"Вождение" по правилам бухгалтерского учета
Для бухгалтера автотранспортного предприятия ведение учета в установленном порядке так же обязательно, как соблюдение правил дорожного движения при управлении автомобилем. Но в отличие от водителя, который не может ездить по "своим" правилам, бухгалтер не только имеет право выбора одного из предложенных законодателем способов учета, но и может самостоятельно разработать порядок "бухгалтерской" оценки той или иной нестандартной ситуации. Очевидно, что свой выбор бухгалтер должен закрепить документально, а именно в учетной политике компании. Каждое предприятие разрабатывает ее самостоятельно исходя из специфики, масштабов и видов осуществляемой деятельности, поэтому просто списать учетную политику с имеющегося аналогичного документа не получится. К тому же в последнее время у законодателей стало традицией "радовать" бухгалтеров нововведениями в конце года, и уходящий год не стал исключением.
В рамках программы реформирования бухгалтерского учета Минфин двумя приказами поправил более половины всех ПБУ, добавив учетным работникам новых забот, которых у него и так предостаточно: инвентаризация имущества, сверка расчетов по обязательствам с партнерами и бюджетом, реформация баланса и определение результата финансовой деятельности, подготовка к сдаче многочисленных отчетов: Поэтому, чтобы "не откладывать дела в долгий ящик", можно уже сейчас пересмотреть учетную политику и внести в нее поправки и дополнения на предстоящий 2007 г.
О том, что следует предусмотреть в учетной политике транспортной компании в обязательном порядке, а что по усмотрению, какие действия следует предпринять для решения неурегулированных законодательством вопросов, читатели узнают из представленной их вниманию статьи.
С чего начать: c теории или практики?
Организации, оказывающие транспортные услуги не первый год, в большинстве своем уже составили учетную политику, поэтому им следует лишь внести в нее изменения и дополнения. Но это при условии, если их бухгалтерская "политика" описывает в полной мере всю систему учета организации и отвечает требованиям действующего законодательства. В противном случае бухгалтеру следует проработать данный распорядительный документ в полном объеме.
Это вовсе не означает, что его нужно дополнить путем копирования нормативных документов. В учетной политике следует указать сделанный организацией выбор в пользу одного из допускаемых способов учета, а также описать самостоятельно разработанные методы учета той или иной нестандартной операции, не урегулированной на законодательном уровне. Одинаковые для всех правила учета указывать в учетной политике нет необходимости, так как они полно и детально описаны в нормативных документах.
Таким образом, в учетной политике, как этого требует п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете*(1), в методологическом разделе должны быть указаны:
- методы оценки активов и обязательств;
- методы контроля за хозяйственными операциями;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
- другие решения по организации бухгалтерского учета.
Не следует забывать и об организационно-технических аспектах системы учета, поэтому к учетной политике должны быть приложены:
- разработанный организацией на основе рекомендуемого*(2) план счетов, в котором отдельно выделены синтетические и открываемые к ним аналитические счета учета;
- формы не разработанных Госкомстатом документов, применяемых при оформлении специфических хозяйственных операций;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации.
Все вышеперечисленные разделы и приложения к учетной политике являются обязательными для организации, которая ведет бухгалтерский учет в полном объеме. "Упрощенцы" могут сократить свою политику до методологии учета основных средств. Им этот документ представлять в налоговую инспекцию не нужно, однако проверяющие могут его затребовать (Письмо УМНС по г. Москве от 26.02.2004 N 21-09/12333). На практике некоторые организации-"упрощенцы" могут вести учет полностью в добровольном порядке, чтобы установить финансовый, а не "налоговый" результат своей деятельности. Тогда им следует определиться с правилами учета в отношении выбранных операций, закрепив их в учетной политике, являющейся в этом случае внутренним распорядительным документом.
Руководящим документом при составлении учетной политики являются отдельный бухгалтерский стандарт - ПБУ 1/98*(3) (далее - Положение об учетной политике). В нем описываются общие принципы формирования и раскрытия учетной политики в отчетности, а также правила внесения изменений и дополнений в нее.
Упоминается об учетной политике в отдельных положениях по бухгалтерскому учету, а также в отраслевой Инструкции*(4), которая устанавливает правила учета доходов и расходов в транспортных организациях. Что же предписывают нормативные акты?
