"Фиат" будут делать в Елабуге
В особой экономической зоне "Елабуга" Республики Татарстан "Северстальавто" является резидентом номер один. Компания первой пришла в эту ОЭЗ со своим проектом, а сегодня он воплощается уже в полную силу: идут монтажные работы и размещены заказы на 90 процентов оборудования.
Прежде всего, о том, чем "Северстальавто" заинтересовали возможности особой экономической зоны, и почему - именно в Татарстане. Чтобы это объяснить, нужно сказать несколько слов о нашей молодой компании, история которой начинается с 2002 года. Кроме собственно завода "Северстальавто - Елабуга", среди производственных активов компании есть два, так сказать, "исторически сложившихся". Во-первых, Ульяновский автомобильный завод, еще с советских времен специализировавшийся на внедорожниках, а во-вторых - Заволжский моторный завод, выпускающий двигатели для отечественного автопрома. В прошлом году мы приобрели также завод малолитражных автомобилей, построенный в свое время специально для выпуска микролитражек, известных под маркой "Ока". В силу разных причин производство этой машины пришлось остановить, в том числе и потому, что заложенные в него технологии не отвечали современным требованиям, и сейчас здесь выпускают южнокорейские внедорожники компании SsangYong.
Сам характер этих активов обусловливает особый интерес компании к автостроению. Некоторое время назад мы начали переговоры о стратегическом партнерстве с компанией "Фиат", и уже к началу минувшего года были подписаны несколько соглашений, в том числе о производстве легковых автомобилей и эксклюзивной дистрибуции на российском рынке. Первая машина, которую будет выпускать завод малолитражных автомобилей, - "Фиат-Албе", непосредственно за ним последует "Догла". Но основным видом продукции завода с конца нынешнего года станет легковой автомобиль класса С - Fiat Linea. Впервые эта марка была представлена в прошлом ноябре на стамбульском автомобильном шоу, а для нашего рынка она - безусловная новинка.
Что касается непосредственно нашего участия в ОЭЗ "Алабуга", его цель - реализация проекта по выпуску коммерческого автомобиля "Фиат-Дукато", известного и весьма популярного в Европе под брендом "Фиат-Пежо" уже более двух десятков лет. Отмечу, что речь идет именно о полномасштабном выпуске всех модификаций этой машины. Можно с уверенностью говорить, что автомобиль завоюет популярность и в нашей стране. Достаточно сказать, что при объеме дизельного двигателя в 2,3 литра он потребляет вдвое меньше топлива, чем, к примеру, наша "Газель" - машина, по сути, того же назначения. Современным мировым требованиям отвечают и другие его технико-тактические параметры.
Теперь о том, почему для выпуска "Фиат-Дукато" мы решили стать резидентами особой экономической зоны. Начнем с того, что в последние четыре года спрос на коммерческие автомобили устойчиво растет и достигает в среднем 40% ежегодно. По прогнозам экспертов рынка, к 2010 году он составит не менее 300 тысяч таких машин в год. Понятен и основной состав потребителей - это главным образом предприятия розничной или мелкооптовой торговли, а, кроме того, - сфера обслуживания, и, разумеется, их будут охотно использовать и для пассажирских перевозок. То есть рынок есть уже сейчас, а со временем он будет только расширяться, поэтому максимальный объем производства "Фиат-Дукато" - 75 тыс. автомобилей в год - вполне реален.
А теперь о самом главном. Производство "Фиат-Дукато" - не "отверточная" технология, это полный цикл производства, начиная от производства в России штампованных деталей. Думаю, понятно, по какой причине я акцентирую внимание на этом обстоятельстве. Во-первых, это - дополнительные инвестиции, во-вторых - рабочие места. И, наконец - первый в отечественном автопроме прецедент вертикальной интеграции ключевых компетенций.
Несколько слов об экономике проекта. При общем объеме инвестиций примерно в $130 миллионов реализация проекта в первые десять лет принесет бюджету 7,6 миллиардов рублей налоговых поступлений, причем более пяти с половиной миллиардов - в федеральный бюджет. Эффективность вложений, полагаю, более чем очевидна. И те налоговые и таможенные преференции, которые обеспечивают условия ОЭЗ, дадут проекту возможность развиваться нормально, используя самые современные технологии и оборудование лучших мировых производителей. Кстати, в основном наши поставщики - известные в автостроительном сообществе немецкие компании, которые оснащают производство в ведущих мировых концернах.
