмами. Дело в том, что само доведение до налоговых инспекций разъяснений с указанием учитывать их в работе свидетельствует о рекомендации налоговых органов руководствоваться этим письмом при применении тех или иных положений НК РФ. Следовательно, такое письмо рассчитано на многократное применение налоговыми органами, в том числе и при осуществлении функций налогового контроля в отношении широкого круга налогоплательщиков. Именно поэтому мы считаем, что в спорной ситуации суд встанет на сторону организации и признает возможность применения таких писем в качестве разъяснений для неопределенного круга лиц.
Наконец, есть еще письма - ответы на частные запросы других налогоплательщиков. Это самая "проблемная" категория писем. Считается, что если в письме нет текста вопроса, то другие предприятия не вправе ссылаться на такие разъяснения. Если вопрос в письме сформулирован, то бухгалтеру придется доказать, что условия организации соответствовали указанным в разъяснении.
И еще одно замечание. В СМИ прошла информация о том, что Минфин планирует выпускать письма с 1 января 2007 г. в новом формате, чтобы налогоплательщики могли применять их в качестве разъяснений для неопределенного круга лиц. Возможно, что это действительно произойдет, и тогда споров с налоговыми инспекторами, видимо, будет меньше. Однако не будем забывать, что "обещанного три года ждут". Поэтому, как и прежде, результаты налоговых проверок будут зависеть, в том числе, и от настойчивости и находчивости бухгалтера. Как правило, он предполагает, какие хозяйственные операции и в какие периоды могут привести к спорам с инспекторами и начислению недоимки, пеней и штрафов. Со своей стороны мы попытались продемонстрировать, что в случае возникновения спора с инспекторами реально снизить финансовые потери предприятия. Нужно лишь, не дожидаясь прихода проверяющих из ИФНС, заранее подготовить "подходящие" разъяснения.
Чьи разъяснения могут спасти организацию от начисления пеней и штрафов? Пункт 8 ст. 75 НК РФ предусматривает, что разъяснять налоговое законодательство вправе финансовый, налоговый или другой уполномоченный орган государственной власти (уполномоченное должностное лицо этого органа) в пределах его компетенции. Представляется, что относительно налоговых органов ситуация ясна. Правда, при этом не надо забывать, что ни местные инспекции, ни региональные управления, ни Федеральная налоговая служба не могут издавать разъяснения нормативного характера, то есть затрагивающие права налогоплательщиков. Они вправе лишь бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, принятых нормативных правовых актах, а также разъяснять порядок исчисления и уплаты налогов и заполнения форм налоговых деклараций и расчетов (см. пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Если в своем письме налоговики все-таки превысили полномочия, и их рекомендации не соответствуют нормам НК РФ, то следовать им бухгалтеру не обязательно, а документ предприятие может оспорить в судебном порядке, и есть вероятность того, что суд признает его недействительным. В качестве примера можно привести Решение ВАС РФ от 23.10.2006 N 10652/06. В нем суд признал несоответствующим Налоговому кодексу требование ФНС, выраженное в Письме от 19.10.2005 N ММ-6-03/886, об обязанности восстановления ранее принятого к вычету "входного" НДС со стоимости недостач товарно-материальных ценностей, выявленных при инвентаризации.
Кроме Минфина давать письменные разъяснения могут финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах (ст. 34.2 НК РФ). К другим уполномоченным органам государственной власти, наделенным правом давать такие разъяснения, относится, например, Пенсионный фонд.
В заключение подчеркнем, что избежать уплаты пеней и штрафов помогут только письма, изданные после 31.12.2006.
Т.Ю. Кошкина,
редактор журнала "Строительство: бухгалтерский
учет и налогообложение"
1 января 2007 г.
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 1, январь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В данном случае приложением к письму ФНС является письмо Минфина.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"