Реформа индустрии азарта продолжается...
В конце этого года первый за 14 лет существования азартной отрасли Закон об игорном бизнесе (далее - Закон)*(1) был принят депутатами Госдумы без особых обсуждений. Этот долгожданный участниками игорного рынка документ значительно усложнил положение "азартных" компаний и предпринимателей. Последние просто были исключены депутатами из списка "избранных" игроков. Но Закон затронул интересы не только предпринимателей, лишились прав на осуществление азартной деятельности и другие участники рынка игорного бизнеса. К чему готовиться организаторам азартных игр в наступившем году? Какие перспективы у игровых залов, казино, букмекерских контор и тотализаторов? Ответы на эти и другие вопросы читатели найдут в данной статье.
Устанавливаем новые правила игры
Каждый раз, внося на обсуждение в Госдуму очередной законопроект по организации и проведению азартных игр, его разработчики предлагают разнообразные способы регулирования игорного бизнеса. Не стал исключением законопроект, предложенный депутатам в октябре прошлого года. Он прошел все чтения и был одобрен Советом федерации в конце декабря 2006 года. Авторы Закона считают, что игорный бизнес можно регулировать по пяти направлениям:
- установление порядка осуществления "азартной" деятельности и соответствующих ограничений, в том числе обязательных требований к организаторам и посетителям игорных заведений;
- выделение территорий для организации и проведения азартных игр - игорных зон;
- выдача разрешений на проведение азартных игр в игорных зонах;
- выдача лицензий на деятельность букмекерских контор и тотализаторов;
- выявление, запрещение и пресечение деятельности лиц, организующих и проводящих азартные игры с нарушением действующего законодательства в этой области.
По сравнению с ранее принятым законопроектом *(2) перечень законодательных мер по регулированию игорного бизнеса заметно изменился. Вместо квотирования количества игорных заведений авторы нового закона предпочли более радикальные меры - распределение азартных заведений по игорным зонам. Изменился и подход к порядку лицензирования. Вместо того чтобы выработать четкие правила, которые игорные заведения ждут второй год, законодатели решили ограничиться лицензированием букмекерских контор и тотализаторов. Остальные меры "воздействия" не изменились: по-прежнему депутаты считают, что нужно установить порядок проведения игр, а также выявлять и пресекать деятельность лиц, его нарушающих. А отслеживать это и регулировать игорный бизнес законодатель доверил:
- Правительству РФ;
- федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере азартных игр. В настоящий момент этим органом является Минфин РФ*(3);
- иным федеральным органам исполнительной власти РФ в пределах их компетенции;
- органам государственной власти субъектов РФ, уполномоченным на осуществление функций по управлению игорными зонами.
В этом списке не органичен круг иных федеральных органов исполнительной власти, которые могут в пределах своей компетенции внести в "правила игры" свои поправки. Для этого можно обратиться к Указу Президента РФ N 314*(4), в котором поименованы все органы исполнительной власти, возглавляемые Правительством РФ. Игорные заведения уже "знакомы" с территориальными управлениями Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая осуществляет контроль над соблюдением законодательства о конкуренции, естественных монополиях, рекламе, а также издает в пределах своей компетенции правовые акты. Принятый Закон о рекламе*(5) поставил игорные заведения в узкие "рекламные" рамки, что и стало предметом их разногласий с сотрудниками ФАС и дальнейших судебных разбирательств.
Другим федеральным органом исполнительной власти, который "компетентен" в отдельных вопросах "азартной" деятельности, является Федеральная служба по финансовому мониторингу (преобразованный Комитет по финансовому мониторингу). В ее обязанности включены сбор, обработка и анализ информации об операциях с крупными сделками в целях осуществления контроля и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Для выполнения этих задач Федеральная служба по финансовому мониторингу ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, а игорные заведения как раз в их числе. Поэтому им не избежать "сотрудничества" с управлениями Федеральной службы и представления всей необходимой информации о крупных операциях с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю.
Не следует забывать и о самом "близком" к игорным заведениям органе исполнительной власти - Федеральной налоговой службе, которая наделена широкими полномочиями в сфере игорного бизнеса, начиная с постановки на учет игорных заведений и выдачи лицензий на "азартную" деятельность, и заканчивая контролем правильности перечисления в бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей. Кроме того, авторы Закона сделали налоговиков ответственными за проверку технического состояния игрового оборудования.