Несколько слов о "знаках приоритета" в бухгалтерском учете
Составляя учетную политику, каждый бухгалтер должен помнить о главной задаче бухгалтерского учета - представлении полной и достоверной информации о финансовом состоянии компании. Чтобы выполнить ее, необходимо учитывать ряд требований, установленных п. 7 ПБУ Положения об учетной политике.
Первое - требование полноты учета всех фактов деятельности организации. Оно выполнимо, если в распоряжении бухгалтера есть вся необходимая "первичка". В противном случае операции могут быть либо не учтены, либо отражены в учете позже по факту поступления документов, что может привести к искажению информации об активах или обязательствах в отчетном периоде. Избежать этого поможет только грамотно разработанный график документооборота, который является необходимым приложением к учетной политике любого предприятия. При наличии такого документа реально выполнить следующее требование к учетной политике - своевременности обобщения информации и представления ее в отчетности.
Для того чтобы все операции были отражены в момент совершения, необходим не только график документооборота, но и выработанная в компании технология обработки учетной информации. Это достигается автоматизацией учетного процесса, с помощью которой выполняются обработка информации и стандартные операции в автоматическом режиме с максимальной оперативностью, что позволяет свести ошибки к минимуму.
Требование осмотрительности говорит о том, что, прежде чем признавать доходы и активы, бухгалтеру следует обратить внимание на расходы и обязательства. Например, доходы от оказания услуг, которые не оплачены заказчиком в срок, могут быть скорректированы в учете и отчетности расходами на покрытие такой сомнительной "дебиторской" задолженности. Организация может создать резерв не только по сомнительным долгам, но и под обесценивание активов: материальных ценностей, финансовых вложений. У транспортных организаций, оказывающих услуги, не так много и тех, и других, поэтому осмотрительность им стоит проявить при отражении в учете сомнительной "дебиторки", создавая под нее при необходимости резерв. Но у бухгалтеров этот непростой способ учета непопулярен, как правило, они выбирают менее трудоемкий вариант, предложенный законодателем.
Это позволяет сделать требование рациональности к учетному процессу. Оно заключается в том, что бухгалтер может упростить учет и трудозатраты на обработку информации. Например, плательщики налога на прибыль, которым трудно вести учет отложенных и постоянных налогов по правилам ПБУ 18/02*(5), могут выбрать из предложенных финансовым ведомством такие учетные методы (конечно, где это возможно), которые позволяют избежать разниц между бухгалтерским и налоговым учетом. Можно "упростить" и отчетность, оставив в балансе и отчете о прибылях и убытках только существенные показатели, а менее значимую информацию отразив в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
Однако это не должно идти в ущерб другим требованиям, предъявляемым к учету, и в первую очередь полноте представляемой информации о финансовом состоянии компании. Поэтому предприятию нужно определить такой уровень существенности, при котором риск того, что финансовое его положение в отчетности будет раскрыто не в полном объеме, будет минимальным*(6).
При разработке собственных способов учета в нестандартных ситуациях следует руководствоваться требованием приоритета содержания перед формой. Заинтересованным пользователям отчетности и руководству организации нужна объективная финансово-экономическая информация, а не формальные данные. Поэтому, разрабатывая свою методику учета, компания должна уделить внимание в первую очередь сущности операции, а затем порядку ее оформления, пренебрегать которым тоже не стоит, особенно в целях налогообложения.
И последнее требование непротиворечивости обязывает транспортную организацию разработать учетную систему так, чтобы не было нестыковок между данными аналитического и синтетического учета. Особенно это актуально для предприятий, которые оказывают как облагаемые, так и не облагаемые НДС транспортные услуги. В частности, применение обычного и специального налогового режимов или осуществление наряду с налогооблагаемыми перевозками грузов необлагаемых перевозок пассажиров городским транспортом общего пользования (пп. 7 п. 2 ст. 149 НК). Несмотря на то, что раздельный учет необходим в данных случаях для целей налогообложения, делить НДС проще в регистрах бухгалтерского учета. Для этого нужно организовать систему субсчетов, позволяющую вести раздельный аналитический учет, итоговые данные которого должны соответствовать показателям синтетического учета.
Наряду с требованиями, предъявляемыми к учетной политике, имеется ряд допущений, исходя из которых разрабатывается система учета любой организации.
О чем говорят "предписывающие знаки"?
