Обратная связь
Правомерно ли привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ, в случае отсутствия у него документов, запрашиваемых налоговой инспекцией?
Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента:
- документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
- документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов.
В соответствии с новой редакцией пункта 1 ст. 93 главы 14 "Налоговый контроль" части первой НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
Как правило, указанные документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий в течение десяти дней со дня вручения соответствующего требования. Однако копии документов организации должны быть заверены подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица, а также печатью этой организации. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (его должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Кроме того, новацией является следующее положение. Проверяемое лицо, не имея возможности представить истребуемые документы в течение установленного Кодексом срока, вправе в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомить проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления этих документов в указанные сроки. При этом должны быть указаны, во-первых, причины, по которым эти документы не могут быть представлены в установленные сроки, во-вторых, сроки, в течение которых проверяемое лицо намерено представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения подобного уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления: а) продлить сроки представления документов или б) отказать в продлении сроков (о чем выносится отдельное решение). Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Таким образом, ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, может быть применена только в случае, если запрашиваемые документы имеются у налогоплательщика в наличии, и есть реальная возможность их представить (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 октября 2006 г. N А82-15969/2005-27).
Вправе ли налоговые органы требовать составления сопроводительного письма к уточненной декларации по налогу на прибыль?
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести в эту декларацию необходимые изменения. А затем он должен представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (ст. 81 НК РФ).
В случае обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном Кодексом. Если эта налоговая декларация подана после истечения установленного срока, то она не считается представленной с нарушением срока.
Часто налоговые инспекции требуют от налогоплательщиков представления наряду с уточненной налоговой декларацией сопроводительного письма, где должны быть указаны основания изменений, вносимых в налоговую декларацию, и соответствующие пояснения к ним. Отсутствие указанного письма нередко является поводом для отказа в принятии налоговой декларации. Однако положения ст. 81 НК РФ не содержат требования об обязательном предоставлении какого-либо сопроводительного или пояснительного документа к уточненной декларации. Для того чтобы избежать возникновения подобной ситуации, налогоплательщик может обратиться к ст. 80 НК РФ. Данная норма предусматривает, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора) в налоговый орган лично или через представителя, а также направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Следует указать, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета) и обязан по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора) проставить отметку на копии налоговой декларации (копии расчета) о принятии и дату ее получения. При получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику (плательщику сбора) квитанцию о приеме в электронном виде. Порядок представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде определяется Министерством финансов РФ. Налогоплательщик (плательщик сбора) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Каковы особенности осуществления между нерезидентами валютных операций с внутренними ценными бумагами?
На основании подпункта 9 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" к валютным операциям относится в том числе приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Необходимо отметить, что критерии разграничения участников валютных отношений на резидентов и нерезидентов отличаются от критериев, применяемых в налоговом законодательстве. Согласно подпункту 7 п. 1 ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" нерезидентами могут быть:
- физические лица, не являющиеся резидентами в силу требований подпункта 6 п. 1 ст. 1 названного Закона;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
- организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
- аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
- межгосударственные или межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
- находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения таких нерезидентов, как юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, и организации, не являющиеся юридическими лицами.
Поскольку перечень нерезидентов является открытым, то в него также входят иные лица, которые не были указаны в пункте 6 ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
Осуществленное законодателем разделение ценных бумаг на внутренние и внешние позволило отнести последние к числу валютных ценностей (подп. 4, 5 п. 1 ст. 1 вышеуказанного Закона).
В статье 142 Гражданского кодекса РФ дано общее определение ценной бумаги. Это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении. Одновременно отнесение документов к числу ценных бумаг возможно только на основании закона (ст. 143).
Перечень признаков, позволяющих выделить внутренние ценные бумаги, содержится в подпункте 3 п. 1 ст. 1 Федерального закона N 173-ФЗ. Во-первых, это эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в РФ (например, акция); во-вторых, иные ценные бумаги удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории Российской Федерации (может быть вексель). По мнению большинства специалистов, при отсутствии у ценной бумаги указанных признаков, она должна быть отнесена к валютным ценностям.
Из пункта 2 ст. 10 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" следует, что нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации при выполнении ряда условий: учете требований, предусмотренных антимонопольным законодательством РФ, прежде всего нормами Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (например, ст. 10, 11), и законодательством РФ о рынке ценных бумаг; а также соблюдении порядка осуществления указанных операций, установленном Центральным банком Российской Федерации. Ограничение соответствующих операций, как правило, связано с требованием Банка России об использовании специального счета при их совершении.
Н.В. Герасименко,
заместитель начальника отдела обобщения практики правоприменения
и методического сопровождения Аналитического управления ФАС России,
кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", N 1, январь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обратная связь
Автор
Н.В. Герасименко - заместитель начальника отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления ФАС России, кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", 2007, N 1