Не меньше забот игорным заведениям могут доставить органы власти субъектов РФ, которые уполномочены управлять игорными зонами. Они обязаны позаботиться о создании игорных зон, а также принять нормативные акты в целях реализации настоящего Закона в течение шести месяцев после вступления его в силу. В течение этого же срока органы власти любых других субъектов РФ могут в целях "регулирования" игорного бизнеса принять самые крайние меры. Насколько они оправданы и отвечают ли нормам действующего законодательства в сложившейся ситуации? Большинство депутатов во всех трех чтениях дали утвердительный ответ на этот вопрос, несмотря на то, что неравное положение как организаторов азартных игр, так и их участников идет вразрез с конституционными нормами свободы прав гражданина и предпринимательской деятельности.
Оспорить положения любого федерального закона в Конституционном суде довольно проблематично, даже если они не соответствуют действующему законодательству. Поэтому не исключено, что организаторам игорного бизнеса проще будет решить вопрос продолжения деятельности с региональными властями. На сегодняшний день далеко не все регионы настроены против проведения азартных игр на своей территории. В тех субъектах РФ, власти которых заинтересованы в развитии индустрии азарта и развлечений, организаторы игорных заведений могут продолжать деятельность, но при условии выполнения всех федеральных требований.
Прежде чем рассмотреть предлагаемые меры государственного регулирования, остановимся на понятиях, вводимых принятым Законом.
Какие организаторы и участники игр считаются "азартными"?
В принятом нормативном акте в отличие от предшествующей редакции законопроекта список используемых понятий увеличился. После вступления в силу Закона бухгалтер в учете может руководствоваться "федеральными", а не "налоговыми" определениями тех или иных терминов при отражении "азартных" операций в бухгалтерском учете. Налоговые определения, как и прежде, будут использоваться для целей исчисления налога на игорный бизнес. Ознакомившись с Законом, нетрудно заметить, что его формулировки "игорных" понятий в основном позаимствованы из НК РФ, однако отдельные определения имеют существенные различия по сравнению с их "налоговыми" аналогами.
В представленной ниже сравнительной таблице приведены наиболее интересные для бухгалтера определения.
Термин | Понятие, используемое в Законе | Понятие, используемое в Налоговом кодексе |
Деятельность по организации и проведению азартных игр (игорный бизнес) |
Деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры. |
Предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг. |
Организатор азартной игры (игорного заведения) |
Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр. |
Организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе. |
Участник азартной игры | Физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры. |
Физическое лицо, принимающее участие в азартных играх и (или) пари, проводимых организатором игорного заведения (организатором тотализатора). |
Игровой автомат | Игровое оборудование (механичес- кое, электрическое, электронное или иное техническое оборудова- ние), используемое для проведения азартных игр с материальным выиг- рышем, который определяется слу- чайным образом устройством, нахо- дящимся внутри корпуса такого иг- вого оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников. |
Специальное оборудование (механи- ческое, электрическое, электронное или иное техническое оборудова- ние), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с лю- бым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей ор- ганизатора игорного заведения. |
Из указанного можно сделать следующие выводы. Во-первых, в "федеральном" определении азартной деятельности нет упоминания о том, связана ли она с реализацией товаров (работ, услуг). Это дает полное право бухгалтеру (впрочем, как и ранее) отражать доходы и расходы игорного заведения в учете и отчетности не как прочие, а как связанные с обычными видами деятельности (доходы - по кредиту счета 90, расходы - по дебету счетов 20, 26 *(6)). Это позволяет вести учет в традиционной системе счетов, предоставляя пользователям отчетности объективную информацию об основных и прочих (сопутствующих) видах деятельности.
Во-вторых, организатором азартных игр может быть только организация, что также указано в ст. 6 Закона. Индивидуальный предприниматель остался в таком качестве только в Налоговом кодексе, в который в ближайшем будущем не исключено внесение соответствующих поправок.
В-третьих, участник игры считается азартным, если он заключает основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором или другим участником. В какой форме должно быть заключено соглашение, в законе не сказано. Гражданский кодекс предоставляет право выбора организатору и участнику азартных игр, они могут оформить свои отношения выдачей документа, либо иным установленным правилами путем.