Положение об учетной политике предписывает:
- отражать на балансе только собственное имущество, арендованные основные или транспортные средства должны быть учтены отдельно за балансом;
- продолжать организации деятельность в будущем, то есть у нее нет намерения ликвидироваться или значительно сократить свою деятельность;
- применять учетную политику последовательно от одного отчетного периода к другому. Это говорит о том, что методы и правила учета, закрепленные в учетной политике не должны изменяться от года к году (кроме исключительных случаев), так как в противном случае показатели отчетности будут не сопоставимы и ее пользователи не смогут их сравнить;
- рассматривать все факты и события в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от поступления или выплаты денежных средств, иными словами, доходы и расходы признаются по методу начисления.
Все названные допущения в учетной политике и отчетности отдельно не раскрываются, за исключением случаев, когда организация при составлении учетной политики руководствуется иными принципами (п. 13 Положения об учетной политике), что на практике встречается редко.
После ознакомления с общими принципами и допущениями к учетной политике рассмотрим ее содержание и требования отраслевой Инструкции.
"Регулируемые перекрестки" бухгалтерского учета
Наибольшая часть методологического раздела учетной политики включает описание одного из допускаемых законодательством способов бухгалтерского учета имущества и обязательств. Начнем с внеоборотных активов, большинство из которых у транспортных организаций составляют автомобили - объекты ОС.
Основные средства
Оценка и переоценка. При определении первоначальной стоимости транспортных средств (ТС) ни ПБУ 6/01*(7), ни Инструкция не предоставляют организации права выбора - они учитываются в сумме фактических затрат на приобретение и доведение до состояния, пригодного к эксплуатации.
Однако организация на начало следующего года может провести переоценку групп ОС, при этом в дальнейшем это следует делать регулярно (п. 15 ПБУ 6/01). Цели переоценки могут быть разными: определение действительной (рыночной) стоимости ТС, увеличение стоимости внеоборотных и размера чистых активов компании, повышение ее инвестиционной привлекательности. Наибольший эффект даст, конечно, дооценка дорогостоящего имущества: зданий, сооружений, ТС, оборудования ремонта и диагностики.
Однако следует учесть, что, проведя дооценку, организация увеличивает остаточную стоимость объектов ОС, а следовательно, и налоговую базу по налогу на имущество. Переоценку можно провести только в бухгалтерском учете, при налогообложении прибыли результаты переоценки не учитываются ни в доходах, ни в расходах, а также не влияют на стоимость объектов и начисление амортизации (п. 1 ст. 257 НК РФ). Это неизбежно приведет к возникновению разниц между бухгалтерским и налоговым учетом, значит, бухгалтеру нужно будет применять ПБУ 18/02 и отражать в учете и отчетности отложенные налоги.
Таким образом, из двух вариантов, предложенных законодателем, - переоценивать ОС или нет - исходя из рациональности ведения учета и налогообложения организация может отдать предпочтение последнему и не производить переоценку, но не исключено и противоположное решение.
Критерий "распознавания" объектов ОС. С этого года организация вправе увеличить стоимостной критерий отражения активов в составе внеоборотных с 10 до 20 тыс. руб. (п. 5 ПБУ 6/01). Например, это актуально для недорогостоящих компьютеров и иного оборудования. В целях упрощения учета организация, находящаяся на традиционной системе налогообложения, может не менять нижний предел стоимости ОС (10 тыс. руб.), так как в этом случае не возникнет расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом. Однако, перед тем как рассчитывать налог на имущество, лучше списать как можно больше объектов, включая и те, стоимость которых составляет 20 тыс. руб.
Проще сделать выбор спецрежимникам, они не ведут налоговый учет по правилам гл. 25 НК РФ и освобождены от уплаты налога на имущество. Организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, могут либо оставить "все как есть" и в этом, и в следующем году, либо воспользоваться максимальным критерием к стоимости объектов ОС - 20 тыс. руб.
Определение сроков полезного использования. Положения п. 20 ПБУ 6/01 предоставляют организации право самостоятельно установить срок использования объекта ОС при условии, если в этот период объект будет приносить ей доход. Каким документом в этом вопросе можно руководствоваться, бухгалтерский стандарт не уточняет. Пояснения дает транспортная Инструкция, в которой указано, что сроки службы могут устанавливаться исходя из Классификации*(8) ОС, включаемых в амортизационные группы.
В случае если объект ОС не указан в Классификации, то срок полезного использования определяется согласно указанному в технической документации сроку эксплуатации, а при отсутствии таких сведений - исходя из ожидаемого физического износа имущества.