Принципы особых экономических зон перекликаются с известным постановлением по автомобильной промышленности, предусматривающим как минимум 30-процентную локализацию производства необходимых компонентов на российской территории. Но дело даже не в том, чтобы "соответствовать" требованиям этого документа. Здесь речь об экономической целесообразности, и именно она диктует нам задачу - локализовать это производство в течение следующих пяти лет на 75%.
Обычно в спорах о судьбе отечественного автопрома отсутствует "золотая середина", доминируют крайние мнения: либо выпускать пусть плохие, но свои машины, либо полностью перейти на импорт автомобилей, в лучшем случае - на "отверточные" технологии. Между тем есть нормальный эволюционный путь, который мы и выбираем. Вовсе не нужно уничтожать собственную автостроительную отрасль, гораздо логичнее делать так, как поступали до нас во многих странах, - использовать все лучшее, что создается в мире, привлекать к сотрудничеству хороших зарубежных партнеров и постепенно выходить на все более высокое качество продукции. Строго говоря, другой разумной дороги и нет. И поэтому наряду со становлением собственного производства мы предполагаем привлечь в особую экономическую зону 10-12 поставщиков мирового автопрома, которые в альянсе с отечественными производителями, во-первых, помогут развитию российской компонентной базы, а, во-вторых, будут способствовать реализации наших проектов на современном уровне.
И, конечно, были совершенно конкретные причины, по которым мы остановили выбор именно на ОЭЗ "Алабуга": отлаженная транспортная и таможенная инфраструктура, характерная для Татарстана в целом, развитые институциональные промышленные комплексы и, наконец, квалифицированные кадры, обладающие опытом работы в автомобильной отрасли. И, наверное, самое главное - готовность местных органов власти к кооперации с инвесторами. Мы с самого начала чувствуем серьезную поддержку администрации, поэтому и работа у нас идет очень в тесном контакте.
Нельзя забывать и о том, что регион - экономически стабильный, располагает сырьевой базой, а к тому же поволжские просторы, похоже, как-то особенно "расположены" именно к автостроению: Но, если говорить всерьез, то, скажем, для перспектив автозавода немаловажное значение имеет то, что в Татарстане получил мощное развитие нефтехимический комплекс, включающий производство полимеров, резинотехнических изделий, пластмасс - а это, между прочим, 25-30% себестоимости современного автомобиля. Даже первый опыт сотрудничества с такими предприятиями, как "Нижнекамскнефтехимия" или "Нижнекамская шина", убедил нас, что нашим партнерам оно интересно и выгодно. Создание же на этой основе производственной базы компонентов опять-таки привлечет дополнительных инвесторов, поставщиков оборудования и know-how.
Особые экономические зоны для России - дело пока достаточно новое. Поэтому коллеги часто спрашивают: каково это - быть резидентом ОЭЗ? Наверное, общий для всех ответ дать трудно. Но практика работы позволила ощутить основные преимущества этой формы частно-государственного партнерства. Прежде всего, здесь проще административные процедуры с точки зрения сопровождения проекта. Второе преимущество - оперативная подготовка инфраструктуры. Если отслеживать развитие ОЭЗ в Елабуге, то можно видеть серьезные изменения, которые происходят буквально день ото дня. Динамика очень наглядная, и это особенно заметно тем, кто помнит совсем недавние времена стагнации: Разумеется, очень положительно сказываются и региональные налоговые льготы, позволяющие всегда иметь возможность маневра.
Есть, тем не менее, и проблемы, из которых основной остается таможенная - требуется более четкая формализация процедур. Иными словами, для ускорения таможенного оформления необходимы ясно прописанные правила: какой именно пакет документов требуется, каковы предельные сроки прохождения таможенных процедур и так далее. Есть в этой области и другие нерешенные вопросы: например, определенные ограничения, касающиеся ввозимых товаров непроизводственного назначения, тарифа удаленности и некоторых других. Понятно, что всего предусмотреть "на берегу" было нельзя, но, видимо, стоило предусмотреть, что на практике будут возникать и мелкие, и более масштабные вопросы, которые хотелось бы решать более оперативно.
Ну, а в целом на вопрос о том, как живется первому резиденту особой экономической зоны "Алабуга", можно смело отвечать: неплохо. Есть возможности для масштабной работы, есть хорошая динамика, есть перспективы. И это - самое главное.
А. Ширинов,
генеральный директор "Северстальавто" (Елабуга)
"БДМ. Банки и деловой мир", N 1, январь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"