В-четвертых, понятие игрового автомата сформулировано в Законе в более узком смысле в отличие от определения, данного в Налоговом кодексе. Под игровым автоматом подразумевается не просто игровое оборудование, используемое для проведения азартных игр, а именно с материальным выигрышем, который определяется устройством, находящимся внутри его корпуса. Налоговое определение игрового автомата шире: выигрыш может быть любой, а само устройство игрового оборудования не оговаривается. Причина этих различий в том, что в 2007 году азартные игры, в которых участникам выпадают "виртуальные" выигрыши, запрещены. Это касается игр, проводимых с использованием средств связи (в том числе подвижной) и сети Интернет. Поэтому законодатель посчитал необходимым ограничить игровые автоматы теми, которые установлены в игровом зале или казино.
Помимо общеизвестных налоговых понятий в Законе приведено не только общее определение игорного заведения, но и прописано, что считается залом игровых автоматов, казино, букмекерской конторой и тотализатором. Исходя из этих определений организаторам азартных игр следует оценить возможности выполнения требований и ограничений, устанавливаемых Законом для проведения азартных игр.
В жестких рамках закона
Для того чтобы разобраться с требованиями и ограничениями, которых в Законе более чем достаточно, выделим из них общие и "индивидуальные", предъявляемые к организаторам азартных игр, посетителям игорного заведения, казино, игровым залам, букмекерским конторам и тотализаторам.
Организатор азартных игр обязан:
- представлять сведения, необходимые для осуществления контроля над соблюдением требований действующего законодательства. Как следует из п. 3 ст. 6 Закона, состав и порядок представления таких сведений устанавливаются Правительством РФ. Пока указанный документ не принят, можно предположить, что игорные заведения будут контролироваться по данным бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности, а также на основании сведений, представляемых в Федеральную службу по финансовому мониторингу;
О составе и порядке представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, см. постановление Правительства РФ от 23 августа 2007 г. N 540
- обеспечивать личную безопасность участников азартных игр, посетителей и работников игорного заведения. Оптимально для этого нанять сотрудников охраны, присутствие которых в игорном заведении целесообразно в течение всего времени его работы. Ограничиться пультом сигнализации вневедомственной охраны вряд ли удастся - это возможно лишь в небольших игровых залах;
- соблюдать правила совершения операций с денежными средствами при проведении азартных игр. Они установлены двумя действующими документами Банка России: Положением о правилах организации наличного денежного обращения*(7) и Порядком ведения кассовых операций в РФ*(8). На настоящий момент отдельных правил совершения операций с денежными средствами для игорного заведения законодательством не установлено;
- иметь стоимость чистых активов в течение всего периода осуществления деятельности не менее: 600 млн. руб. - для казино и залов игровых автоматов; 100 млн. руб. - для букмекерских контор и тотализаторов.
Такие гарантии платежеспособности игорных заведений нельзя назвать экономически оправданным, ведь ставки игорных заведений не настолько велики, чтобы у них возникла неоплаченная задолженность перед игроками в несколько сотен миллионов рублей. К тому же непонятно, почему законодатель сделал "поблажку" букмекерским конторам и тотализаторам, снизив для них лимит стоимости чистых активов в шесть раз. Оборот средств этих заведений, имеющих сеть пунктов по приему ставок и выплате выигрышей, не намного меньше аналогичных показателей игрового зала или небольшого казино. Видимо, определенную роль сыграл социальный фактор и сложившееся предубеждение о баснословных прибылях казино и игровых залов.
На сегодняшний день повышение чистых активов до таких величин является одним из инструментов ограничения деятельности небольших игорных заведений и монополизации рынка игорного бизнеса.
К посетителям игорного заведения предъявляются два требования. Во-первых, ими могут являться лица, достигшие возраста 18 лет. Во-вторых, посетители не должны нарушать правил посещения игорного заведения, которые вправе самостоятельно устанавливать организатор азартных игр. В противном случае посетитель будет обязан немедленно покинуть игорное заведение.
Любое игорное заведение c момента вступления в силу Закона:
- должно быть разделено на зону обслуживания участников игр и служебную зону;
- обязано разместить в доступном для посетителей месте правила азартных игр и посещения заведения, текст Закона и разрешение (или лицензию) на осуществление азартной деятельности.
