г. Томск |
Дело N 07АП-6333/10 (NА45-26322/2009) |
"17" сентября 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 03.09.2010.
Полный текст постановления изготовлен 17.09.2010
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Терехиной И. И.
судей: Лобановой Л.Е., Кресса В.В.
при ведении протокола судьей Лобановой Л.Е.
с участием представителей:
от истца: Стволовой М.В. по дов. N 2-19 от 20.05.2010,
от ответчиков: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "СибирьЭнерго"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.05.2010
по делу N А45-26322/2009 (судья Попова И.В., арбитражные заседатели - Шушарина Е.Н., Чернова Н.А.)
по иску ОАО "СибирьЭнерго"
к ООО "Управляющая компания "Октябрьская"
о взыскании 14 557 709,88 руб. и встречному иску ООО "Управляющая компания "Октябрьская"
к ОАО "СибирьЭнерго"
о признании пункта 4.1 соглашения N 14 от 28.09.2007 недействительным,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "СибирьЭнерго" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к ООО "Управляющая компания "Октябрьская" (далее ООО "УК "Октябрьская") о взыскании задолженности в размере 14 557 709,88 руб. за поставленную в 2008 году тепловую энергию.
Определением суда от 04.02.2010 к совестному производству с первоначальным иском принято встречное исковое заявление ООО "УК "Октябрьская" о признании п.4.1 соглашения N 14 о расчетах за тепловую энергию в горячей воде от 28.09.2007 недействительным, как противоречащим ст.157 Жилищного кодекса РФ, а также абз. 2 п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 (л.д.121-122, т.4).
Решением суда от 24.05.2010 (резолютивная часть объявлена 18.05.2010) исковые требования ОАО "СибирьЭнерго" оставлены без удовлетворения, встречный иск ООО "УК "Октябрьская" удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "СибирьЭнерго" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска, ссылаясь, в том числе на то, что:
- суд неправильно истолковал п.19 Правил N 307, не принял во внимание Приложение N 2 к Правилам N 307; кроме того, отказывая в иске, суд не дал оценку разделу соглашения, в котором стороны учли положения Жилищного кодекса РФ и Правил N 307; судом не было принято во внимание, что все условия соглашения должны оцениваться в их совокупности и взаимосвязи;
- произведенный истцом расчет задолженности соотносится с правовой позицией Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в постановлении N 525/09 от 09.06.2009;
- порядок определения платы за тепловую энергию на основе п. 4.1. соглашения, полностью соответствует действующему гражданскому законодательству, в частности ст. 544 ГК РФ, и должен использоваться исполнителем при определении корректировки в соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 1 приложения N 2 Правил N307;
- положения, закрепленные в ст.ст. 426, 541, 544 ГК РФ не содержат запрета определения количества энергии по соглашению сторон, однако суд данные положения закона истолковал неправильно.
Представитель истца в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы и настаивала на ее удовлетворении.
ООО "УК "Октябрьская" в отзыве на апелляционную жалобу возражало против ее удовлетворения, указывая на то, что согласно норм гражданского и жилищного законодательства РФ установлен приоритет Жилищного кодекса и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ; методика определения количества тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденная приказом Госстроя России N 105 от 06.05.2000, неприменима к расчету количества тепла, поставляемого жилому фонду; правовая позиция Высшего Арбитражного суда РФ по вопросу о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии прибора учета, когда одна из сторон приобретает тепловую энергию для жилого фонда, однозначна - исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, и не важно договорные это отношения или нет.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке ст.156 АПК РФ без участия представителя ответчика (по первоначальному иску), извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Заслушав представителя ОАО "СибирьЭнерго", исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 24.05.2010, апелляционный суд не находит оснований для его отмены.
