Столичные бухгалтеры держат курс на "правильные инспекции"
Налоговые инспекции ругают все кому не лень. Но так ли на самом деле безнадежно обстоят дела в столичных ИФНС, как рисует народная молва? "Московский бухгалтер" обратился к основным посетителям ведомств - бухгалтерам. Результаты опроса редакцию несказанно удивили.
Квалификация на уровне
Основной вопрос, о который ломают копья чиновники и общественные деятели, - профессионализм инспекторов. Какие только нелестные отзывы ни слышат сотрудники ИФНС о своей компетенции. Однако дела с квалификацией и знанием законодательства у налоговиков обстоят не так уж и плохо. Редакцию приятно удивило, что их профессиональные качества большинство бухгалтеров оценивают как "хорошие". Такой ответ дали 35,7 процента опрошенных. Причем такой характеристике наиболее соответствуют сотрудники столичных инспекций N 20 и 24.
Треть респондентов (31,9%) сочли работу госслужащих удовлетворительной. Самыми "посредственными" в данной категории оказались ИФНС N 9, 15, 28 и 43 по городу Москве. Хотя смотря кому и с кем приходится общаться. Например, одна из бухгалтеров отметила, что в последней инспекции работают компетентные сотрудники, которые оперативно и квалифицированно обслуживают посетителей:
- Можно получить необходимую консультацию по сложным вопросам. Быстро принимают отчеты и делают сверку по налогам.
Любопытно, что мнения по 13-й ИФНС разделились поровну: "хорошо" и "удовлетворительно". Не остались в стороне и бухгалтеры, которые в восторге от налоговиков. Почти 20 процентов оценили работу ИФНС N 7 как отличную. Аутсайдером оказалась налоговая инспекция N 17. Отвечающие крайне негативно отзывались о компетенции ее сотрудников и поставили им наихудший балл - "единицу". В список "неквалифицированных кураторов" попал и коллектив подмосковных инспекций в городах Видное и Щелково. Всего бухгалтеров, возмущенных профессиональными навыками госслужащих, набралось 8,7 процента. При этом большинство осудили работу сотрудников столичных ИФНС N 1 и 4. Хотя, как справедливо заметил один из бухгалтеров, оценивая "родную" налоговую N 31, "не место красит человека, а человек - место".
Сервис 3* в ИФНС
Другим критерием, по которому бухгалтеры оценивали инспекторов, стала готовность последних ответить на вопросы своих подопечных. Можно ли рассчитывать на помощь сотрудников ИФНС в сложных ситуациях, проконсультируют ли они по налоговому законодательству и насколько реально связаться со своим "куратором" для оперативного решения проблем? При ответе на эти вопросы благожелательности у бухгалтеров заметно поубавилось. Хотя большинство (32,3%) охарактеризовали помощь инспекторов удовлетворительно, остальные мнения распределились поровну между плохими и хорошими. Пальма первенства среди отзывов о "средней" готовности держать ответ досталась московской инспекции N 16. Однако и в ней не все благополучно. Как пожаловалась одна из столичных бухгалтеров, там "часто бросают телефонную трубку". Пятая часть опрошенных оценила консультации своих налоговиков как неудовлетворительные. Особенно отличилась в данном ответе ИФНС N 43 по городу Москве, набрав максимальное количество голосов.
20 процентов бухгалтеров поставили инспекторам "единицу". Невысоким сервисом обслуживания выделилась ИФНС N 4. Хотя такие проблемы свойственны не только ей, посетовала одна из опрошенных женщин:
- Три месяца получали уведомление об упрощенке. В ИФНС N 6 - хамское отношение.
Но, оказывается, мир не без добрых налоговиков - 15,4 процента бухгалтеров вполне лояльно относятся к помощникам-инспекторам. Много положительных откликов получили столичные ИФНС N 13 и 20. Оценили оперативность помощи на "отлично" меньше всего бухгалтеров и руководителей (13,3%). Массу лестных отзывов получила налоговая инспекция N 21. Радостно сознавать, что все-таки налогоплательщик и инспектор могут найти полное взаимопонимание. Правда, желание должно быть обоюдным.
Технические беды
Соблюдение сотрудниками ИФНС рабочего графика, условия в инспекции, оперативность работы с посетителями и количество очередей - основные параметры "естественного отбора". Интересно, что более четверти бухгалтеров (27,1%) полагают, что работают налоговики хорошо и четко. Столичные инспекции N 13, 17, 28 и подмосковная N 13 в рейтинге предпочтений бухгалтеров получили достойную оценку. Возможно, это отчасти связано с постепенным переходом предприятий на безбумажную сдачу отчетности, считает руководитель фирмы, сдающей отчетность в ИФНС N 19:
- С налоговиками сотрудничать удобно, если работать с инспекцией через интернет.