Кроме того, в игорном заведении должно быть установлено оборудование, находящееся на праве собственности, и требования технических стандартов. Таким документом является Приказ Госстандарта РФ N 22*(9). В одном из его приложений установлены требования к игровым автоматам с денежным выигрышем. Согласно данным требованиям в игровой автомат "заложен" средний процент выигрыша не менее 75%. Однако законодатель этот показатель посчитал недостаточным, и в Законе планка минимального среднего процента выигрыша поднята до 90%. Насколько будет прибыльным "азартный" бизнес после такой "регулировки" игровых автоматов, остается только догадываться. Не следует забывать, что именно ради получения прибыли осуществляется любая предпринимательская деятельность, в том числе и проведение азартных игр. Поэтому, "перекрывая" часть доходов игорного заведения, законодатель еще одним "недозволенным приемом" ограничивает его деятельность. Плюсом в такой непростой ситуации является отсутствие в Законе четкого механизма контроля выполнения этой нормы, которая, безусловно, нуждается в доработке с учетом специфики проведения азартных игр в игровых залах.
Переходя от общих требований к специальным, остановимся в первую очередь на казино и игровых залах, которым принятый Закон доставит больше всех забот.
Какие ставки установлены игровым залам и казино?
Для того чтобы продолжать "азартную" деятельность до середины 2009 г. без получения дополнительных разрешений казино и игровые залы помимо вышеуказанных требований должны располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капстроительства. Естественно, полностью занимать данные объекты не обязательно, достаточно расположить игровое оборудование в единой обособленной части. Из числа доступных для размещения объектов исключаются:
- объекты жилищного фонда, незавершенного строительства, временные пристройки, киоски, навесы и другие подобные постройки;
- здания детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных и спортивных учреждений;
- сооружения авто-, железнодорожных и речных вокзалов, аэропортов, на станциях и остановках всех видов общественного транспорта (как городского, так и пригородного сообщения);
- помещения, в которых осуществляется деятельность, не связанная с азартными играми или оказанием сопутствующих услуг (гостиничных, услуг общественного питания, зрелищно-развлекательных мероприятий);
- здания и сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в которых расположены органы власти, местного самоуправления, государственные или муниципальные учреждения (предприятия);
- здания и строения культовых и религиозных организаций.
По сравнению с прежним списком, содержащимся в Положении о лицензировании тотализаторов и игорных заведений*(10), перечень мест, запрещенных для проведения азартных игр, расширился. Если требования местных властей о размещении игорных заведений не противоречат данному перечню, то признать их незаконными, как раньше, вряд ли удастся.
Следующим условием, которое должны учесть казино и игровые залы, является размер минимальной площади зоны обслуживания участников азартных игр. Она должна быть не менее 800 кв. м в казино и 100 кв. м в игровом зале.
Как следует из Закона, такой зоной признается часть игорного заведения, на территории которой установлены игровое оборудование, его кассы, а также используемое участниками азартных игр оборудование. В казино в дополнение к вышеперечисленному должны находится гардероб и место для отдыха посетителей.
Помимо зоны обслуживания, в казино и зале игровых автоматов должна быть выделена служебная зона, предназначенная исключительно для сотрудников игорного заведения. В ней располагается помещение для приема, выдачи и временного хранения денежных средств. Это не касса игорного заведения, а, возможно, лишь ее часть, так как понятие кассы в Законе шире: под ней понимается часть игорного заведения, в которой осуществляются операции с денежными средствами и имеется специальное оборудование для их проведения. В зоне кассы могут находиться участники азартных игр, в служебной зоне - нет. Оборудовать две кассы в игорном заведении Закон не требует, поэтому можно выделить одну часть кассы, где непосредственно производятся денежные расчеты с посетителями, для зоны обслуживания участников азартных игр, а другую, в которой хранятся денежные средства, для служебной зоны. В последней также следует предусмотреть помещение для отдыха сотрудников заведения и службы безопасности.
