г. Москва |
|
|
Дело N А41-6036/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2010 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.С.,
судей Ивановой Л.Н., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Трубицыной О.Л.,
при участии в заседании:
от истца - Спирина Е.Е. - по доверенности от 28.01.2010г.,
от ответчика - Иващенко С.А. - по доверенности N Д-11 от 16.08.2010г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ГАММАСТРОЙ"
на решение Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2010 года
по делу N А41-6036/10, принятое судьей Гарькушовой Г.А.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "ГАММАСТРОЙ"
к Государственному учреждению здравоохранения "Московский областной перинатальный центр"
с участием третьих лиц Министерства финансов Московской области и Министерства здравоохранения Московской области
о взыскании долга и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ГАММАСТРОЙ" (далее ООО "ГАММАСТРОЙ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Государственному учреждению здравоохранения "Московский областной перинатальный центр" (далее ГУЗ "Московский областной перинатальный центр") о взыскании 12.223.171руб. 16коп. долга по оплате выполненных и принятых работ по контракту N 136-МЗ/08 от 20.02.08г., 5.773.646руб. долга - по контракту N 5-КР от 02.04.07г., 1.051.331руб. 73коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по контракту N 136-МЗ/08 от 20.02.2008г., 401.348руб. 59коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по контракту N 5-КР от 02.04.2007г.
Определением суда первой инстанции от 11.02.2010г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Московской области и Министерство здравоохранения Московской области (л.д.1а т.1).
Решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-6036/10 от 08 июня 2010 года в удовлетворении исковых требований отказано (л.д.132-134 т.2).
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ГАММАСТРОЙ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела (л.д. 139-140 т.2).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст.121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru (л.д.26-27 т.3).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал в полном объеме доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить. Представитель ответчика возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как видно из материалов дела, 02.04.07г. между ГУЗ "Московский областной перинатальный центр" (заказчик) и ООО "ГАММАСТРОЙ" (подрядчик) на основании протокола о результатах открытого конкурса от 21.03.07г. N 11/3-КР заключен контракт (договор подряда) N 5-КР, согласно условиям которого заказчик (ответчик) поручает, а подрядчик (истец) принимает на себя выполнение работ по капитальному ремонту лестничных клеток, лифтовых шахт с заменой лифтов в здании ГУЗ Московского областного перинатального центра (л.д.8-12 т.1).
Согласно п.1.3 названного контракта выполнение работ осуществляется в соответствии с техническим заданием, проектными решениями, утвержденной сметной документацией, календарным планом выполнения работ (услуг) (Приложение N 1), протоколом соглашения о договорной цене (Приложение N 2), проектными решениями, утвержденной сметной документацией (Приложение N 3), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта и условиями настоящего контракта.
В соответствии с п.2.4 названного выше контракта в редакции, указанной в дополнительном соглашении N 1, стоимость работ (или объем финансирования) по данному контракту в 2007 г. определяется на основании плана бюджетного финансирования текущего года с учетом стоимости работ по утвержденной сметной документации, компенсационных затрат и изменения индекса пересчета сметной стоимости и составляет 6.000.000руб., в т.ч. НДС 18% 915.254руб. 24коп.; в 2008 г. составляет сумму 5.773.646руб., в том числе НДС 18% 880.725руб. 66коп.
Согласно п.4.2 контракта с учетом дополнительного соглашения N 1 срок действия настоящего контракта устанавливается с момента подписания обеими сторонами до 31.12.08г.
Пунктом 5.1 контракта предусмотрена выплата аванса после подписания контракта в размере 20% от суммы финансирования первого года действия контракта, что составляет 1.200.000руб.
В соответствии с п.5.4 контракта фактически выполненные работы оформляются ежемесячно актом выполненных работ по форме КС-2, за вычетом уступки 3% с применением индексов пересчета в текущие цены, действующие на момент выполнения работ в Московской области для расчетов за выполненные работы на объектах строительства и ремонта, финансируемых из бюджета.
Согласно п.5.5 контракта выполненные работы до предъявления заказчику принимаются уполномоченными представителями организации, осуществляющей технический надзор на объекте, и учреждения здравоохранения государственной собственности Московской области, в пользу которого ведутся работы по настоящему контракту.
Акты приемки выполненных работ по форме КС-2, завизированные уполномоченными представителями, рассматриваются заказчиком в течение 3-х рабочих дней либо передаются подписанными в 1 экземпляре подрядчику, либо заказчик оформляет протокол разногласий (в письменной форме 2 экземпляра): подрядчику и заказчику) - п.5.6 контракта.
Пунктом 5.8 контракта стороны предусмотрели, что оплата выполненных работ осуществляется ежемесячно в объеме акта выполненных работ за вычетом пропорционально объему выполненных работ суммы авансового платежа, с отсрочкой платежа, связанной с особенностями финансирования при казначейском исполнении бюджета, которая может составлять до 60 банковских дней.
Приемка завершенного объекта осуществляется комиссией, назначенной заказчиком (п.5.10 контракта).
В соответствии с п.5.11 контракта окончательный расчет за выполненные работы (10% стоимости контракта) осуществляется после сдачи объекта в эксплуатацию или под монтаж специализированного оборудования. Выполненные работы, но не оплаченные в текущем году, подлежат оплате в следующем году с оформлением дополнительного соглашения к контракту.
Согласно п.1.3 названного контракта выполнение работ осуществляется в соответствии с техническим заданием, проектными решениями, утвержденной сметной документацией, календарным планом выполнения работ (услуг) (Приложение N 1), протоколом соглашения о договорной цене (Приложение N 2), проектными решениями, утвержденной сметной документацией (Приложение N 3), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта и условиями настоящего контракта.
В соответствии с п.2.1 названного выше контракта в редакции, указанной в дополнительном соглашении, стоимость работ (или объем финансирования) по данному государственному контракту составляет 200.000.000руб., в том числе НДС 18% 30.508.474руб. 58коп.
Процент услуг "заказчика-застройщика" от общей стоимости работ 1,6%, что составляет 3.200.000руб.
Согласно п.4.1 контракта с учетом дополнительного соглашения N 1 сроки выполнения работ по настоящему контракту оформляются календарным планом выполнения работ (услуг) (Приложение N 5), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта.
Пунктом 5.2 контракта предусмотрена выплата аванса после подписания контракта в размере 30% от суммы настоящего контракта, что составляет 22.650.000руб.
В соответствии с п.5.4 контракта фактически выполненные работы оформляются ежемесячно актом выполненных работ по форме КС-2, завизированные уполномоченными представителями (технадзор), подписанные заказчиком-застройщиком, рассматриваются заказчиком-получателем работ (услуг) в течении 3-х рабочих дней.
Согласно п.5.3 контракта акты выполненных работ и соответствующие документы оформляются заказчиком-застройщиком не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Выполненные работы до предъявления заказчику принимаются уполномоченными представителями организации осуществляющей технический надзор на объект, и учреждения здравоохранения государственной собственности Московской области, в пользу которого ведутся работы по настоящему контракту (п.5.6 контракта).
Пунктом 5.8 контракта стороны предусмотрели, что оплата выполненных работ осуществляется ежемесячно согласно акту выполненных работ за вычетом пропорционально объему выполненных работ суммы авансового платежа, с отсрочкой платежа, связанной с особенностями финансирования при казначейском исполнении бюджета, которая может составлять до 60 банковских дней.
Приемка завершенного объекта осуществляется комиссией, назначенной заказчиком (п.5.10 контракта).
В соответствии с п.5.12 контракта окончательный расчет за выполненные работы (10% стоимости контракта) осуществляется после сдачи объекта в эксплуатацию или под монтаж специализированного оборудования. Выполненные работы, но не оплаченные в текущем году подлежат оплате в следующем году с оформлением дополнительного соглашения к контракту.
В соответствии с календарным планом выполнения работ к указанному выше контракту срок начала работ по капитальному ремонту лечебных и профилактических помещений здания ГУЗ "МОПЦ" определен - февраль 2008 г., срок окончания работ - декабрь 2008 г.
Исковые требования предъявлены в соответствии со ст.ст.395, 711 ГК РФ и мотивированы тем, что ответчиком своевременно не исполнены обязательства по оплате в полном объеме фактически выполненных истцом работ по контрактам N 5-КР от 02.04.07г. и N 136/МЗ-08 от 20.02.08г. При этом ООО "ГАММАСТРОЙ" ссылается на акты о приемке выполненных работ по контракту N 136/МЗ-08: N 1 от 10.10.08г., N 3 от 10.10.08г., N 1 от 18.12.08г., N 2 от 01.12.08г., N 2 от 01.12.08г., по контракту N 5-КР - на акт N 3 от 17.12.08г., справки о стоимости выполненных работ к указанным актам, а также на акты ввода в эксплуатацию объекта по контракту N 5-КР - N 4 от 18.12.08г., по контракту N 136/МЗ-08 - N 1 от 02.07.08г., N 2 от 10.10.08г. и N 3 от 18.12.08г.
Согласно статье 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача-приемка результата работ заказчику (пункт 8 Информационного письма ВАС РФ от 24.01.00г. N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной (п. 4 ст. 753 ГК РФ).
По смыслу указанных норм материального права оплате подлежат фактически выполненные и принятые работы в соответствии с условиями договора.
В соответствии с актом о приемке выполненных работ N 3 от 17.12.08г. и справкой о стоимости выполненных работ затрат от той же даты по контракту N 5-КР подрядчиком выполнены работы на сумму 5.773.646руб. (л.д.18-21, 24 т.1).
Согласно актам о приемке выполненных работ N 1 от 10.10.08г. (л.д.41-43 т.1), N 3 от 10.10.08г. (л.д.44-48 т.1), N 2 от 01.12.08г. (л.д.49-51 т.1), N 2 от 01.12.08г. (л.д.52-54 т.1), N 1 от 18.12.08г. (л.д.57-60 т.1) и справок о стоимости выполненных работ и затрат N 6 от 10.10.08г. (л.д.39 т.1), N 8 от 18.12.08г. (л.д.55 т.1), N 7 от 01.12.08г. (л.д.63 т.1) ответчиком выполнены работы по контракту N 136-МЗ от 20.02.08г. на общую сумму 17.364.710руб. 40коп.
Все вышеназванные акты о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат подписаны сторонами и скреплены печатями подрядчика и заказчика. Каких-либо замечаний и претензий заказчика в данных актах не содержится.
Согласно акту N 4 от 18.12.08г. о приеме-сдаче отремонтированных объектов основных средств по контракту N 5-КР стоимость объекта основных средств после реконструкции, модернизации составила 11.773.624руб. 18коп. Предусмотренные работы договором (заказом) выполнены полностью. По окончанию работ ремонта объекты прошли испытания и сданы в эксплуатацию (л.д.23 т.1).
В соответствии с актом о приеме-сдаче отремонтированных объектов основных средств N 1 от 02.07.08г. (л.д.62 т.1), N 2 от 10.10.08г. (л.д.65 т.1), N 3 от 18.12.08г. (л.д.61 т.1) по контракту N 136-МЗ/08 от 20.02.08г. стоимость объекта основных средств после реконструкции, модернизации составила соответственно 36.672.729руб. 24коп., 26.696.265руб. 38коп., 12.357.359руб. 38коп. Предусмотренные работы договором (заказом) выполнены полностью. По окончанию работ ремонта объекты прошли испытания и сданы в эксплуатацию.
Ответчиком оплачены работы по контракту N 5-КР на сумму 6.000.000руб., по контракту N 136-МЗ/08 - на сумму 63.276руб. 84коп., в связи с чем у него образовалась задолженность по оплате выполненных подрядчиком работ по контракту N 5-КР в сумме 5.773.646руб., по контракту N 136-МЗ/08 - в сумме 12.223.171руб. 16коп.
Наличие у ответчика задолженности по оплате работ по спорным контрактам в общей сумме 17.996.817руб. 16коп. подтверждается двусторонними актами сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.08г. и по состоянию 31.12.09г. (л.д.25, 26 т.1).
Доказательств оплаты заказчиком выполненных подрядчиком работ по вышеназванным контрактам на указанную выше сумму суду не представлено.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик ссылается на то, что ООО "ГАММАСТРОЙ" не устранило выявленные дефекты и недостатки, отраженные в актах N N 1, 2, 3 несоответствия на капитальный ремонт лечебных и профилактических помещений и акт N 4 несоответствия на капитальный ремонт приточно-вытяжной вентиляции (л.д.1-80 т.2), а также в решении комиссии по результатам проверки проведения работ по капитальному ремонту от 10.07.09г. (л.д.81-82 т.2), в связи с чем ГУЗ "Московский областной перинатальный центр" считает, что вправе не производить окончательный расчет по оплате работ по вышеназванным контрактам до момента их устранения.
Между тем, выявленные недостатки не являются основанием для отказа оплатить фактически выполненные подрядчиком и принятые заказчиком без замечаний работы.
Согласно п. 1 ст. 723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда.
Таким образом, ответчик не лишен возможности в случае обнаружения недостатков выполненных работ обратиться к ООО "ГАММАСТРОЙ" в установленном законом порядке с требованиями, предусмотренными названной нормой.
Каких-либо встречных исковых требований по настоящему спору ответчиком не заявлялось.
При приемке работ, выполненных ответчиком, недостатки обнаружены не были: в актах не указаны отметки (причины) об отказе в принятии и подписании актов выполненных работ (КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), а также не представлен мотивированный письменный отказ от приемки выполненных работ.
Кроме того, из представленных в материалы дела актов несоответствия N N 1-4 и решения от 10.07.09г. невозможно установить, конкретно по какому контракту и на какую сумму выявлено несоответствие по объемам и качеству работ, отраженным в актах приемки работ.
Судом предлагалось рассмотреть вопрос о возможном проведении экспертизы по определению стоимости и качества выполненных работ (л.д.109-110 т.1), между тем такого ходатайства не поступило, согласия участвующих в деле лиц на проведение экспертизы судом не получено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006г. N 66 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", если экспертиза в силу АПК РФ могла быть назначена по ходатайству или с согласия участвующих в деле лиц., однако, такое ходатайство не поступило или согласие не было получено, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений ст. 65 АПК РФ о бремени доказывания, то есть, исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут не осуществившие их лица, участвующие в деле (ч. 2 ст. 9 Кодекса).
Довод ответчика о том, что истцом не передана техническая документация, в данном случае является несостоятельным, поскольку объем и стоимость фактически выполненных по договору работ определялись утвержденной сметной документацией. Передача подрядчиком заказчику технической документации не входит в содержание обязанности по выполнению работ и передаче их результата. Передача информации, выраженной в технической документации, опосредуется отдельной обязанностью по договору, неисполнение которой может повлечь присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Учитывая, что заказчик принял выполненные ООО "ГАММАСТРОЙ" работы по вышеупомянутым актам без замечаний и действия ответчика по фактической приемке работ подтверждены частичной оплатой этих работ, то исковые требования ООО "ГАММАСТРОЙ" о взыскании с ГУЗ ""Московский областной перинатальный центр" в пользу истца долга по контракту N 5-КР от 02.04.07г. в сумме 5.773.646руб. и по контракту N 136/МЗ-08 от 20.02.08г. в сумме 12.223.171руб. 16коп. являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Наличие просрочки ответчиком исполнения денежных обязательств подтверждается материалами дела.
Истец начислил ответчику проценты за пользование чужими денежными средствами за просрочку исполнения обязательств за период с 15.01.09г. по 01.02.10г. по контракту N 136-МЗ/08 от 20.02.08г. в сумме 1.051.331руб. 73коп. и 401.348руб. 59коп. - по контракту N 5-КР от 02.04.2007г (л.д.27 т.1).
Расчет процентов судом проверен и подтвержден материалами дела.
При таких обстоятельствах требования истца в данной части являются правомерными и подлежащими удовлетворению в указанных выше суммах.
В силу п.1 ст.110 АПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы по госпошлине по иску в сумме 120.247руб. 49коп., а также по апелляционной жалобе в сумме 2.000руб.
Учитывая изложенное выше и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271, статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-6036/10 от 08 июня 2010 года отменить.
Взыскать с Государственного учреждения здравоохранения "Московский областной перинатальный центр" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Гаммастрой" 12.223.171руб. 16коп. долга и 1.051.331руб. 73коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по контракту N 136-МЗ/08 от 20.02.2008г., 5.773.646руб. долга и 401.348руб. 59коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по контракту N 5-КР от 02.04.2007г., 120.247руб. 49коп. расходов по госпошлине по иску и 2 000 руб. расходов по госпошлине по апелляционной жалобе.
Председательствующий |
Н.С. Юдина |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-6036/10
Истец: ООО "ГАММАСТРОЙ"
Ответчик: ГУЗ "Московский областной перинатальный центр"
Третье лицо: Министерство финансов Московской области, Министерство здравоохранения Московской области
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2010 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4255/2010