г. Томск |
Дело N 07АП-7210/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.А. Усаниной,
судей Бородулиной И.И., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Колупаевой Л.А.
при участии в заседании:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: Устьянцева Е.В. по доверенности от 12.04.2010г., Логинова А.В. по доверенности от 30.04.2010г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Цимус"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09 июля 2010 года
по делу N А27-7702/2010 (судья Тимошенко Л.С.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Цимус"
к Департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области
об оспаривании постановления о привлечение к административной ответственности
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью Производственно коммерческая фирма "Цимус" (далее ООО ПКФ "Цимус", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 5КМПП/09/10 от 13.05.2010г. о назначении административного наказания за правонарушения, предусмотренные ст.ст.8.2, 8.5, 8.41 КоАП РФ, вынесенным государственным инспектором Кемеровской области по охране природы Кокоулиной А.Н.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 09 июля 2010 г. заявленные требования удовлетворены частично, постановление N 5КМПП/09/10 от 13.05.2010г. о назначении административного наказания ООО ПКФ "Цимус" за правонарушения, предусмотренные ст.ст. 8.2, 8.5, 8.41 КоАП РФ признано незаконным и отменено в части назначения наказания за правонарушения, предусмотренные статьями 8.5, 8.41 КоАП РФ, в остальной части (п. 8.2 КоАП РФ) постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО ПКФ "Цимус" подало апелляционную жалобу, в которой (с учетом дополнений к апелляционной жалобе от 20.09.2010г.) просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить по основаниям недоказанности административным органом и не установления судом осуществления Обществом деятельности по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и в силу ст. 8.2 КоАП РФ, ст. 1 Закона РФ "Об отходах производства и потребления" не является субъектом ответственности; временное накопление в мусорном контейнере отходов не является их размещением, в соответствии с ГОСТом 30773-2001 накопление отходов - второй этап технологического цикла отходов , которому предшествует только их появление, а хранении и удаление- завершающие этапы цикла, которые осуществляются после их транспортировки и складирования ( п. 4.2).
Департамент в представленном отзыве, его представители в суде апелляционной инстанции просят решении суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указав на наличие доказательств , подтверждающих, что деятельность Общества связана с образованием и накоплением отходов до передачи сторонним организациям для размещения; ООО ПКФ "Цимус" не отвечает критериям, предусмотренным ст. 4 Федерального Закона "О развитии малого и среднего предпринимательства", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства", следовательно, не является субъектом малого предпринимательства.
ООО ПКФ "Цимус" надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило, что в силу ч.1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ не препятствуют рассмотрению дела в отсутствие представителя заявителя при имеющихся явке и материалах.
Проверив материалы дела в порядке части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Департаментом возражений относительно признания незаконным постановления по статьям 8.41, 8.5 КоАП РФ не заявлено, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей Департамента, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.07.2010г. в обжалуемой части не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя частично заявленные ООО ПКФ "Цимус" требования, суд первой инстанции исходил из не установления Департаментом осуществления Обществом деятельности по размещению отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах, и как следствие, отсутствие у него обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду; а равно источников загрязнения окружающей среды, которые оказывают воздействие на окружающую среду и в этой части признал постановление административного органа незаконным; исходя из содержания оспариваемого постановления признал доказанным административным органом факт образования бытовых отходов от деятельности ООО ПКФ "Цимус" и совершения действий по обращению с ними (мусор от бытовых помещений, уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли).
В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации алее АПК РФ), при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет привлечение к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Объективная сторона данного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении порядка обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду.
Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства потребления" (далее Закон N 89-ФЗ, Закон об отходах).
В соответствии со статьей 1 вышеуказанного Федерального закона обращением с отходами является любая деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовывались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция) утратившие свои потребительские свойства.
Вышеуказанный закон регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и в процессе любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.
