Исчисление среднего заработка в силовых ведомствах
Расчет среднего заработка производится в целях упорядочения выплат отпускных, при нахождении работника в служебной командировке, на курсах повышения квалификации и других расходов, для учета которых необходимо исчисление среднего заработка. Следует иметь в виду, что в учреждениях силовых ведомств помимо военнослужащих проходят службу федеральные государственные гражданские служащие, а также трудятся работники, занимающие должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющие техническое обеспечение деятельности данных учреждений. Следовательно, на гражданских служащих и иных работников распространяются нормы трудового законодательства, регламентирующего порядок исчисления среднего заработка. Рассмотрим особенности его расчета с учетом внесенных изменений в Трудовой кодекс.
Расчет среднего заработка в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба осуществляется, как и в других бюджетных учреждениях, в соответствии с трудовым законодательством и Постановлением N 213*(1), которым утверждено положение об особенностях исчисления средней заработной платы (далее- Положение). Как известно, в 2006 г. в ТК РФ были внесены изменения в соответствии с Законом N 90-ФЗ*(2), затронувшие, в том числе, и порядок исчисления среднего заработка. В частности, он изменен для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска.
Выплаты, включаемые в расчет среднего заработка
В соответствии с абз. 2 ст. 139 ТК РФ в расчет среднего заработка включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в учреждениях силовых ведомств, независимо от источников этих выплат. Их перечень приведен в п. 2 Положения. В отношении служащих и работников силовых ведомств учитываются следующие выплаты:
- заработная плата, начисленная работникам и служащим по должностным окладам за отработанное время;
- денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время федеральным государственным гражданским служащим;
- разница в должностных окладах работников, перешедших на нижеоплачиваемую работу (должность), с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы (должности);
- заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении календарного года, обусловленная системой оплаты труда (учитывается в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);
- надбавки и доплаты к должностным окладам за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), выслугу лет, особые условия государственной службы, ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий, расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы;
- выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;
- премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет. Отметим, что п. 14 Положения установлена особенность включения в расчетный период для исчисления среднего заработка премий и вознаграждений. Если в расчетном периоде одновременно выплачены несколько премий и вознаграждений, то они включаются в расчет не в полном размере. Так, если ежемесячно выплачивается несколько премий и вознаграждений за одни и те же показатели, то в расчетный период включается только одна такая выплата за месяц. При выплате премий или вознаграждений за период работы, превышающий один месяц, например, квартальной премии, в расчет включают не более одной выплаты за одни и те же показатели в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода. При выплате вознаграждений по итогам работы за год, единовременного вознаграждения за выслугу лет, иных вознаграждений по итогам работы за год, начисленных за предшествующий календарный год, в расчет среднего заработка данные вознаграждения включаются в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени их начисления;
- другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.
Однако при расчете среднего заработка в расчетный период включаются не все произведенные выплаты. Как определено п. 4 Положения, из указанного периода исключается время, а также выплаченные за это время суммы, когда:
- за работником (служащим) сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством РФ;
- работник (служащий) получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
- работник (служащий) не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника (служащего);
- работник (служащий) не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
- работнику (служащему) предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
- работник (служащий) в других случаях освобождался от работы (службы) с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ;
- работнику (служащему) предоставлялись дни отдыха в связи с работой (службой) сверх нормальной продолжительности рабочего времени в случаях в соответствии с законодательством РФ.
Кроме того, в расчет среднего заработка не включается заработная плата, не предусмотренная системой оплаты труда, а именно материальная помощь, "юбилейные" и "праздничные" выплаты и иные не включенные в трудовой договор между работником (служащим) и работодателем виды выплат.
Пример 1.
Морозов П.И. является федеральным государственным гражданским служащим в должности главного специалиста учреждения силового ведомства. Он направлен в служебную командировку 18.12.2006. Должностной оклад Морозову П.И. установлен в размере 3200 руб. Кроме того, его денежное поощрение составляет 2,5 должностных оклада, оклад за классный чин - 1 050 руб., надбавка за особые условия гражданской службы составляет 90% должностного оклада, надбавка за стаж государственной службы (20% должностного оклада) - 640 руб. Кроме денежного содержания в апреле 2006 г. ему выдана материальная помощь в связи с тяжелым материальным положением в сумме 4 500 руб., а также выплачена единовременная премия в связи с празднованием Дня независимости России в размере 6 400 руб.
При исчислении средней заработной платы в расчетном периоде будут учитываться: должностной оклад - 3 200 руб., денежное поощрение - 8 000 руб., оклад за классный чин - 1 050 руб., надбавка за стаж работы - 640 руб. и надбавка за особые условия гражданской службы - 2 880 руб. Всего - 15 700 руб.
Материальная помощь и единовременная премия к празднику в расчет не войдут, так как они не предусмотрены системой оплаты труда.
Определение расчетного периода
Помимо изменения расчета среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, внесенные Законом N 90-ФЗ в ст. 139 ТК РФ, изменен также порядок определения расчетного периода. Так, ранее расчет средней заработной платы работника (служащего) при любом режиме работы производился исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. Вместе с тем определение "момент выплаты" в трудовом законодательстве отсутствовало, соответственно, это давало право бухгалтерам трактовать его по-разному, а именно как день выдачи или начисления заработной платы. Теперь такого "произвола" быть не должно, так как расчет средней заработной платы производится исходя из фактически начисленной работнику (служащему) заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется заработная плата. При этом в ТК РФ введено понятие календарного месяца, которым считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Как уже указывалось, немаловажно изменение расчета среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск. Если до внесения изменений в трудовое законодательство расчетный период в данном случае составлял три последних календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), то теперь отпускные рассчитываются в вышеуказанном порядке, то есть за последние 12 предшествующих отпуску календарных месяцев.
В то же время нельзя не отметить дополнительные особенности определения среднего заработка, влияющие на его размер, например, касающиеся расчетного периода. Достаточно часты ситуации, когда работник (служащий) за расчетный период не отработал ни одного дня и ему не начислена заработная плата. Положением определен порядок исчисления заработной платы в таких случаях, а именно:
- в соответствии с п. 5 Положения, если работнику (служащему) за расчетный период не начислена заработная плата или он не отработал в нем ни одного дня, либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с п. 4 Положения, то в расчет среднего заработка включается фактически начисленная заработная плата за предшествующий период, равный расчетному. Например, федеральный государственный гражданский служащий направляется в служебную командировку с 10.01.2007. Вместе с тем по определенным обстоятельствам весь расчетный период (12 предшествующих командировке календарных месяцев - с 01.01.2006 по 31.12.2006) он находился в вынужденном прогуле. Соответственно, при исчислении среднего заработка за время нахождения в командировке в расчетный период следует включить расчетный период с 01.01.2005 по 31.12.2005. Кроме того, если за время вынужденного прогула гражданского служащего в учреждении силового ведомства увеличили должностные оклады, следует руководствоваться п. 17 Положения, согласно которому средний заработок подлежит увеличению на коэффициент, рассчитанный путем деления должностного оклада гражданского служащего, установленного ему с даты восстановления на прежнем месте службы, на должностной оклад, установленный в расчетном периоде, если за время вынужденного прогула повышались должностные оклады всем работникам федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба;
- в соответствии с п. 6 Положения, если работнику (служащему) за расчетный период и до расчетного периода не начислена заработная плата или у него нет отработанных дней, то средний заработок рассчитывается исходя из суммы, начисленной за фактически отработанные дни в месяце, когда за работником (служащим) сохранялась заработная плата. Например, работник принят на работу в учреждение силового ведомства с 1 ноября 2006 г. В соответствии со ст. 122 ТК РФ по соглашению сторон работнику с 24 ноября предоставлен очередной отпуск на 14 календарных дней. Учитывая, что за расчетный период (с 01.11.2005 по 31.10.2006) и за предшествующий период, равный расчетному (с 01.11.2004 по 31.10.2005), у работника отсутствовали заработок и отработанные дни, то в силу п. 6 Положения средний заработок для исчисления отпускных рассчитывается исходя из фактически начисленной заработной платы за 23 дня в ноябре;
- в соответствии с п. 7 Положения, если работник (служащий) за расчетный период, до расчетного периода и до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней, то средний заработок определяется исходя из должностного оклада. Например, работник федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с 4 декабря 2006 г. принят на работу и в этот же день направлен в служебную командировку. Согласно п. 7 Положения исчисление среднего заработка следует производить исходя из установленного работнику должностного оклада.
Еще одной особенностью определения среднего заработка является условие повышения в учреждениях силовых ведомств должностных окладов, а также надбавок к ним. Порядок расчета в таких случаях установлен п. 15, 16 Положения:
а) при повышении должностных окладов (денежного вознаграждения) средний заработок работников (служащих) повышается в следующем порядке:
- если повышение произошло в расчетный период, выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные за предшествующий повышению период, повышаются на коэффициенты, расчет которых производится путем деления должностного оклада, денежного вознаграждения, установленного в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, на должностной оклад, денежное вознаграждение в каждом месяце расчетного периода;
- при повышении заработной платы после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период;
- в случае повышения в период сохранения среднего заработка часть его увеличивается с даты повышения должностных окладов (денежного вознаграждения) до окончания указанного периода;
б) аналогичным образом рассчитывается средний заработок федеральных государственных гражданских служащих при повышении им размеров надбавок за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) и за особые условия государственной службы.
Прежде чем перейти к расчету среднего заработка, отметим, что он производится двумя способами в зависимости от установленного учета рабочего времени. В учреждениях, где применяется суммированный учет рабочего времени, при исчислении среднего заработка используют средний часовой заработок. В остальных случаях - средний дневной заработок. Приняв во внимание, что суммированный учет в федеральных органах исполнительной власти практически не встречается, мы будем рассматривать расчет по среднему дневному заработку.
Исчисление среднего заработка представляет произведение среднего дневного заработка на количество дней (рабочих, календарных) в периоде, подлежащем оплате.
Определение среднего дневного заработка для оплаты служебных
командировок, обучения на курсах повышения квалификации и в иных случаях
Расчет среднего дневного заработка, так же как и до изменения трудового законодательства, зависит от цели его применения. То есть он, кроме случаев расчета среднего заработка для оплаты отпусков, определяется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных дней (абз. 3 п. 8 Положения). Вместе с тем у работника может быть установлен неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Например, согласно ст. 173 ТК РФ работникам, обучающимся по заочной или очно-заочной формам обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования на период десять учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта или сдачи государственных экзаменов по их желанию может устанавливаться сокращенная на 7 часов рабочая неделя.
Оплата труда в условиях неполного рабочего времени производится пропорционально отработанному времени или с учетом выполненного работником объема работ. Исходя из данного положения средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю 5- или 6-дневной рабочей недели, приходящихся на время, отработанное в расчетный период (абз. 4 п. 8 Положения).
Пример 3.
Мелешкина А.П. является государственным гражданским служащим федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и занимает должность старшего специалиста 1 разряда с установленным ежемесячным денежным содержанием - 12 000 руб. По состоянию на 01.12.2006 стаж ее службы в силовом ведомстве составляет 3 г. Кроме того, Мелешкина А.П. обучается заочно на последнем курсе в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, и готовится к защите дипломного проекта. В соответствии со ст. 173 ТК РФ и представленным заявлением с 01.12.2006 ей установлена рабочая неделя, сокращенная на 7 часов, на 2 месяца - до 31.01.2007. В федеральном учреждении установлена 5-дневная 40-часовая рабочая неделя.
Произведем расчет среднего дневного заработка работницы за время освобождения для подготовки к преддипломному проекту.
В силу ст. 173 ТК РФ за время освобождения от службы Мелешкиной А.П. полагается выплата 50% среднего заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда. По общему положению трудового законодательства расчет ее средней заработной платы следует производить исходя из фактически начисленной заработной платы и фактически отработанного времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за Мелешкиной А.П. сохранялась заработная плата.
Исходя из условий примера, начиная с 01.12.2006 и на весь период до защиты диплома Мелешкина А.П. будет отрабатывать 82,5% от установленного служебного времени, а именно:
- доля времени освобождения от службы - 17,5% ((7ч. / 40 ч.) х 100%);
- доля отработанного времени - 82,5% (100 - 17,5), или 9 900 руб. (12 000 руб. х 82,5%).
С учетом того, что период неполного служебного времени будет составлять два месяца и заработная плата в каждом из них будет отличаться от ежемесячной заработной платы за расчетный период, расчет среднего заработка следует производить отдельно по каждому месяцу.
- средний дневной заработок Мелешкиной А.П. за расчетный период с 01.12.2005 до 30.11.2006 составляет 580,6 руб. (12 000 руб. х 12 мес. / 248 дн.), где 248 - количество рабочих дней в расчетном периоде. За декабрь 2006 г. 50%-ный средний заработок за время освобождения Мелешкиной А.П. от государственной службы составит 1 066,8 руб. (580,6 руб. х 21 дн. х 17,5% х 50%), где 21 - количество рабочих дней в декабре 2006 г. Итого за декабрь Мелешкина А.П. получит заработную плату в сумме 10 966,8 руб. (9 900 + 1 066,8);
- средний дневной заработок Мелешкиной А.П. за расчетный период с 01.12.2005 до 31.12.2006 составляет 580 руб. ((12 000 руб. х 12 мес. + 9 900 руб.) / (248 дн. + 21 дн. х 82,5%)). За январь 2007 г. 50%-ный средний заработок за время освобождения Мелешкиной А.П. от службы составит 862,7 руб. (580 руб. х 17 дн. х 17,5% х 50%), где 17 - количество рабочих дней в январе 2007 г. За январь Мелешкина А.П. получит 10762,7 руб. (9900 + 862,7).
Определение среднего дневного заработка для оплаты отпусков и
выплаты компенсации за неиспользованные отпуска
Как уже было указано, основным нововведением в трудовое законодательство РФ и, соответственно, Постановление N 213 стало изменение расчета среднего дневного заработка при оплате отпусков и выплате компенсации за неиспользованный отпуск.
Согласно абз. 4 ст. 139 ТК РФ исчисление среднего заработка для оплаты отпусков производится на основе 12-месячного расчетного периода, при этом сумма начисленной за расчетный период заработной платы делится на 12 и на среднемесячное число календарных дней 29,4. Между тем до внесения указанных изменений расчетный период для оплаты отпуска составлял три предшествующих календарных месяца, и, соответственно, средний дневной заработок рассчитывался путем деления суммы заработной платы на 3 и на 29,6.
В чем плюсы такого изменения? С учетом нововведений при направлении работника (служащего) в очередной отпуск у него появилась возможность получать отпускные в большем размере по сравнению с ранее действовавшим порядком их расчета. Кроме того, если ранее работнику учреждения, перед направлением в очередной отпуск по каким-либо причинам уменьшали заработную плату, которая подлежала включению в расчетный период, то он получал отпускные в меньшем размере, чем если бы уменьшение не производилось. Увеличение расчетного периода дает возможность получить работнику (служащему) отпускные, размер которых не будет зависеть от изменения размера заработной платы.
Изменение среднемесячного числа календарных дней с 29,6 на 29,4 произошло в связи с увеличившимся количеством праздничных дней в календарном году. Так, если до 2005 г. их количество составляло 11 дней, то с внесенными в ст. 112 ТК РФ изменениями Федеральным законом от 29.12.2004 N 201-ФЗ нерабочие праздничные дни увеличились до 12. Соответственно, при определении среднемесячного числа календарных дней из общего количества дней в календарном году убрали нерабочие праздничные дни и полученную сумму разделили на 12 календарных месяцев: (365 дн. - 12 дн.) / 12 мес.
Исходя из условий работы государственных гражданских служащих и работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, многие из них по роду своей деятельности направляются в служебные командировки и практически все уходят в ежегодный оплачиваемый отпуск, то есть полностью 12 месяцев никто не отрабатывает. В таком случае согласно абз. 2 п. 9 Положения средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной за расчетный период заработной платы без учета заработка, не предусмотренного системой оплаты труда, а также сумм, определенных п. 4 Положения, на количество дней в расчетном периоде. Для расчета количества дней необходимо суммировать месяцы, отработанные полностью умноженные на 29,4, и календарные дни в отработанных не полностью месяцах. При этом расчет общего количества календарных дней в отработанных не полностью месяцах определяется произведением общего количества рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,4.
Пример 5.
Морозов П.И. является главным специалистом силового ведомства. С 20.11.2006 ему предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск сроком на 10 дн. В течение расчетного периода - с 01.11.2005 по 31.10.2006 - Морозов П.И. находился в служебной командировке с 13 по 17 февраля 2006 г., а также с 1 по 28 августа 2006 г. в очередном отпуске. Фактически Морозову П.И. за расчетный период были начислены 180000 руб.
Произведем расчет отпускных.
Полностью отработанных месяцев в расчетном периоде - 10. В феврале количество отработанных дней составит 15, в августе - 3. Всего - 18 дн. Общее количество календарных дней в отработанных не полностью месяцах составит 25,2 (18 дн. х 1,4).
Сумма среднего дневного заработка за расчетный период будет составлять 563,9 руб. (180 000 руб. / (29,4 дн. х 10 мес. + 25,2 дн.). Соответственно Морозову П.И. будут начислены отпускные в сумме 5639 руб. (563,9 руб. х 10 дн.)
Рассматривая порядок начисления и выплаты отпускных, нельзя не сказать о порядке выплаты денежной компенсации. Как определено трудовым законодательством, она выплачивается как в случае замены ежегодного оплачиваемого отпуска, так и при увольнении работника (ст. 126, 127 ТК РФ). При этом для каждого случая имеются свои особенности. Так, согласно ст. 126 ТК РФ заменить денежной компенсацией можно не весь отпуск, а только ту часть, которая превышает 28 календарных дней. Кроме того, не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до 18 лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении).