Для игрового оборудования, как и для площади, Законом установлены минимальные пределы. Так, в казино должно быть установлено не менее 10 игровых столов, а в игровом зале - не менее 50 игровых автоматов. Нетрудно посчитать, какие налоги уплатит игорное заведение с таким количеством игрового оборудования по максимальной ставке, которая установлена в большинстве регионов. Для казино сумма ежемесячного игорного налога составит более 1 млн. руб., а для зала игровых автоматов - почти треть от этой суммы. Как видим, отчисления значительные, но организаторы азартных игр уплачивают в бюджет немалые суммы налогов. Больше всего проблем им доставляет установленный минимальный ценз по площади. Для игорных зон, которые предполагается создать вне поселений, это условие может быть выполнимо, но в городах такие площади (в 800 и 100 кв. м), по оценкам экспертов, имеют далеко не все казино и игровые залы. Об окупаемости таких больших по меркам игорного бизнеса площадей можно говорить только в крупных городах, в остальных региональных центрах доходы игорного заведения и его расходы по аренде и иным обязательным платежам не всегда позволяют "играть по-крупному" с прибылью. И причина не только в финансовой стороне вопроса. На такие большие площади много других желающих- кредитных, страховых организаций и иных компаний прибыльных сфер деятельности. Зарубежный опыт правового регулирования "азартного" бизнеса показывает, что в этом вопросе достаточно установить финансовые гарантии игорных заведений. Иные меры, в том числе требование к площади и количеству игрового оборудования, не способствуют развитию азартной индустрии. Российский Закон в этой сфере принят впервые, и то, что отдельные его нормы потребуют доработки, можно было предугадать.
Как и ранее, в казино могут быть установлены не только игровые столы, но и игровые автоматы в количестве, определенном Законом для игровых залов. Также допускается оборудование касс тотализаторов и букмекерских контор, которые можно разместить в игровом зале. Заметим, для тотализаторов и букмекерских контор Закон не определяет минимальной площади. Так можно ли пойти по иному пути и установить игровые автоматы не в казино (или не в зале), а там, где заключаются пари (на любой площади и в любом количестве)? К сожалению, такой вариант невозможен, так как по Закону в букмекерских конторах и тотализаторах, расположенных вне игорных зон, не могут проводиться азартные игры с использованием игровых столов и автоматов.
В итоге, организатор, который проводит азартные игры и заключает пари, должен учесть требования как к игровым залам (казино), так и к тотализаторам (букмекерским конторам). Упростить задачу можно, только если выбрать одно из направлений игорного бизнеса: либо проведение азартных игр, либо заключение пари на исход события. Последний вариант организации "азартной" деятельности, согласно Закону, находится в более привилегированном положении, однако инициаторам заключения пари нужно учесть также некоторые требования и ограничения.
Какие перспективы у организаторов тотализаторов
и букмекерских контор?
Организаторы игорного бизнеса, заключающие с азартными посетителями пари, не ограничены Законом в продолжении своей деятельности. В отличие от казино и игровых залов им не грозит переезд в игорные зоны. Но для этого необходимо выполнить те же требования по размещению, которые предъявляются к казино и игровым залам. Кроме того, букмекерские конторы и тотализаторы не могут располагаться на соответствующих земельных участках, на которых находятся запрещенные для игр здания, строения и сооружения.
В зоне обслуживания участников азартных игр должна находиться касса букмекерской конторы (тотализатора). Кроме нее в игорном заведении, где заключаются пари на исход того или иного события, должно располагаться специальное оборудование. С его помощью организатор букмекерской конторы (тотализатора) обеспечивает прием, единый учет, обработку ставок и выплачивает выигрыши. Событие, от которого зависит исход пари, букмекер вправе выбрать самостоятельно, а посредник - владелец тотализатора обязан предоставить возможность участникам наблюдать за развитием и исходом этого события.
И последнее, самое главное требование - организаторы букмекерских контор и тотализаторов должны иметь специальную лицензию на проведение азартных игр и пари в этих игорных заведениях. Порядок выдачи такой лицензии на настоящий момент не разработан, как и правила лицензирования казино и игровых залов. Однако последним лицензия, согласно Закону, уже не полагается. С чем это связано и каковы дальнейшие действия владельцев казино и игровых залов? Попробуем разобраться.
А порядка в лицензировании так и не дождались:
Отсутствие в Законе упоминания о лицензировании казино и игровых залов говорит о том, что законодатель просто отказался от регулирования их деятельности таким способом. В статье 4 Закона содержится лишь определение лицензии, которая необходима организаторам букмекерских контор и тотализаторов. Это вовсе не означает, что в казино и игровых залах могут проводиться азартные игры без лицензии до перемещения в игорные зоны. До 30 июня 2009 г. данная деятельность осуществляется на основании ранее выданных лицензий на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений.
