SAS - на пути к интеллектуальному предприятию
Компания SAS известна своими разработками нового поколения программного обеспечения, предназначенного для бизнес-анализа. Ее решения используют свыше сорока тысяч компаний по всему миру, и такая популярность не случайна, ибо они позволяют создать то, что называется "интеллектуальным предприятием". И так же не случайно то, что решения SAS внедрены в 13 из пятнадцати ведущих российских банков - недаром компания считает банковский сегмент одним из наиболее активных и перспективных.
Чем активнее развивается рынок банковской розницы, тем чаще ему предрекают очередной кризис, более или менее глобальный. Опасения эти возникли не на пустом месте - процент невозвратов потихоньку растет по всей банковской системе, а, по некоторым оценкам, есть банки, у которых он приближается к 20%.
Высокие риски характерны и для кредитования малого бизнеса, который нынче "входит в моду". Впрочем, риски - неотъемлемая часть бизнеса, и не только банковского. Просто банк рискует чужими деньгами, и его крах обычно имеет более широкий общественный резонанс.
Есть и еще одна принципиальная особенность сегодняшнего розничного рынка - все более обостряющаяся борьба за клиента. Причем в большинстве банков уже поняли, что при прочих практически равных условиях единственной реальной "приманкой" для клиента остается качество обслуживания - а значит, оперативность, точность и профессионализм персонала.
Для решения первой проблемы банки и компании создают отделы риск-менеджмента, для второй - внедряют CRM. Почему-то многим эти структуры кажутся параллельными, то есть - не пересекающимися. На деле же связаны они неразрывно. Вопрос лишь в том, умеют ли в банке или на предприятии понять эту связь и выстроить единую, истинно комплексную систему. Ту, которая в мире получила название Business Intelligence - или сокращенно BI.
Оптимизация "по-честному"
Аналитическая компания IDC, проводившая исследование рынка автоматизации, в своем отчете отметила, что, в отличие от многих поставщиков, использующих термин "оптимизация" в качестве рекламного трюка, SAS предлагает реальную технологию оптимизации, с мощными аналитическими и операционными компонентами. И хотя сказано это применительно к CRM, такая оценка справедлива по отношению ко всем решениям компании.
Итак, компания SAS, завоевавшая лидерство в разработке прикладных решений для аналитического CRM, идет дальше, предлагая продукт с похожим именем - СРМ, но много более широким смыслом. Термин этот (Corporate Performance Management) расшифровывается как система управления эффективностью бизнеса.
Очень коротко суть этого решения можно изложить в нескольких фразах. Любая компания, будь это банк или предприятие, живет и развивается в постоянно меняющейся бизнес-среде. Соответственно внешним изменениям происходят и перемены внутренние. Понятно, что для жестко выстроенного управления предприятием любое мало-мальски принципиальное (или даже просто масштабное) изменение хотя бы одного из бизнес-процессов становится стрессом и способно вывести из строя всю систему. Так вот, SAS предлагает своего рода "локомотив" - технологическую платформу и "вагоны" - комплект бизнес-решений, поддерживающих широкий набор структур для измерения, представления и оптимизации деятельности.
Такая конструкция предполагает гибкость, необходимую именно перспективным, активно развивающимся компаниям.
Все начинается со стратегии
Утверждение это, конечно, не новое, однако в случае построения CPM-cистемы четкий стратегический посыл абсолютно необходим. Только в этом случае предлагаемые SAS решения в области бизнес-анализа действительно принесут желаемый эффект, а иначе может получиться "стрельба из пушки по воробьям".
Столь глобальная постановка вопроса часто пугает потенциальных пользователей СРМ, и совершенно напрасно. Потому что компания SAS использует модульный подход, что позволяет обойтись без "революций", а идти щадящим эволюционным путем.
На верхнем уровне СРМ представляет собой набор определенных показателей, которые дают не только точное, но и сбалансированное представление об эффективности работы предприятия. Сложность здесь заключается в том, что эффективность разных элементов бизнеса и трактуется по-разному. Отсюда и требования к четко сформулированной стратегии - ведь СРМ-решения не единовременны, а рассчитаны на длительную работу.