Способ начисления амортизации. Из предложенных финансовым ведомством способов начисления амортизации на практике самым популярным является простой линейный метод (п. 18 ПБУ 6/01). Редко кто по объектам ОС начисляет амортизацию способом уменьшаемого остатка или методом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Такой выбор можно обосновать требованием рациональности, которое предъявляется к учетному процессу Положением об учетной политике.
Учет затрат на ремонт объектов ОС. В целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт ТС в себестоимость оказываемых услуг организация может создать резерв (п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности*(9)). В этом случае расходы по ремонту списываются за счет суммы созданного резерва, отчисления в который рассчитываются из стоимости ОС и нормативов, утверждаемых организацией самостоятельно в учетной политике (п. 73 Инструкции).
Преимущество этого способа заключается в том, что организация в отчетности сможет указать сопоставимую информацию о результатах деятельности в отчетных периодах. Однако если планируются недорогостоящие виды текущего или капитального ремонта, то эффект от резервирования расходов будет небольшой. Поэтому организация может выбрать другой вариант - затраты на ремонт автомобилей и иных ОС включать в состав расходов по обычным видам деятельности текущего отчетного периода.
Выбранные организацией методы учета должны быть закреплены в методологическом разделе "Основные средства" учетной политики, следующий раздел которой - МПЗ. Что в нем следует предусмотреть?
Материально-производственные запасы
Фактическая или учетная оценка. Данные варианты оценки МПЗ предложены Методическими указаниями*(10).
Применение учетной оценки МПЗ оправдано, когда затраты на их приобретение не ограничиваются суммами, уплачиваемыми поставщику. Тогда информация о стоимости запасов обобщается на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", с которого материалы списываются по учетным ценам на счет 10, а транспортно-заготовительные и иные расходы отражаются на счете 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". Однако в силу специфики своей деятельности транспортные организации не всегда могут выделить заготовительные расходы для тех или иных МПЗ, которые приобретены что называется "транзитом", в ходе перевозки грузов заказчика.
Поэтому транспортной организации можно выбрать более традиционный способ оценки материальных запасов - по фактической стоимости с применением счета 10, на котором будет обобщаться информация о договорных ценах приобретения МПЗ. Заметим, этот метод учета рекомендован Инструкцией, что также говорит в пользу его выбора компанией.
Оценка МПЗ при отпуске в эксплуатацию. Из четырех допускаемых ПБУ 5/01*(11) способов оценки для транспортной организации оптимален самый распространенный и простой - списание МПЗ по средней себестоимости. Остальные методы оценки (по себестоимости каждой единицы, первых или последних по времени приобретения запасов) на практике не так универсальны, поэтому они применяются редко и, как правило, по отдельным видам МПЗ.
В случае если организация при отпуске МПЗ в эксплуатацию решила оценивать их по средней себестоимости, то ей следует выбрать, какой порядок расчета применять - по взвешенной (среднемесячной) или скользящей оценке (определяется при каждом отпуске в эксплуатацию).
Транспортные организации могут воспользоваться любым из предложенных вариантов, однако более предпочтительным является первый - расчет средней себестоимости МПЗ исходя из взвешенной оценки за месяц (или иной выбранный период). Объясняется это тем, что большинство материальных затрат в организации, занимающейся перевозками, составляют топливные расходы, и рассчитать среднюю стоимость бензина, заливаемого в бак автомобиля, исходя из метода скользящей оценки не всегда возможно (например, при отпуске ГСМ со склада).
Согласно Инструкции организация также должна описать порядок нормирования и учета топливных расходов в разделе "МПЗ" учетной политики.
Нормирование расходов. Как следует из Инструкции, затраты на топливо для ТС включаются в состав расходов по обычным видам деятельности только в пределах утвержденных Минтрансом норм*(12). Израсходованные сверх норм ГСМ по Инструкции включаются в прочие расходы. Данное требование противоречит ПБУ 10/99*(13), которое предписывает в учете отражать расходы по обычным видам деятельности в сумме фактических затрат. Однако аргументы говорят в пользу минтрансовского порядка нормирования расходов. Во-первых, Инструкция Минтранса является отраслевым документом, устанавливающим правила учета затрат по оказанию транспортных услуг. Во-вторых, согласно теории права если один вопрос регулируют нормативные акты, изданные в разное время, то применяется более поздний документ (Определение КС РФ от 05.10.2000 N 199-О, Постановление ФАС ЦО от 05.07.2002 N А36-74/11-10). И в-третьих, порядок нормирования топливных расходов согласуется с другой транспортной Инструкцией по учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок*(14). В этом документе даже непроизводственные материальные расходы в виде выявленных потерь нормируются, и только после этого они могут быть включены в фактическую себестоимость автомобильных перевозок.
