Зоны экономической свободы: опыт Республики Беларусь
Среди крупнейших стран СНГ наиболее успешно практика создания свободных экономических зон осуществлена на сегодняшний день в Республике Беларусь. Отчасти это связано с особенностями политической системы в стране. С другой стороны, успех белорусского опыта во многом обусловлен упрощенными таможенными взаимоотношениями с Россией.
В России, как известно, после не совсем удачного первого периода, длившегося до 2005 года, сейчас только начинается второй этап создания СЭЗ.
А на Украине - также в конце 2005 года - решено вовсе отменить свободные экономические зоны. Что имеет простое объяснение: в обеих этих странах особые или свободные экономические зоны играли в большей степени роль офшоров (в худшем понимании этого термина), и в меньшей - выполняли функцию точечных инвестиционных плацдармов. Работает несколько таких зон сегодня в Казахстане, но развитию этой системы в стране, пожалуй, не хватает цельности. Там до сих пор не определились, на каком из нескольких известных путей развития экономических зон следует остановиться.
И только в Республике Беларусь - несмотря на популярное мнение о плохом инвестиционном климате в стране - система СЭЗ поступательно развивается в течение почти десяти лет, и уже стала приносить хоть и небольшие, но заметные плоды. Здесь тоже существует ряд проблем, схожих с теми, с которыми в свое время столкнулись Украина и Россия, но они не приобрели столь острого характера и не привели к свертыванию всей программы, как это случилось в соседних странах.
Говоря о проблемах, прежде всего следует упомянуть о состоявшемся в 2004 году совещании правительства республики, специально посвященного деятельности СЭЗ. Тогда президент Александр Лукашенко подверг их резкой критике и поручил Министерству экономики разработать новый указ, регулирующий деятельность свободных экономических зон. В ходе совещания было отмечено, что роль их незначительна и что многие резиденты СЭЗ вместо выполнения взятых обязательств по наращиванию экспорта производимой продукции либо "демпингуют", создавая серьезную конкуренцию на внутреннем рынке, либо в нарушение законодательства фальсифицируют факты вывоза товара за рубеж, на самом деле оставляя его в стране. Президент тогда даже пригрозил ликвидировать СЭЗ на территории республики в следующем, 2005-м году если не будут устранены их недостатки. Однако они работают до сих пор, что, вероятно, говорит о частичном улучшении ситуации.
Действительно, изначально свободные экономические зоны в Беларуси создавались с оглядкой на внушительный эффект их внедрения в Китае, где такие же зоны стали одним из локомотивов инвестиционного бума в стране. В сравнении с китайскими достижениями белорусский результат, конечно, ничтожен. Но, тем не менее, если сравнивать с результатами соседних стран СНГ, его можно считать более чем успешным.
Судите сами, уже по состоянию на 2004-й год (то есть когда президент выступил со своими претензиями) вклад СЭЗ в общий объем промышленного производства страны составлял 2,3%. Это примерно вдвое больше, чем дает российская легкая промышленность. Иными словами, фактически в республике создана еще одна, причем эффективно работающая отрасль. Рентабельность производства белорусских СЭЗ составляет примерно 20% (это столько же, сколько в России получают в нефтедобывающем и нефтеперерабатывающем комплексе). Кроме того, инвестиционный вклад СЭЗ - около 2% от общего объема вложений в республику. По сравнению с Китаем - копейки, но если сравнивать с Россией, то такой же вклад в общую сумму инвестиций дает все наше химическое производство.
Таким образом, несмотря на все проблемы, белорусские СЭЗ уже доказали свою действенность и - в отличие от многих других стран СНГ - не стали зонами отмывания капитала. Они привлекают реальные инвестиции, производят реальные товары и реально их экспортируют. При этом, правда, экспорт их продукции осуществляется преимущественно в Россию, что в немалой степени связано с упрощенными таможенными взаимоотношениями между нашими государствами. В этом, собственно, и кроется один главнейших факторов риска белорусских СЭЗ, особенно если учесть события начала нынешнего года. Малейшее ужесточение таможенных взаимоотношений между Россией и Белоруссией может привести к серьезным проблемам местных СЭЗ.
Изначально свободные экономические зоны в республике создавались для налаживания производства либо экспортно-ориентированной, либо импортозамещающей продукции, которая не конкурировала бы с местной продукцией на внутреннем рынке. Для этого зонам предоставлялись льготы в налогах, таможенных пошлинах и регистрации. Так, резиденты самой первой в стране СЭЗ "Брест", созданной в 1996 году, могли беспошлинно ввозить товары и оборудование и платили налоги по сниженным ставкам: 15%-ный налог на прибыль (вместо действующей ставки в 24%) и 10% НДС (взамен двадцатипроцентного тогда и 18%-ного - сейчас). Помимо этого, при условии экспорта не менее 70% произведенной продукции, предприятие получало возможность в течение пяти лет платить налог на прибыль в размере 12%. Государство также обязалось профинансировать развитие инфраструктуры СЭЗ - строительство и реконструкцию дорог, мостов, инженерных сетей.