У организаций, которые получили лицензию в 2002 г., срок ее действия (5 лет) заканчивается в 2007 г. Закон о лицензировании*(11) предоставляет возможность продлить срок действия лицензии по его окончании, однако налоговики как лицензирующий орган вряд ли переоформят госкомспортовскую игорную лицензию: указанные в ней виды деятельности не отвечают тем, которые поименованы в настоящий момент в Законе о лицензировании. В такой ситуации организатору азартных игр остается только следовать прямому указанию п. 1 ст. 16 Закона, в котором предусмотрено продолжение деятельности при наличии лицензии и соблюдении всех установленных требований.
Заключительные положения Закона предполагают внесение изменений в Закон о лицензировании и гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ. Согласно им деятельность по организации и проведению азартных игр и пари, как в казино, так и в игровых залах и иных заведениях, будет исключена из списка лицензируемых видов деятельности. Государственная пошлина будет взиматься только за действия, связанные с выдачей и переоформлением лицензии по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. При этом отменить лицензирование деятельности казино и игровых залов законодатель решил с 30 июня 2009 г., а установить отдельно лицензирование букмекерских контор и тотализаторов - с 2007 г. Но при отсутствии соответствующего нормативного акта, регулирующего порядок выдачи лицензии этим игорным заведениям, внесенное изменение не будет иметь своего практического значения. Когда букмекерские конторы и тотализаторы заново оформят свою лицензию, остается только догадываться. Финансовое ведомство не спешит с разработкой правил лицензирования игорных заведений.
Во второй половине 2009 г. азартные игры в казино и игровых залах планируется проводить только в игорных зонах. Для этого необходимо получить специальное разрешение - документ, предоставляющий право организатору азартных игр осуществлять деятельность в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений. Это разрешение будет выдаваться органом управления игорной зоной путем проведения аукциона или конкурса. Срок его действия планируется не ограничивать, за исключением ликвидации соответствующей игорной зоны. При этом, имея разрешение, организатор обязан будет соблюдать требования и ограничения, установленные решением о создании игорной зоны. В противном случае разрешение может быть аннулировано.
На горизонте игорных зон
Вопрос о создании игорных зон в Законе решен, однако далеко не полностью: определено их количество (4) и территории субъектов, на которых они будут расположены (Алтайский, Приморский, Калининградская область, Краснодарский край и Ростовская область). Порядок создания и ликвидации игорных зон, их границы и иные необходимые решения должны быть приняты Правительством РФ по согласованию с органами власти субъектов РФ. Последним необходимо назначить орган управления игорной зоной и выделить земельные участки организаторам азартных игр (в собственность или аренду). Кроме того, субъектам РФ, которые "делят" игорную зону, нужно решить вопрос с уплатой налогов: как распределить средства между региональными бюджетами?
Организаторы будут вправе создавать в игорных зонах некоммерческие организации (объединения), которые будут взаимодействовать с органами управления игорной зоной и иными органами местного самоуправления. Однако полномочия организаторов азартных игр в игорных зонах изначально могут быть ограничены, так как по Закону субъекты РФ в решении о создании игорной зоны вправе установить дополнительные требования и ограничения к отдельным видам игорных заведений. Как видим, в будущем игорных зон больше неопределенности, чем конкретных и проработанных решений.
Закон принят. Что дальше?
Для того чтобы реализовать положения Закона, органам власти предписано в шестимесячный срок принять соответствующие нормативные акты. Если они не успеют это сделать, то, возможно, в Закон будут внесены поправки. Поэтому не стоит отчаиваться, вероятно, отдельные изменения с учетом сложившихся обстоятельств смягчат установленные в настоящий момент требования и ограничения по игорному бизнесу.
М.В. Кириллов,
эксперт журнала "Игорный бизнес:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ".
*(2) Проект федерального закона N 215664-4 "О государственном регулировании деятельности по проведению азартных игр и пари", принятый ГД ФС РФ в первом чтении 24.03.2006.
*(3) Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 793 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр и пари.
*(4) Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
*(5) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
*(6) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.
*(7) Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.1998 N 14-П.
*(8) Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18 "Об утверждении "Порядка ведения кассовых операций в РФ".
*(9) Приказ Госстандарта РФ от 24.01.2000 N 22 "О принятии правил проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу".
*(10) Положение о лицензировании деятельности организации по содержанию тотализаторов и игорных заведений, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.2002 N 525.
*(11) Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"