В силу части 1 статьи 39 данного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии со статьей 11 данного Федерального Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение в целях уменьшения количества их образования.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Согласно части 1 статьи 24 вышеуказанного Федерального закона нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их содержание".
Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (пункт 2 Правил).
Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом, классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории (пункт 3 Правил).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, на основании Методических указаний Министерства природных ресурсов РФ разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимиты на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Минприроды (пункт 4 Правил).
В соответствии со статьей 14 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами (часть 2 статьи 14). На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (часть 3 статьи 14).
Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что в процессе деятельности Общества образовывались отходы- мусор от бытовых помещений, уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли, относящиеся к 4 классу опасности; образованные отходы накапливаются в контейнерах, а затем передаются МП "Спейавтохозяйство" для захоронения по договору от 22.12.2005г. N 25121Т; с 01.01.2010г. вывоз отходов осуществляется на основании договора от 01.01.2010г. N 2512Т.
Доказательств наличия у ООО ПКФ "Цимус" разработанных проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещения в порядке ст.11, ч 3 ст. 18 Закона об отходах Обществом в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, установленные административным органом обстоятельства того, что в процессе осуществления деятельности ООО ПКФ "Цимус" образуются опасные отходы (мусор от бытовых помещений организаций несортированный), который согласно Федеральному классификационному каталогу отходов относится к 4 классу опасности для окружающей среды, не опровергнуты.
Исходя из вышеприведенных норм права, фактически установленных обстоятельств по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о невыполнении ООО ПКФ "Цимус" обязанности, установленной ч. 2 ст. 14 Закона об отходах и не подтвердило отнесение отхода - мусор от бытовых помещений организаций несортированный к конкретному классу опасности.
Вместе с тем , из материалов проверки следует, что ответственным лицом за организацию и контроль за утилизацией и вывоза ТБО на основании приказа от 06.01.2010 N 2 является Миськов А.В., не имеющий профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельством (сертификатом) на право работы с опасными отходами 1-4 класса опасности.
В связи с чем, вышеперечисленные действий образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ и правильно квалифицированы Департаментом по ст. 8.2 КоАП РФ.
Ссылка Общества на не установление административным органом осуществления им деятельности по обращению с отходами с указанием какие именно бытовые отходы образуются в результате деятельности предприятия, отклоняются за необоснованностью, само по себе осуществление деятельности влечет образование мусора, в том числе и бытового, от уборки помещений, что в свою очередь образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, при этом установление того, какие именно бытовые отходы образуются не имеет значения для квалификации действий по ст.8.2 КоАП РФ, необходимо доказать сам факт нарушения порядка обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, что установлено и подтверждено административным органом, и не опровергнуто относимыми и допустимыми доказательствами по делу ООО ПКФ "Цимус".
Критерии, по которым ООО ПФК "Цимус" относится к субъекту малого или среднего предпринимательства, Обществом не мотивированы; кроме того, при проверке Департаментом исследовался данный вопрос, в акте от 23.04.2010г. (л.д. 34) указано ООО ПКФ "Цимус" не является субъектом малого или среднего предпринимательства, среднесписочная численность работников за 2009 г. составила 424 человека, выручка от продажи продукции (за минусом налога на добавленную стоимость) за 9 месяцев 2009 г. составила 1 086 616 тыс. руб., что не опровергнуто Обществом, в связи с чем, данный довод отклоняется за необоснованностью.
Исследовав и оценив в соответствии с нормами статьи 71 АПК РФ имеющиеся в дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции, пришел к правомерному выводу о представлении административным органом достаточных доказательств, подтверждающих события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ и факта совершения ООО ПКФ "Цимус" данного административного правонарушения.
Основания считать данные выводы не соответствующими обстоятельствам дела или имеющимся в деле доказательствам, либо основанными на неправильном применении норм материального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09 июля 2010 года по делу N А27-7702/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7702/2010
Истец: ООО ПКФ "Цимус"
Ответчик: Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровский области
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7210/10