СЭЗ в Белоруссии были созданы во всех шести областях республики ("Брест", "Минск", "Гомель-Ратон", "Витебск", "Могилев" и "Гродноинвест"). В этом состоит отличие от первых СЭЗ России, Украины и Казахстана, где они первоначально располагались в экономически наименее развитых регионах. Яркий пример - Ингушетия, ставшая для российских предпринимателей чуть ли не "вторым Кипром". Как правило, площадки под СЭЗ в Белоруссии отводились на территориях прекративших свою деятельность в прошлые годы предприятий, где уже существовала определенная инфраструктура. Создавались они и вблизи транспортных магистралей. Например, на территориях СЭЗ-Брест и СЭЗ-Минск расположены международные аэропорты. К тому же через территорию СЭЗ-Брест проходит трубопровод, по которому подается за рубеж газ, а в восьмидесяти километрах от зоны расположена теплоэлектростанция мощностью 1400 МВт.
Есть у белорусов и опыт включения свободных экономических зон в состав более или менее успешных предприятий. Скажем, одна из таких площадок расположена на территории далеко не бедствующего гомельского предприятия "Кристалл", где развернуто производство алмазного инструмента. Напомню, что прежде "Кристалл" в большей мере занимался гранильным производством, то есть, грубо говоря, выпускал полуфабрикаты.
Некоторые из зон специализированы на выполнении определенной задачи. Например, "Брест" по действующему уставу принимает инвестиции на создание в первую очередь предприятий фармацевтической, автомобильной, пищевой, электронной, мебельной и деревообрабатывающей отраслей. В СЭЗ "Витебск" предпочтение отдается проектам, в которых предполагается использование новых высоких технологий.
За девять месяцев 2006 года экспорт продукции СЭЗ составил $562,2 млн., что на 34,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Среди экспортируемых товаров наибольший удельный вес занимают мебель и части к ней (14,3%), что объясняется "брестским" фактором. Эта зона - старейшая в республике, и поэтому успела занять наибольшую долю как в количестве созданных предприятий, так и в объеме произведенной продукции. Из числа вышеперечисленных отраслей, которым отдан приоритет в развитии этой СЭЗ, наибольшее развитие получило именно производство мебели, что и повлияло на общую статистику. Такой "перекос" в сторону одной из отраслей в деятельности свободных экономических зон многими экспертами также называется как один главных факторов риска.
Вторая по величине СЭЗ республики - минская. На СЭЗ "Витебск" и "Минск" приходится две трети освоенных инвестиций. Это вполне понятно. Минск - столица, и, как все столицы мира, в наибольшей мере притягивает иностранный капитал, а Брест - главные "транспортные ворота" страны на Запад. Столь же динамично развивается СЭЗ "Ратон-Гомель". Объемы инвестиций в три другие зоны пока менее значительны.
Отметим, что в структуре инвестиций в свободные экономические зоны Беларуси российский капитал не имеет лидирующего положения, хотя наибольшая часть произведенной в них продукции отправляется именно в нашу страну. Например, в СЭЗ "Минск" наибольшая доля инвестиций приходится на Великобританию - 50%, а на Россию - всего 6%.
Объем экспортируемой из белорусских СЭЗ продукции сейчас немного больше, чем объем импорта. Так, за девять месяцев минувшего года импорт товаров резидентов СЭЗ составил $549,9 млн., увеличившись по сравнению с январем-сентябрем прошлого года на 26,9% (при том что экспорт составил $562,2 млн.). Таким образом, сальдо баланса невелико, однако при этом следует отметить, что еще год назад картина была абсолютно противоположная. Кроме того, важен тот факт, что белорусский экспорт - продукция высокого передела, а ввозят в страну главным образом сырье и материалы (рыба, изделия из алюминия, полимерные материалы, ДСП и прочее).
Следует также учитывать множество других положительных эффектов, которые создали свободные экономические зоны для экономики страны в целом. На фоне общих экономических результатов они пока еще довольно бледны, но уже заслуживают оценочного внимания. Прежде всего - это новые рабочие места (около 1% от общего числа работающего населения страны). Немаловажный фактор и налоги, поступающие в казну государства. Общий годовой вклад СЭЗ в бюджет республики можно оценивать в размере около $200 млн. Для бюджета Белоруссии это не столь значительно, но не так уж и мало - более 1% от всего государственного бюджета.
Единственный показатель в деятельности свободных экономических зон, который в последнее время сокращается, - количество действующих на их территориях предприятий. Причем сокращение началось именно с того момента, когда Александр Лукашенко выступил с критикой деятельности СЭЗ. Если по итогам 2004 года количество резидентов в белорусских СЭЗ составляло 284, то к 1 октября 2006-го их осталось 267, то есть на 6% меньше. По всей видимости, власти республики более строго стали относиться к регистрации новых резидентов. Кстати, с того же времени начала сокращаться доля мебели в экспорте СЭЗ за пределы республики.
Если говорить о перспективах, то в программе социально-экономического развития страны до 2010 года запланировано увеличить объем производства в свободных экономических зонах в период 2006-2010 годов на 47-61% по сравнению с уровнем 2005-го. Резиденты СЭЗ должны увеличить экспорт товаров и услуг на 68-76%, тогда как импорт возрастет на 45-55%. Ожидается, что инвестиции в основной капитал резидентов СЭЗ за этот срок вырастут на 68-76%. Вместе с тем, следует учесть возможное ужесточение таможенных взаимоотношений с Россией, которое может не только привести к спаду в деятельности СЭЗ, но и негативно отразиться на всей белорусской экономике.
А. Куц,
специалист аналитического центра AK&M
"БДМ. Банки и деловой мир", N 1, январь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"