К слову сказать, четкая формулировка стратегии вовсе не предполагает ее незыблемость: из месяца в месяц в нее могут вноситься те или иные корректировки, обусловленные сменой внешних или внутренних условий бизнеса. Для чего, собственно, и нужна гибкость решений, их приспособляемость.
Самый наглядный пример решаемых СРМ-системой задач - анализ рынка, параметры которого могут меняться в весьма широкой амплитуде буквально ежедневно. Понятно, что еженедельно измерять, скажем, уровень продаж довольно просто. Много сложнее реагировать на изменения, управлять стратегией продаж - тут обычными линейными показателями не обойтись. Необходим контроль и анализ как непрерывных, так и дискретных показателей соответственно его результатам - планирование, определение целей и принятие тактических решений. Лишь тогда можно говорить не только об измерении, но и об управлении эффективностью.
Не разрушение, а интеграция
Важный вопрос для тех, кто присматривается к СРМ-системам: не придется ли полностью отказаться от "нажитого"? Ведь в каждой компании есть формировавшиеся порой годами IТ-ресурсы, и далеко не всякое предприятие готово к полной их замене, поскольку, помимо материальных затрат, подобные кардинальные перемены всегда связаны с серьезным стрессом и сбоями деятельности. Заметим, кстати, что многие компании в силу объективных и субъективных причин за годы работы так "обросли" разрозненными информационными системами, что столкнулись с угрозой потери контроля над ними.
Понимание этой распространенной ситуации обернулось одним из ключевых технических достоинств СРМ - интеграцией и использованием существующих IТ-ресурсов клиента. Иными словами, с помощью СРМ можно, во-первых, навести порядок в своем информационном "хозяйстве", а во-вторых, заставить его работать в русле тех современных и гибких решений, которые предлагает SAS.
Что может СРМ-система?
Рассмотрим несколько основных решений СРМ и дадим каждому из них краткую характеристику.
SAS Strategic Performance Management - решение по стратегическому управлению компанией. Его можно назвать наиболее важным элементом системы. Это решение включает:
таблицы сбалансированных показателей;
ключевые показатели эффективности (KPIs);
карты стратегий и процессов;
системы управленческой отчетности для руководства.
SAS Financial Management Solutions - решение для финансового менеджмента. Это один из ключевых компонентов СРМ-решения, обеспечивающий анализ финансовой деятельности компании. Включает ряд самостоятельных приложений:
SAS Budgeting and Planning - для бюджетирования и планирования;
SAS Consolidation and Reporting - для консолидации, анализа и отчетности финансовой информации;
SAS Activity-Based Management - для функционально-стоимостного управления.
SAS Risk Management - решение по управлению рисками обеспечивает управление данными, анализ рисков и отчетность, необходимую для управления кредитным, рыночным и, что особенно важно для банков в контексте внедрения положений Базеля II, - операционным риском.
SAS Intelligence Platform служит основанием для решений компании, касающихся интеграции и качества данных, управления данными, аналитическими и BI-решениями. Кроме того, это решение обеспечивает интегрированный, целостный взгляд на разрозненные операционные системы организации или предприятия.
SAS Analitic Intelligence - аналитические решения, которые превращают данные в информацию доступную, полезную и необходимую для поддержки принятия решений.
SAS Business Intelligence - решение по доставке и представлению информации. Как и следует из его названия, оно доставляет точную сводную информацию по предприятию нужному человеку и в нужное время.
Итак, даже короткие аннотации компонентов СРМ-системы дают представление о ее поистине всеобъемлющем характере. Остается добавить, что разработчики очень заботливо отнеслись к потенциальным пользователям своих решений, сделав их понятными и доступными любому, кто так или иначе имеет дело с компьютерными технологиями, вплоть до привычного интерфейса.
В этой публикации мы познакомили вас с самыми общими сведениями о том, что такое СРМ-системы, которые предлагает всемирно известная компания SAS. Грядущее вступление России во Всемирную торговую организацию неизбежно приведет к расширению присутствия зарубежных банков и компаний на российском рынке, а значит - к резкому обострению конкурентной борьбы. И выиграет в ней тот, кто сумеет адаптироваться к новым условиям и вооружится самыми современными решениями и технологиями. Так что продолжение следует...
С. Анохин,
менеджер по развитию бизнеса SAS СНГ,
финансовый сектор
"БДМ. Банки и деловой мир", N 1, январь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"