Таким образом, организация вправе выбрать и указать в учетной политике порядок учета топливных расходов, рекомендованный Инструкцией Минтранса, который к тому же упростит работу бухгалтера при расчете налога на прибыль по учетным данным.
Аналогичное требование установлено Инструкцией по нормированию других материально-производственных расходов - на восстановление износа и ремонт автомобильных шин. Однако как рассчитывать такие расходы по нормам*(15), которые зависят от пробега шины, в минтрансовском документе не уточняется. В такой ситуации бухгалтеру нужно самостоятельно разработать порядок расчета расходов на восстановление износа и ремонт автомобильных шин.
"Нерегулируемые перекрестки" учета
В настоящее время нельзя сказать, что учет автомобильных шин урегулирован на законодательном уровне. Организация может списать стоимость шин единовременно в состав материальных расходов, а затем в случае их преждевренного выхода из строя уменьшить часть расходов текущего периода на часть сверхнормативного износа шин. Данную возможность предоставляют п. 93, 112 Методических указаний по учету МПЗ. Но не исключен и другой вариант, который предполагает включение в состав материальных расходов стоимости шин после того, как они "пройдут" установленную норму пробега. Если автомобильные покрышки "использовали" не всю норму пробега, то в состав расходов будет включена только часть их стоимости. Этот способ основан на положениях инструкции к Плану счетов, согласно которой для учета шин лучше использовать два субсчета, открытых к счету 10 (шины в запасе и в обороте).
Но не исключен и третий вариант - списание стоимости автошин равномерно, по окончании сезона эксплуатации*(16). Не один из этих способов учета автомобильных шин в законодательстве не прописан, но они и не противоречат ему, поэтому бухгалтер вправе выбрать любой из них.
В таком же порядке организация может принять решение о применении собственных норм расхода топлива в отношении тех марок автомобилей, для которых Минтранс не предусмотрел нормы расходования топлива. В этой ситуации компании следует руководствоваться технической документацией. Это лишь часть неурегулированных вопросов, но в повседневной деятельности транспортной компании их может быть гораздо больше. При возникновении нестандартной ситуации бухгалтер может воспользоваться п. 8 ПБУ 1/98 и разработать порядок учета, не противоречащий законодательству, закрепив его в учетной политике.
Если у транспортной компании есть филиалы, то для них разрабатывать отдельный порядок учета не нужно, так как учетная политика применяется всей организацией - головным и ее обособленными подразделениями (п. 10 Положения по учетной политике).
Внимание! "Знаки особых предписаний"
Порядок группирования и распределения расходов является одним из самых важных элементов учетной политики, ведь от этого зависит себестоимость оказываемых услуг. Инструкция по учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок, рекомендует расходы по основной деятельности распределять по видам перевозок (грузовым, пассажирским), транспортно-экспедиционным операциям и прочим видам деятельности.
Порядок такого раздельного учета устанавливается в учетной политике исходя из детализации расходов по статьям, элементам затрат и местам их возникновения. В этих целях организация может разделить расходы на прямые, которые относятся к соответствующим видам перевозок, и косвенные.
К прямым затратам могут быть отнесены расходы на:
- автомобильное топливо, смазочные и эксплуатационные материалы и запчасти;
- техническое обслуживание и ремонт автомобилей, износ и ремонт резины;
- амортизацию транспортных средств;
- заработную плату водителей автомобилей и кондукторов автобусов, отчисления на социальные нужды и налоги.
Предприятие самостоятельно устанавливает в учетной политике перечень прямых затрат, включаемых в себестоимость грузовых или пассажирских перевозок, транспортно-экспедиционного обслуживания или прочих видов деятельности.
Косвенные расходы, которые невозможно отнести к конкретным видам перевозок и транспортно-экспедиционному обслуживанию, могут распределяться между ними. Показатель, пропорционально которому могут распределяться такие расходы (как правило, коммерческие и управленческие), организация вправе выбрать самостоятельно. Например, косвенные расходы могут распределяться пропорционально полученным от каждого вида перевозок доходам, суммам прямых затрат или заработной плате персонала, что должно быть указано в учетной политике.
