г. Ессентуки |
Дело N А15-836/2010 |
30 сентября 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2010 г.,
полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2010 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фриева А.Л.,
судей Белова Д.А., Джамбулатова С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кипкеевым Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.07.2010
по делу N А15-836/2010
по заявлению администрации муниципального образования "Новолакский район"
о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан от 01.03.2010 по делу N 3/3-ОВ/2010,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - индивидуального предпринимателя Висхановой Э.И. (судья Аблешова Н.Б.),
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан - Омаева Т.А. доверенность N 50-05/10 от 27.01.2010,
от администрации муниципального образования "Новолакский район" - не явились, извещены (уведомление N 567568),
от индивидуального предпринимателя Висхановой Э.И. - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Новолакский район" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением от 21.04.2010 N 233/01-38 о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее - управление, антимонопольный орган) от 01.03.2010 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 3/3-ОВ/2010.
Определением суда от 14.05.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечена индивидуальный предприниматель Висханова Э.И. (далее - предприниматель).
Решением суда от 14.07.2010 признаны незаконными решение управления от 01.03.2010 N 50-01/771 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 3/3-ОВ/2010 и предписание от 01.03.2010 N 5001/774 по тому же делу, как не соответствующее требованиям Федерального закона "О защите конкуренции". Судебный акт мотивирован тем, что действующее законодательство не содержит норм, обязывающих проводить торги в случаях предоставления земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось с апелляционной жалобой, в котором просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению антимонопольного органа, земельный участок предоставлен предпринимателю на праве аренды для строительства без проведения публичных процедур, а именно: без проведения торгов на продажу права аренды земельного участка и согласования места размещения объекта строительства.
От администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором администрация просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения и ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
От предпринимателя поступил отзыв на апелляционную жалобу в котором предприниматель просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, как законное и обоснованное, а также ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие. Ходатайства удовлетворены судом.
В судебном заседании представитель управления апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Предприниматель и администрация, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителя управления, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.07.2010 по делу N А15-836/2010 является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе осуществления проверки администрации на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, антимонопольным органом выявлены нарушения, выразившиеся в предоставлении предпринимателю на праве аренды земельного участка для строительства без проведения публичных процедур.
По результатам проверки управлением принято решение от 01.03.2010 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 3/3-ОВ/2010, которым администрация признана нарушившей пункт 3 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции". Администрации выдано предписание от 01.03.2010, в котором указано на необходимость отмены постановления главы администрации от 22.11.2007 N 112-П "О предоставлении ПБЮЛ Висхановой Э.И. земельного участка площадью 0,16 га на праве аренды из земель администрации с. Новолакское, а также принятия мер по возврату во владение и пользование администрации переданного предпринимателю земельного участка.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно части 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 28.02.2007, действовавшей в период с 28.02.2007 по 08.11.2007) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Как видно из материалов дела, 23.04.2007 предприниматель обратилась в адрес администрации с заявлением о выделении земельного участка для строительства АЗС в с. Чаравали Новолакского района из земель, находящихся в ведении администрации с.Новолакское, площадью 0,08 га. Заявление предпринимателя передано на рассмотрение в Управление строительства, архитектуры и ЖКХ Новолакского района.
02.05.2007 предприниматель обратилась в Управление строительства, архитектуры и ЖКХ Новолакского района с уточненным заявлением, в котором просила предоставить земельный участок площадью 0,16 га на праве аренды сроком на 49 лет из земель поселений с. Новолакское Новолакского района для строительства автозаправочной станции (магазина и вулканизации). К заявлению приложено схематичное обоснование размера земельного участка.
Согласно частям 2, 5, 6, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
По заявлению предпринимателя сформирован земельный участок в размере 0,16 га в с. Новолакское Новолакского района из категории земли поселений. Составлен акт выбора земельного участка с участием предпринимателя.