Тем не менее ее коллега пожаловалась, что в 13-й столичной налоговой при сдаче отчета по НДС со всех брали расписку о переходе на сдачу отчетов по интернету:
- Причем независимо от количества работающих. Хотя инспекторы не имеют на это права.
Удовлетворяет почти всех количество очередей в инспекциях (24,4%). Бухгалтеры признают, что очереди есть, но особенно они не напрягают. Считают, что в столичных налоговых отличные условия работы 17,8 процента опрошенных. Особенно они восхвалили качество услуг ИФНС N 7 и 14. По-хорошему "досталось" также и московским инспекциям N 2, 21 и 30. Негативную оценку дали 24 процента ответивших: одна половина отметила оперативность госслужащих как неудовлетворительную - ИФНС N 14, другая как неприемлемую - ИФНС N 8, 9, 13, 22, 43. Одну из причин отрицательного отношения к налоговым назвала бухгалтер, закрепленная за инспекцией N 5:
- Основное недовольство вызывают проблемы сотрудников с персональными компьютерами.
Вежливость - не порок
Информативность своей инспекции на "хорошо" и "удовлетворительно" бухгалтеры оценили по 28,6 процента соответственно. При этом в первом случае безусловным лидером стала московская инспекция N 13. Отличными информационными стендами могут похвастаться несколько налоговых, но чемпионом среди них стала ИФНС N 21, оставив далеко позади своих коллег. Всего довольны "налоговыми стенгазетами" 15,7 процента учетных работников:
- Очень хорошие инспекции N 5 и 16.
Есть, правда, и аутсайдеры, считают более 20 процентов опрошенных. По мнению руководителей и бухгалтеров (12%), неудовлетворительно работают ИФНС N 6, 14, 17 и 43. Особую бурю негодования у респондентов (10%) вызывают ИФНС N 14, 20, 22 и 33. По словам бухгалтеров, объявления не обновляются неделями, а то и месяцами.
"Доброта" налоговиков к бухгалтерам распределилась по Москве неравномерно. Кто-то считает, что отношение просто неудовлетворительно (9%), а кто-то оценил его как крайне негативное (9%). Выделились своей неучтивостью ИФНС N 13 и 14. Встречаются забавные реплики. "Здесь нет инспектора", - написала женщина про ИФНС N 9.
Справедливости ради стоит заметить, что большинство (36%) удовлетворены вежливостью своих налоговиков, а еще 30 процентов оценили доброжелательность и помощь своих инспекторов в трудных ситуациях как "хорошую". Максимум положительных откликов достался ИФНС N 13. "Отличниками" назвали своих "кураторов" 15 процентов бухгалтеров. Оказывается, не все так плохо, как многие себе представляют. Лучшее мнение о себе и одновременно титул лидера заслужила инспекция N 22, получив рекордное количество голосов. Вообще одна бухгалтер отметила, что "доброжелательных инспекторов много, особенно в ИФНС N 28".
Смена караула
Подытоживая, "Московский бухгалтер" задал своим читателям закономерный вопрос: если бы была возможность, вы бы сменили свою инспекцию на другую? Как оказалось, большинство ни при каких обстоятельствах этого не сделают (44,7%). Бухгалтер, прикрепленная к ИФНС N 15, резонно отметила, что надо уметь работать с теми специалистами, которые есть:
- Хотя не исключено, что новый инспектор будет более соответствовать идеалу представлений о нем.
Категоричное "нет" редакция услышала от тех, кто сдает отчеты в ИФНС N 7, 14, 16 и 22. В то же время уйти в другую инспекцию готово немало бухгалтеров. В равной степени опрошенные хотели сменить ИФНС N 1, 4, 6, 9, 14, 43 по городу Москве и подмосковную N 13.
Отметим, что некоторые из них выражали свою позицию по отношению к одной инспекции. Другие оценивали сразу несколько. Ведь многие бухгалтеры по роду своей деятельности навещают сразу несколько ИФНС и могут со своей стороны объективно оценить работу налоговых органов.
А. Лебедев
Лично в руки
К тому, что все ругают налоговиков на чем свет стоит, все уже давно привыкли. Поэтому слова, которые главбух ООО "ИнфоТЭК-Консалт" Суфия Терентьева адресовала своему инспектору, можно по праву назвать золотыми:
- Каждый бухгалтер согласится со мной, насколько важна в нашей напряженной и ответственной работе квалифицированная помощь со стороны налоговых инспекторов. Знаю точно, что многие мои коллеги, так же как и я, с огромной благодарностью отзываются о начальнике отдела работы с налогоплательщиками ИФНС N 10 Нателле Алексич. Ее доброжелательное, внимательное и терпеливое отношение к бухгалтерам вносит в нашу работу заметное облегчение, а ее консультации реально помогают в разрешении многих проблем. Уверена, что в этом меня поддержат очень много налогоплательщиков из числа тех, кому довелось с ней общаться.
"Московский бухгалтер", N 3, февраль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007