Как оценить работу филиала?
Многим столичным коммерческим банкам, имеющим разветвленную сеть в регионах, приходится постоянно оценивать деятельность филиалов. Однако большинство методик оценки финансово-хозяйственной деятельности касаются деятельности банка в целом. С филиалами же дело обстоит сложнее...
Для оценки деятельности филиалов используются различные методики и подходы: от глубокого анализа до простого ранжирования по одному или нескольким показателям. Но недостатки у всех одинаковые: односторонний подход к анализируемой проблеме и известная "уникальность". Порой одну и ту же методику невозможно использовать не только для филиалов двух различных банков, но даже для "старых" и действующих, скажем, полгода.
Эта ситуация и побудила меня к разработке методики, свободной от подобных недочетов. Сущность ее в том, что оцениваются не только абсолютные показатели активов, пассивов и финансового результата филиалов, но и их качество, прямо зависящее от методов работы, которые использует тот или иной филиал. Добавлю, что взамен коэффициентов предлагается использовать их балльную оценку по величине. Такой подход помогает избежать погрешностей, которые неминуемо возникают, если коэффициенты разнятся на несколько порядков. А взвешивая абсолютные показатели с учетом качества, мы получаем более объективную оценку.
Деятельность филиалов оценивается по трем группам показателей: активам, пассивам и финансовому результату. Каждой из них экспертным путем присваиваются коэффициенты значимости, сумма которых должна быть равна единице. Наиболее значимым для оценки деятельности филиала является его финансовый результат - ему присваивается максимальный коэффициент - 0,5. Активы и пассивы филиала оцениваются с одинаковыми коэффициентами качества - 0,25, что справедливо для оценки работы филиалов на региональном рынке в условиях конкуренции с другими банками. Если же активы или пассивы филиалам помогает формировать головной банк, их значимость, соответственно, снижается. Порядок оценки финансово-хозяйственной деятельности филиалов коммерческого банка приведен в таблице.
Анализируемые показатели представляют собой относительные коэффициенты, которые рассчитываются для каждого филиала. Поскольку величины этих коэффициентов для различных категорий филиалов (например, устоявшиеся и вновь созданные) могут отличаться действительно на порядки, коэффициенты преобразуются в баллы: скажем, путем ранжирования этих коэффициентов по их величине. Предположим, если анализируется двадцать филиалов, по каждому рассчитанному для группы филиалов коэффициенту присуждаются баллы от 1 до 20 - в зависимости от величины этого коэффициента. Сделать это достаточно просто, используя стандартную функцию - "РАНГ" в программе Microsoft Office Excel.
Для каждого филиала итоговый коэффициент качества Ki по каждой группе (активы, пассивы, финансовый результат) рассчитывается по формуле:
3
Ki = Сумма Aij x Kj,
i = 1
где Аij - величина анализируемого параметра j из группы качества i, выраженная в баллах, а Кj - коэффициент значимости параметра j.
В результате для каждого филиала определяем коэффициенты качества активов, пассивов и финансового результата.
Затем по каждому филиалу абсолютные значения активов, пассивов и финансового результата корректируются - путем умножения их на величину коэффициента качества - и оцениваются в баллах вышеописанным путем.
Итоговая оценка результативности финансово-хозяйственной деятельности Rk филиала под номером k определяется по формуле:
3
Rk = Сумма A'i x Ki
i = 1
где A'i - скорректированный на величину качества показатель i-той группы (I = 3, соответствует активам, пассивам, финансовому результату); Ki - коэффициент значимости активов, пассивов и финансового результата, k - порядковый номер филиала.
Итоговые оценки можно привести к уровню единицы или оценить в итоговых баллах, присуждаемых по указанной выше методике.
Из результатов оценки, приведенных на рисунке, ясно видны три группы филиалов: успешно работающие, средние и проблемные.
Качественная оценка деятельности филиалов коммерческого банка очень важна для их деятельности, ведь по ее результатам определяется материальное вознаграждение руководителей и сотрудников. Поэтому от корректности этой оценки и простоты ее понимания зависит мотивация персонала, а значит, и эффективность его деятельности.
Порядок расчета рейтинга филиалов с учетом коэффициентов качества
доходных активов, привлеченных ресурсов и финансового результата
Коэффициенты качества |
Анализируемые параметры | Порядок расчета | Коэффициенты значи- мости |
|
Коэффициент качества акти- вов |
Доля доходных активов в валю- те баланса |
Доходные активы/Валюта баланса | 0,50 | 0,25 |
Доля ссуд, выданных физичес- ким лицам в кредитном портфе- ле |
Кредиты, предоставленные физи- ческим лицам/Ссудная задолжен- ность всего |
0,30 |
||
Доля срочной ссудной задол- женности в совокупной ссудной задолженности (учитывает про- срочку) |
(Ссудная задолженность всего- Просроченные кредиты) / Ссудная задолженность всего |
0,20 |
||
Коэффициент качества пас- сивов |
Обеспеченность доходных акти- вов филиала собственными ре- сурсами |
Срочные обязательства (+30% обязательств до востребования)/ Ссудная задолженность всего |
0,50 |
0,25 |
Доля срочных ресурсов в прив- леченных ресурсах |
Срочные обязательства / Привле- ченные ресурсы |
0,20 |
||
Доля средств физических лиц в привлеченных ресурсах |
Привлеченные средства физичес- ких лиц/Привлеченные ресурсы |
0,30 |
||
Коэффициент качества фи- нансового ре- зультата |
Доля доходов от операций с клиентами в чистом операцион- ном доходе |
(Чистые операционные доходы - Сальдо трансфертных сделок)/ Чистый операционный доход |
0,40 |
0,5 |
Доля неоперационных (комисси- онных) доходов в чистом опе- рационном доходе филиала |
Чистые комиссионные доходы/Чис- тые операционные доходы |
0,30 |
||
Среднегодовая рентабельность работающих активов |
Чистые операционные доходы (за полгода) х 2 / Доходные активы |
0,15 |
||
Рентабельность капитала (те- кущая эффективность инвести- ционных вложений) ROE |
Управленческий финансовый ре- зультат (за полгода) х 2/Объем инвестиционных вложений (сум- марный) |
0,15 |
"Рисунок 1"
С. Голубев,
начальник отдела Департамента по работе
с региональными учреждениями ОАО "ТрансКредитБанк", д.э.н.
"БДМ. Банки и деловой мир", N 1, январь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"