16.05.2007 на основании данного заявления администрацией вынесено постановление N 31-П, которым указано согласовать предварительный выбор земельного участка площадью 0,16 га из земель поселений, находящихся в ведении администрации с.Новолакское, для последующего предоставления на праве аренды на 49 лет для строительства АЗС. На основании указанного постановления согласованы границы спорного земельного участка, о чем также составлен акт от 23.05.2007, составлена схема согласования его границ, подписанная уполномоченными лицами, заведено землеустроительное дело спорного земельного участка, осуществлено его межевание и кадастровый учет.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В деле имеется копия районной газеты "Голос времени" от 20.07.2007 (N 29), в которой администрацией опубликовано сообщение о предоставлении на правах аренды земельного участка площадью 0,16 га с кадастровым номером 05:15:000001:0863 из земель, находящихся в ведении администрации с. Новолакское для строительства АЗС.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Главой администрации, по результатам рассмотрения предварительного согласования выбора и формирования земельного участка площадью 0,16 га из земель администрации с. Новолакское, сформированного по заявлению предпринимателя с целью строительства АЗС, было принято постановление от 22.11.2007 N 112-П о предоставлении предпринимателю спорного земельного участка на праве аренды сроком на 49 лет из земель категории "земли населенных пунктов", находящихся в ведении администрации с. Новолакское, для строительства АЗС. На основании данного постановления между Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации района и предпринимателем заключен договор аренды земельного участка сроком на 49 лет. Арендная плата установлена в размере 4,60 руб. за 1 квадратный метр в год. Арендную плату предприниматель вносит в установленном договором порядке и сроки, что подтверждается материалами дела.
14.03.2008 предпринимателем было получено разрешение на строительство АЗС на спорном земельном участке, магазин и автозаправочная станция построены и функционируют.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Территориальные органы Федеральной антимонопольной службы в пределах своих полномочий в соответствии с пунктом 5.3 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденной приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006 N 324, правомочны проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получать от них необходимые документы, информацию, объяснения в письменной или устной форме, обращаться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
Администрацией выполнены все предусмотренные законом требования о порядке предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. На основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта, принимаемого после выбора земельного участка, на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства администрацией принято решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Довод антимонопольного органа о том, что земельный участок предоставлен предпринимателю на праве аренды для строительства без проведения торгов на продажу права аренды земельного участка, отклоняется апелляционным судом.
Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления проводить торги в случаях предоставления земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта.
Ссылка управления на отсутствие согласования места размещения объекта строительства в установленном законом порядке, противоречит имеющимся материалам дела и установленным судом обстоятельствам. Кроме того, в материалах дела имеется схема, и схема-чертеж согласования формируемого земельного участка, в которых указано возможные варианты расположения земельного участка и производственной инфраструктуры на нем, с возможностью подключения к коммуникациям.
В действиях администрации не усматривается нарушений законодательства, приведших к недопущению, ограничению, либо устранению конкуренции, введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
Доказательств того, что постановление администрации от 22.11.2007 N 112-П о предоставлении предпринимателю земельного участка повлияло на конкуренцию на каком-либо товарном рынке, что интересы каких хозяйствующих субъектов оказались ущемленными в результате действий органа местного самоуправления, антимонопольным органом в нарушение части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено. Сообщение о предоставлении на правах аренды земельного участка площадью 0,16 га с кадастровым номером 05:15:000001:0863 из земель, находящихся в ведении администрации с. Новолакское для строительства АЗС, было опубликовано заблаговременно в районной газете "Голос времени" от 20.07.2007 (N 29). Доказательств обращения иных лиц с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренды либо на ином праве материалы дела не содержат.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учитывается, что договор аренды земельного участка, зарегистрирован в установленном законом порядке регистрирующим органом и что отмена Постановления администрации от 22.11.2007 N 112-П не повлечет расторжение договора аренды и отмену его регистрации.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.07.2010 по делу N А15-836/2010.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.07.2010 по делу N А15- 836/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Л. Фриев |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-836/2010
Заявитель: Администрация МО "Новолакский р-н"
Заинтересованное лицо: УФАС по РД
Третье лицо: ИП Висханова Э.И.