"За амнистией не в налоговую, а в банк"
(интервью с А.Б. Коганом, депутатом, членом Комитета Госдумы
по бюджету и налогам)
1 марта вступает в силу Федеральный закон от 30.12.2006 N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами". Чем обернется принятие налоговой амнистии (как окрестили Закон СМИ) для налогоплательщиков? Ситуацию прокомментировал один из разработчиков Закона, депутат, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Борисович Коган.
Уважаемый Александр Борисович, термин "амнистия" подразумевает прощение. Кого намерено простить государство?
- Данный Закон вводит не налоговую амнистию, а упрощенный порядок декларирования доходов гражданами. В 90-е годы не все платили налоги, в основном потому, что многие получали зарплату в конвертах, нагрузка на налоговые органы была чрезмерной, а реформа налоговой системы только начиналась. При этом свои доходы граждане совсем не обязательно получали преступным путем, просто они их зачастую не декларировали.
Сейчас государство предлагает всем тем, кто не декларировал свои доходы, сделать это в упрощенном виде. В работе над проектом мы сознавали, что средства, вывезенные и отмытые за рубежом, обратно вернуть не удастся, добровольно никто их декларировать не станет. В то же время основные деньги, которые никогда не декларировались, находятся в России и никогда из страны не вывозились.
Сегодня мы говорим гражданам: "Задекларируйте доходы, если не сделали это раньше по тем или иным причинам! " Однако следует помнить, что данная возможность распространяется только на средства, нажитые непреступным путем.
Насколько принятый Закон отличается от правительственного проекта?
- Фактически был полностью переписан текст правительственного варианта, тем не менее поправки согласовывались с Правительством РФ. Предлагаемый Минфином вариант проекта, подготовленный во исполнение Послания Президента РФ к парламенту в 2005 году, было невозможно принять. У него было много недостатков, и его реализация свела бы "на нет" идею Президента РФ вернуть в бюджет страны скрытые по тем или иным причинам налоги.
В первом чтении (вариант Минфина в первозданном виде) проект предусматривал, что гражданин идет в налоговую инспекцию, получает там упрощенную декларацию, возможно, отвечает на вопросы налоговых инспекторов... Проект не учел главного - человеку пришлось бы преодолевать "психологический барьер", общаться с налоговыми инспекторами, тратить время в очередях и т.д.
Внесенные нами поправки в первую очередь предоставили гражданам возможность декларировать свои доходы по упрощенной системе, теперь они максимально ограждены от общения с налоговой инспекцией и непосредственно с инспектором. Проблема решена в Законе путем, который призван защитить людей, создать для них некий психологический комфорт.
Каков алгоритм действий упрощенной декларации доходов?
- До 1 марта 2007 года Минфином будет открыт Федеральный специальный счет в территориальных органах Федерального казначейства. Вначале была идея использовать для этих целей счет в Сбербанке России, но затем от нее отказались.
Гражданин самостоятельно исчисляет свой налог от суммы "X" (13%), платежным поручением переводит сумму на спецсчет, и уплата налога считается зачтенной.
В случае если гражданин ошибется, неверно исчислив налог, он сможет исправить ошибку, и санкции к нему применяться не будут. Однако не следует забывать, что во время действия Закона от претензий налоговых органов не освобождаются граждане, доходы которых были получены преступным путем, и что уже с 1 января 2008 года налогоплательщикам придется отвечать по всей строгости закона.
Как Вы думаете, не побоятся ли люди идти в банк? Ведь существует реальная угроза - "поставят галочку" напротив фамилии или произойдет утечка информации, чем могут воспользоваться правоохранительные органы и криминал. Что предпринято для защиты граждан в этом смысле?
- Законом предусмотрена невозможность ситуации, когда инспектор придет и скажет: "Мы нашли твой сокрытый доход!", а на возражения гражданина: "Вот моя платежка, я исполнил свою обязанность - уплатил налог!" будет сказано: "Платежка - прямое доказательство твоей вины! "В Законе прописаны три важнейших правила: банк не вправе никому предоставлять эту информацию; у банка никто не вправе ее требовать кроме правоохранительных органов по уголовным делам; если эта информация окажется, например, у правоохранительных органов, то она не сможет быть использована ими как доказательство ни по административным, ни по налоговым, ни по уголовным делам. Вот эти три основных постулата делают Закон безопасным для того лица, которое решит все же воспользоваться данной возможностью.
Закон вступает в силу с 1 марта 2007 года, а его действие уже будет закончено с 1 января 2008 года. Почему такой небольшой срок? Успеют ли все, кому следует, задекларировать свои доходы?
- В мировой практике каждая страна устанавливает свои сроки, мы остановились на таких временных рамках. Кроме того, три месяца дано гражданам для ознакомления с законом, чтобы Федеральное казначейство (Минфин России) открыло спецсчет, государство с помощью СМИ, через банки, средства иного рода проинформировало бы граждан о его открытии. Затем в течение десяти месяцев любое физическое лицо, надеемся, сможет воспользоваться предложенной возможностью.
Интервью провел
А. Золотов,
заместитель главного редактора "эж-ЮРИСТ"
"эж-ЮРИСТ", N 2, январь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru