г. Москва |
|
|
Дело N А41-5058/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2010 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Демидовой К.И., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Захаровой К.А.,
при участии в заседании:
от ООО "СтройСервис": Васенин Д.А. по доверенности от 06.08.2010,
от администрации Зарайского муниципального района: Косиков М.Ф. по доверенности от 06.09.2010 N 1267,
от Министерства финансов Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области и ГУП Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области" - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании
дело N А41-5058/10
по иску общества с ограниченной ответственностью "СтройСервис"
к администрации Зарайского муниципального района Московской области
о взыскании задолженности
(третьи лица: Министерство финансов Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области и государственное унитарное предприятие Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области"),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СтройСервис" (далее - ООО "СтройСервис") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к администрации Зарайского муниципального района Московской области (далее - администрация Зарайского муниципального района) о взыскании задолженности в сумме 16 269 114 руб. 54 коп. Истец также просил суд взыскать с ответчика понесенные ООО "СтройСервис" судебные расходы в сумме 300 000 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2010 года по делу N А41-5058/10 с ответчика в пользу истца взыскана задолженность в сумме 16 269 114 руб. 54 коп., во взыскании судебных расходов отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация Зарайского муниципального района обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 17 июня 2010 года Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство имущественных отношений Московской области и государственное унитарное предприятие Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области" (далее - ГУП Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области").
Согласно пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Требования ООО "СтройСервис" основаны на положениях муниципального контракта от 18.08.2008 N 75, заключенного между администрацией Зарайского муниципального района и ГУП Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области", договора генподрядных работ от 01.09.2008 N 45/08 и договора уступки требования (цессии) от 03.08.2009 N 308, заключенных между ООО "СтройСервис" и ГУП Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области".
В своих возражениях по делу администрация Зарайского муниципального района ссылается на незаконность договора уступки требования (цессии) от 03.08.2009 N 308, поскольку договор был заключен без согласия учредителя ГУП Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области" - Министерства имущественных отношений Московской области.
Учитывая изложенное выше, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2010 года по делу N А41-5058/10 затрагивает права и обязанности лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно: Министерства имущественных отношений Московской области и ГУП Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области", что является безусловным основанием для отмены данного судебного акта.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции при установлении обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела арбитражным апелляционным судом по правилам суда первой инстанции представитель ООО "СтройСервис" поддержал в полном объеме доводы, изложенные в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации Зарайского муниципального района возражал против доводов истца, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Как следует из материалов дела, 18 августа 2008 года между администрацией Зарайского муниципального района (муниципальный заказчик) и ГУП Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области" (заказчик-застройщик) заключен муниципальный контракт N 75, по условиям которого муниципальный заказчик поручил, а заказчик-застройщик принял на себя обязательства по капитальному ремонту, реконструкции и строительству объектов, в том числе: капитальному ремонту внутриквартальных тепловых сетей, капитальному ремонту магистральных тепловых сетей, реконструкции котельных (установка блочно-модульной котельной д.Зименки и блочно-модульной котельной "Музыкальная школа"), капитальному ремонту кровель, внутриинженерных коммуникаций, фасадов, межпанельных швов жилых домов (том 1 л.д.11-18).
В соответствии с пунктом 2.1 муниципального контракта от 18.08.2008 N 75 общая стоимость работ составляет 55 000 000 руб.
В соответствии с пунктом 2.1 договора от 01.09.2008 N 45/08 стоимость подлежащих выполнению работ составляет 55 000 000 руб.
ООО "СтройСервис" выполнило работы, предусмотренные договором от 01.09.2008 N 45/08, что подтверждается представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ и затрат, подписанными между истцом и ГУП Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области", а также актами по приемке в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом элементов жилого здания, утвержденными администрацией Зарайского муниципального района (т.1 л.д.32-150, т.2 л.д.1-158, т.3 л.д.1-76).
Письмом от 14.01.2010 N 14-01/01 ООО "СтройСервис" обратилось к администрации Зарайского муниципального района с просьбой перечислить истцу денежные средства в сумме 16 269 114 руб. 54 коп. в срок до 25.01.2010, ссылаясь при этом на договор уступки права требования (цессии) от 03.08.2009 N 308 (т.3 л.д.77-79).
Ответчик указанное обращение оставил без ответа, денежные средства в установленный срок не перечислил, в связи с чем ООО "СтройСервис" обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
В обоснование своих требований истец ссылается на договор уступки права требования (цессии) от 03.08.2009 N 308.
Арбитражный апелляционный суд считает, что требования ООО "СтройСервис" к администрации Зарайского муниципального района являются необоснованными в связи со следующим.
Согласно статье 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Статьей 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрено, что государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
В соответствии с пунктом 4.11 Устава ГУП Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области" предприятие не вправе без согласия Учредителя совершать сделки, связанные с уступкой требований (т.4 л.д.1-8).
Пунктом 1.5 Устава ГУП Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области" установлено, что учредителем предприятия от имени Московской области является Министерство имущественных отношений Московской области.
В подтверждение согласования с Министерством имущественных отношений Московской области договора уступки права требования (цессии) от 03.08.2009 N 308 истец ссылается на письмо ГУП Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области" от 18.09.2009, адресованное названному министерству и содержащее просьбу дать согласие на заключение между ГУП Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области" и ООО "СтройСервис" договора уступки права (требования) на сумму 16 269 114 руб. 54коп. (т.3 л.д.140-141).
Указанное письмо содержит резолюции "Согласовано" и "Не возражаю", однако, установить кем совершены данные резолюции не представляется возможным ввиду отсутствия расшифровки подписей и ссылок на должностное положение расписавшихся лиц.
При таких обстоятельствах письмо ГУП Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области" от 18.09.2009 не может быть оценено арбитражным апелляционным судом как надлежащее доказательство, свидетельствующее о том, что Министерство имущественных отношений Московской области как учредитель ГУП Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области" согласовало уступку права (требования), оформленную договором от 03.08.2009 N 308.
Кроме того, в материалы дела представлено письмо Министерства имущественных отношений Московской области от 31.03.2010 N ИС-4135, из которого следует, что Министерство своего согласия на заключение договора уступки права требования (цессии) между ГУП Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области" и ООО "СтройСервис" не давало (т.4 л.д.35).
Учитывая изложенное выше, арбитражный апелляционный суд считает, что договор уступки права требования (цессии) от 03.08.2009 N 308 не соответствует требованиям статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и положениям пункта 4.11 устава ГУП Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области", вследствие чего является недействительной сделкой (ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, требование ООО "СтройСервис" о взыскании с администрации Зарайского муниципального района задолженности в сумме 16 269 114 руб. 54 коп., основанное на недействительной сделке, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, арбитражный апелляционный суд считает необходимым отметить, что ООО "СтройСервис" связано обязательственными отношениями с ГУП Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области" на основании договора генподрядных работ от 01.09.2008 N 45/08, вследствие чего истец вправе предъявить требование непосредственно к предприятию, если полагает, что его права нарушены.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы остаются на истце.
Руководствуясь статьей 176, пунктом 6.1 статьи 268, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2010 года по делу N А41-5058/10 отменить.
В иске отказать.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
К.И. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-5058/10
Истец: ООО "СтройСервис", ООО "СтройСервис", ООО "СтройСервис", ООО "СтройСервис"
Ответчик: Администрация Зарайского района
Третье лицо: Министерство финансов Московской области, Министерство имущественных отношений МО, ГУП МО "Управление внебюджетного строительства МО"
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2010 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2434/2010