Организация может не распределять коммерческие и управленческие расходы, а признавать их в отчетном периоде как самостоятельные расходы по обычным видам деятельности, однако с помощью такого подхода может быть получена информация только о неполной себестоимости перевозок и транспортно-экспедиционного обслуживания. Поэтому если руководству компании нужны сведения о полной себестоимости грузовых и пассажирских перевозок, экспедиционных и иных услуг, организации следует отдать предпочтение распределению косвенных расходов по видам перевозок и описать выбранный порядок в учетной политике.
Что нужно указать в отчетности?
Учетная политика является внутренним распорядительным документом транспортной организации и предназначена для ограниченного круга пользователей, однако существенные ее положения должны раскрываться в бухгалтерской отчетности. Существенными признаются выбранные способы учета, без знания которых невозможно оценить финансовое положение и результаты деятельности компании. К ним относятся порядок начисления амортизации, оценки материальных ценностей и признания прибыли от осуществляемых видов деятельности. Раскрывать эту информацию следует в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за отчетный период. В ней также подлежат раскрытию изменения в учетной политике, которые будут применяться в отчетном году (п. 23 Положения об учетной политике).
Менять или не менять?
После того как организация разработает и утвердит учетную политику, она вправе внести в нее изменения. В обязательном порядке это надо сделать в случае изменения нормативных актов по бухгалтерскому учету, а по собственной инициативе - при разработке новых, более достоверных способов учета тех или иных операций. Организация также может внести поправки в учетную политику в случае существенного изменения условий деятельности, например, при реорганизации, смене собственников бизнеса.
Не всегда, внося изменения учетную политику, можно говорить о ее изменении. Выбор или разработка новых способов учета по тем операциям, которые ранее не осуществлялись организацией, рассматривается как дополнение, а не изменение учетной политики. Поэтому такие способы учета применяются после их утверждения, а не со следующего года, как это установлено в отношении вступления в силу изменений в учетной политике.
В уходящем году было внесено не так много изменений в нормативные акты по бухгалтерскому учету. Следует выделить поправки в классификацию прочих доходов и расходов. Минфин Приказом N 116н*(17) отменил деление таких доходов и расходов на операционные, внереализационные и чрезвычайные.
Организации нужно внести изменения в учетную политику, указав, какие доходы и расходы считаются полученными (осуществленными) по обычным видам деятельности, а какие прочими. Все доходы и расходы указывать нет необходимости, достаточно отметить лишь основные из них и критерии, согласно которым их можно распределить между обычными и прочими видами деятельности.
Подготовить отчетность в соответствии с данными изменениями нужно уже за этот год. Но как поправить учетную политику за текущий год, если Приказ N 116н зарегистрирован в Минюсте только 24.10.06? Это можно сделать только с нарушением п. 18 Положения об учетной политике, внеся в учетную политику на 2006 г. изменения "задним числом". Тогда организация сможет к итоговой финансовой отчетности подготовить информацию о доходах и расходах по новым правилам. Однако в учетную политику на 2007 г. изменения уходящего года можно внести своевременно (в декабре) - они вступят в силу со следующего года.
В отличие от бухгалтерского законодательства в Налоговый кодекс в 2006 г. было внесено достаточно изменений и поправок, которые следует учесть при пересмотре учетной политике для целей налогообложения на 2007 г. Об этом читайте в следующих номерах журнала.
М.В. Кириллов,
эксперт журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(2) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.
*(3) Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утв. Приказом Минфина РФ 09.12.1998 N 60н.
*(4) Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтранса РФ от 24.06.2003 N 153.
*(5) Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н.
*(6) Указания о представлении бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н, рекомендуют минимальный уровень существенности в размере 5%, однако организация вправе выбрать иной уровень существенности с учетом полноты раскрытия информации в отчетности.
*(7) Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина РФ 30.03.2001 N 26н.
*(8) Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
*(9) Положение по бухгалтерскому учету и отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н.
*(10) Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н.
*(11) Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утв. Приказом Минфина РФ 09.06.2001 N 44н.
*(12) Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03), утв. Минтрансом РФ от 29.04.2003.
*(13) Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н.
*(14) Инструкция по учету, составу и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утв. Минтрансом РФ от 29.08.1995.
*(15) Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РФ N 3112199-1085-02, утв. Минтрансом РФ от 04.04.2002.
*(16) Более подробно о порядке учета автомобильных шин было рассказано в статье Т.Н. Сухаревой "Особенности учета автомобильных шин" в журнале "Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, 2006.
*(17) Приказ МФ РФ от 18.09.2006 N 116н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"