В соответствии со ст. 127 ТК РФ при увольнении работника (служащего) денежная компенсация выплачивается за все неиспользованные дни отпуска. Трудовым законодательством не предусмотрен порядок расчета количества дней, за которые выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении работника, не воспользовавшегося своим правом на отпуск. Поэтому расчет компенсации производится по Правилам об очередных и дополнительных отпусках, утвержденным НТК СССР от 30.04.1930 N 169. Согласно п. 28 указанных правил увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у работодателя не менее 11 календарных месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию.
Пример 6.
Павлова С.Н. является государственной гражданской служащей в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Основную часть ежегодного оплачиваемого отпуска Павлова С.Н. использовала с 3 по 31 июля 2006 г. На основании поданного заявления ей производится замена 10-дневного дополнительного отпуска (с 9 по 18 января 2007 г.) денежной компенсацией. В соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" с 01.08.2006 всем работникам учреждения силового ведомства увеличено денежное содержание. В результате у Павловой С.Н. размер денежного содержания увеличился на 25% и составил по состоянию на 01.01.2007 20 000 руб. Расчетный период с 01.01.2006 по 31.12.2006 отработан не полностью, а именно в июле 2006 г. отработан 1 рабочий день, в августе в связи с направлением в служебную командировку отработаны 10 рабочих дней.
Произведем расчет денежной компенсации.
Общее количество календарных дней в отработанных не полностью месяцах составляет 22,4 (16 дн. х 1,4).
Учитывая, что до издания законодательного акта денежное содержание Павловой С.Н. составляло 16000 руб., в месяц сумма выплаченного денежного довольствия за отработанные полностью месяцы составит 176 000 руб. (16 000 руб. х 6 мес. + 20 000 руб. х 4 мес.).
Заработная плата, начисленная Павловой С.Н. за отработанное время в июле и августе 2006 г., составит 9 852,8 руб. (761,9 + 9 090,9), а именно:
- в июле - 761,9 руб. (16 000 руб. / 21 дн. х 1 дн);
- в августе - 9 090,9 руб. (20 000 руб. / 22 дн. х 10 дн.).
Сумма среднего дневного заработка за расчетный период будет составлять 587,3 руб. (176 000 руб. + 9 852,8 руб. / (29,4 дн. х 10 мес. + 22,4 дн.). Соответственно, Павловой С.Н. будет выплачена денежная компенсация в сумме 5 639 руб. (563,9 руб. х 10 дн.).
Как уже было указано, помимо отпуска в календарных днях он может предоставляться и в рабочих днях. Внесенные в трудовое законодательство изменения не затронули порядок оплаты отпуска, предоставляемого в рабочих днях. То есть, как ранее, в соответствии со ст. 291 ТК РФ он предоставляется работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев. Кроме того, вместо отпуска работникам может выплачиваться денежная компенсация при увольнении. Указанным работникам расчет отпускных или компенсации производится из расчета два рабочих дня за месяц работы.
В соответствии с п. 10 Положения средний дневной заработок в таком случае рассчитывается путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю 6-дневной рабочей недели.
В случае если месяцы отработаны не полностью, количество рабочих дней в таких месяцах рассчитывается путем умножения рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,2.
Пример 7.
В федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, принята на временную работу Самохина Е.В. на должность уборщицы. С ней заключен срочный трудовой договор сроком 1,5 месяца на период с 1 ноября по 15 декабря 2006 г. При этом ноябрь отработан полностью, а в декабре Самохина Е.В. 3 рабочих дня находилась на больничном. Фактически за отработанный период начислены 5 000 руб.
По окончании трудового договора Самохиной Е.В. предоставлен отпуск продолжительностью 4 рабочих дня.
Произведем расчет отпускных.
Расчетный период - с 1 ноября по 1 декабря 2006 г.
Рабочих дней в ноябре по календарю 6-дневной рабочей недели 26. Фактически отработаны в декабре 18 рабочих дней. Количество рабочих дней в декабре по календарю 5-дневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, - 21,6 (18 дн. х 1,2).
Количество рабочих дней, приходящихся на отработанное время в расчетном периоде, составит 47,6 (26 + 21,6).
Средний дневной заработок равен 105 руб. (5 000 руб. / 47,6 дн.). Отпускные составят 420 руб. (105 руб. х 4 дн.)
А. Беляев,
зам. главного редактора журнала
"Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
*(2) Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"