Материалами дела установлено, что между ОАО "СибирьЭнерго" (ЭСО) и ООО "УК "Октябрьская" (Управляющая организация) 28.09.2007 заключено соглашение расчетах за тепловую энергию в горячей воде N 14 (л.д.9-17, т.1), по условиям которого:
- Управляющая организация через сети теплосетевой организации приобретает тепловую энергию у ЭСО для объектов, жилых домов, указанных в приложении N 1-1, в объемах, ориентировочно установленных соглашением (п.1);
- количество подаваемой тепловой энергии Управляющей организации определяется расчётным методом; расчет производится ЭСО - в соответствии с рекомендациями приказа N 105 от 06.05.2000 Госстроя РФ - по отпуску тепловой энергии с коллекторов источников тепловой энергии за вычетом технологического расхода на передачу (тепловых потерь) в сетях теплосетевой организации, а также суммарного потребления тепловой энергии потребителей, имеющих приборы коммерческого учета, и распределяется пропорционально тепловой нагрузке объектов абонентов, не имеющих приборов учета, в т.ч. o6ъектов Управляющей организации по соглашению, Управляющей организацией - по формуле пункта 3.2. "Правил тепловой энергии и теплоносителя", зарегистрированных в Минюсте N 954 от 25.09.1995: Q= 103xGx(hl-h2), где объем (расход) теплоносителя определяется величиной установленной ЭСО по п.3.21. настоящего соглашения, а энтальпии h1 и h2 сетевой воды на подающем и обратном трубопроводах на объектах Управляющей организации, - по параметрам температуры и давления теплоносителя, регистрируемых на объектах управляющей организации и зафиксированных в Журнале контроля параметров теплоносителя (приложение N 14). Объекты Управляющей организации должны при этом иметь аттестованные приборы измерения, аттестованный персонал. Уполномоченный персонал энергоснабжающей организующий (теплосетевой организации) имеет право проконтролировать правильность и достоверность заполнения журнала контроля параметров теплоносителя, как при личном посещении объектов Управляющей организации, так и по показаниям контролирующих приборов на ЦТП теплосетевой организации. При отказе в доступе на объект Управляющей организации и не предъявлении для проверки Журнала контроля параметров теплоносителя, по данному объекту за этот расчетный месяц, количество тепловой энергии принимается равным величине, рассчитанной энергоснабжающей организацией (п. 4.1);
- Управляющая организация обязана производить, в соответствии с действующем законодательством корректировку размера платы Потребителей за коммунальные услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а также мер социальной поддержки и субсидиям по каждому потребителю, исходя из стоимости тепловой энергии. Корректировка и за отопление, и за горячее водоснабжение осуществляется 1 раз в год в январе (п.6.2.5);
- при выполнении со стороны Управляющей организации условия о ежемесячном предоставлении информации по величине начислений за коммунальные услуги и проведению корректировки Управляющая организация не несет ответственности за оплату тепловой энергии по платежам потребителей (п.6.3);
- оплата поставленной тепловой энергии осуществляется в следующем порядке: до 25 числа текущего месяца - в размере месячного начисления мер социальной поддержки и субсидий потребителям, до 10 -го числа месяца, следующего за расчетный - окончательный расчет (п.6.7).
В Приложениях N N 1-1, 1-2, 1-4, 1-5, 1-6, стороны определили перечень объектов с нагрузками по видам потребления для жилищного фонда ООО "УК "Октябрьская", в Приложениях NN 6, 6-1, 7, 8, 9, 10, установлен формат предоставления данных по величине начислений за коммунальные услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, в Приложении N11 порядок обмена информацией по начислениям за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению, в Приложениях NN 12, 13, 14, 15 утверждены образцы документов подлежащих исполнению в процессе осуществления договорных отношений (л.д.18-41, т.1).
В течение 2008 г. ООО "УК "Октябрьская" предоставляло ОАО "СибирьЭнерго" ежемесячные начисления населению по коммунальным услугам по отоплению и горячему водоснабжению, однако корректировку, предусмотренную п. 6.2.5 соглашения, в установленные соглашением сроки не произвело, что привело к образованию задолженности в сумме 14 557 709,88 руб. в связи, с чем ОАО "СибирьЭнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении первоначальных исковых требований и удовлетворяя встречный иск, суд первой инстанции исходил из того, что истец не доказал соответствие его расчетов Правилам N 307 и наличие у ответчика задолженности в заявленном размере, при этом п.4.1 соглашения N 14 от 28.09.2007 о расчетах за тепловую энергию в горячей воде является ничтожным, как противоречащий Правилам N 307, п. 5 ст. 426, п. 1 ст. 541 ГК РФ.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
Согласно ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от их исполнения не допускается.
В соответствии с положениями ст.426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Пунктом 1 ст.539 ГК РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ (п. 1 ст. 157 ЖК РФ).
На основании п.п.3, 49 Правил N 307 ответчик является исполнителем коммунальных услуг и обязан приобретать у ресурсоснабжающей организации энергию.
В силу п. 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, следует руководствоваться п.15 Правил N 307.
Из п.15 Правил N 307 следует, что в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При отсутствии средств измерения объем отпущенной тепловой энергии должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия приборов учета (п/п. "д" п. 5, п. 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006).
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 525/09 от 09.06.2009.
Факт того, что коммунальный ресурс приобретался у истца ответчиком как исполнителем коммунальных услуг не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги, ОАО "СибирьЭнерго" подтвежден материалами дела.
В соответствии с п/п. 2 ч.1 приложения N 2 Правил N 307 размер платы за отопление (руб.) в конкретном жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по изложенной в ней формуле, где используется показатель "P" - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В качестве правового обоснования возможности определение количества принятой абонентом энергии соглашением сторон ОАО "СибирьЭнерго" ссылается на ст. 544 ГК РФ и поскольку соглашением N 14 о расчетах за тепловую энергию в горячей воде от 28.09.2007 стороны договорились использовать методику N 105, истец считает произведенную им корректировку исходя из объема потребленной тепловой энергии, рассчитанного по данной методике, соответствующей действующему законодательству.
Между тем, расчетный способ определения размера платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, законодательством РФ не установлен и, кроме того, в результате корректировки, предусмотренной приложением N 2 происходит изменение (как правило, в сторону увеличения) размера платы граждан за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению относительно размера платы, определенного согласно действующему законодательству исходя из нормативов потребления.
С учетом изложенного, условия соглашения N 14 об определении способа (порядка) расчета объема, а, следовательно, и размера платы, потребленной тепловой энергии, устанавливают обязанности для лиц, не являющихся стороной этого соглашения, что противоречит закону п. 4.1 соглашения обоснованно признан судом первой инстанции недействительным.
К тому же, при отсутствии на объектах (многоквартирных домах) приборов учета ответчик не может определить количество тепловой энергии на основании п. 3.2. "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя", так как согласно п/п 3.2.1 данных Правил количество тепловой энергии определяется по приведенной формуле на основании показаний теплосчетчиков. Таким образом, не может быть соблюден порядок расчета количества подаваемой тепловой энергии, предусмотренный п.4.1 соглашения N 14.
Министерство регионального развития РФ (уполномоченный орган давать разъяснения по применению "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" N 307) в связи с поступающими запросами от субъектов РФ по вопросу целесообразности и правомерности осуществления корректировки платы за коммунальные ресурсы в письме от 28.05.2007 N 10087-ЮТ/07 указало на недопустимость единоличного определения (расчета) ресурсоснабжающей организацией количества (объема) коммунального ресурса.
С учетом изложенного, стороны не вправе производить расчет и корректировки в порядке, отличном от порядка, предусмотренном в Правилах N 307.
При изложенных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о несоответствии условий заключенного сторонами соглашения требованиям действующего законодательства, является законным и обоснованным.
Кроме того, в соответствии с п.п. 25, 29 Правил N 307 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме. В норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. метр площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги.
Из представленного с исковым заявлением расчета (л.д.8, т.1) следует, что, начиная с 01.01.2008 (начало спорного периода по заявленному требованию) по 31.12.2008 истец определял количество тепловой энергии, отпускаемой на нужды населения, по системе "Карат". В этом расчете не учитывается количество потребителей и установленные органами местного самоуправления нормативы потребления, что противоречит пунктам 19 и 8 Правил N 307, следовательно, истец применяет способ расчета, не предусмотренный законом.
Довод апелляционной жалобы о неправильном истолковании судом положений, закрепленных в ст.ст. 426, 541, 544 ГК РФ, является несостоятельным. ГК РФ в п. 1 ст. 548 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Аналогичное положение о приоритете Правил предоставления коммунальных услуг гражданам закреплено и в Правилах N 307.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная жалоба ОАО "СибирьЭнерго" удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно ч.ч.1,5 ст. 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст. 269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.05.2010 по делу N А45-26322/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
Л.Е. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-26322/2009
Истец: ОАО "СибирьЭнерго"
Ответчик: ООО "УК "Октябрьская"
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6333/10