г. Томск |
Дело N 07АП-1387/10(2) |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2010 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Ждановой Л. И.
судей Кулеш Т. А., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Ждановой Л. И.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
от третьих лиц: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06 августа 2010 года
по делу N А27-18787/2009НР (судья Аникина Н. А.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ПромНедвижимость", г. Кемерово
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово
третьи лица: Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва
о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПромНедвижимость" (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее по тексту - Управление Роснедвижимости по Кемеровской области) о признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024 площадью 49 345,22 кв.м. в размере 37 706 656,41 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка в размере 764,14 руб., находящегося в Кемеровской области, Промышленновский район, п.г.т. Промышленная, ул. Коммунистическая, 47, которые в свою очередь выражаются в осуществлении Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области в ненадлежащей предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 и во внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024 площадью 49345,22 кв.м., находящегося в Кемеровской области, Промышленновский район, п.г.т. Промышленная, ул. Коммунистическая, 47 в размере 37 706 656,41 руб.; обязании Управление Роснедвижимости по Кемеровской области исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024 площадью 49 345,22 кв.м. в размере 37 706 656,41 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, занимаемого ООО "ПромНедвижимость".
В качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора, привлечены Коллегия Администрации Кемеровской области и Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Определением арбитражного суда первой инстанции произведена замена стороны в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее по тексту - Управление).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.12.2009 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 года решение суда от 25.12.2009 года оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.06.2010 года решение суда от 25.12.2009 года и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 06.08.2010 года заявленные Обществом требований удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06.08.2010 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, так как проверка рыночной информации на достаточность и достоверность заинтересованным лицом была проведена. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов Общества. В свою очередь Управление доказало факт надлежащего исполнения возложенной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", им в полном объеме исполнены административные процедуры, предусмотренные Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316, а также нормами Административного регламента.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возражало против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Управления не подлежащей удовлетворению, так как суд первой инстанции полно и всесторонен исследовал имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, при этом, позиция арбитражного суда полностью соответствует сложившейся правоприменительной практике по данной категории дел.
Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", Коллегия Администрации Кемеровской области отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06.08.2010 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024, расположенного по адресу: Кемеровская область, Промышленновский район, п.г.т. Промышленная, ул. Коммунистическая, 47, общей площадью 49345,22 кв.м.
Согласно кадастровому паспорту от 21.04.2009 года N 4200/001/09-96820 кадастровая стоимость указанного земельного участка составила 37 706 656,41 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 764,14 руб. за кв.м.
Общество, считая, что действиями Управления Росиедвижиомсти по Кемеровской области, Роснедвижимости, выразившимися в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости нарушены его права и обязанности по уплате земельного налога, нормы закона, а также, считая недостоверными результаты государственной кадастровой оценки, обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении в полном объеме заявленных Обществом требований, принял правильное по существу решение.
Согласно ч. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Согласно части 2 этой же статьи кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
В соответствии с п. 9 Правил проведения государственной оценки земель кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно п. 5 Правил проведения государственной оценки земель, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В силу п. 11 Правил проведения государственной оценки земель методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
В соответствии с п. 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей.
Согласно п. 2.2.1 Методических указаний статистическая модель строится с учетом факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, сведений о значении таких факторов, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости.
Согласно п. 2.2.2 Методических указаний состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2.2.3 Методических указаний N 39 закреплено, что сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется из источников информации, содержащих достоверную информацию. При этом, перечень источников получения информации не ограничен. В тех случаях, когда факторами стоимости являются характеристики земельных участков, не содержащиеся в источниках перечисленных выше, может быть использована достоверная информация, содержащаяся в иных источниках. Сбор сведений о значениях факторов стоимости может осуществляться для каждого земельного участка и (или) для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов, если значения данного фактора стоимости для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов схожи.
В п. 2.2.5 Методических указаний установлено, что для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.
В числе других, в качестве рыночной информации используется информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке. В качестве источников информации могут быть определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости.
Для каждой группы земельных участков в составе земель населенных пунктов в рамках видов разрешенного использования осуществляется построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости путем определения значений коэффициентов (параметров) модели. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков (п. 2.2.6 Методических указаний N 39).
Исполнение государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215 (далее - Административный регламент).
Пунктом 4 Административного регламента предусмотрено, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 8.1 Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением.
Порядок проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен п. 9.5 Административного регламента, согласно которому в случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление представляет один экземпляр отчета на проверку в Роснедвижимость.
Роснедвижимость производит проверку отчета на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки (пункт 9.8).
Таким образом, Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков на территории субъекта Российской Федерации проходит две стадии проверки: предварительную проверку Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации и проверку Роснедвижимостью. При этом, обязательным условием направления Отчета на проверку Роснедвижимости является согласно пункту 9.6 Административного регламента получение заключения Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации о соответствии состава отчета условиям технического задания.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в качестве исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков б Кемеровской области Управлением в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", привлечено ФГУП "ФКЦ "Земля" на основании государственного контракта от 29.06.2007 года N 140.
В соответствии с пунктами 1.1., 1.2. государственного контракта исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по теме "Выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области" путем сдачи результата выполненных работ, а заказчик обязуется принять работы и оплатить их. Объем работ определяется технически заданием
Требования к работам и их содержание, являющиеся предметом контракта определяются согласованным сторонами техническим заданием (приложение N 1), которое является неотъемлемой частью контракта (пункт 2.2. государственного контракта).
В соответствии с п. 4.2.2. технического задания в содержание работ, выполняемых ФГУП ФКЦ "Земля" входит сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков по каждому виду разрешенного использования из источников информации, содержащих сведения доказательственного значения.
Состав используемой информации в соответствии с названным пунктом, ее объем, выбор источников информации и порядок использования информации определяется по согласованию с органом исполнительной власти Кемеровской области и Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области.
Кроме того, в материалы дела представлен протокол предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области от 11 ноября 2008 года, в котором указано на соответствие отчета условиям технического задания.
Согласно указанному протоколу предварительная проверка отчета проводилась по следующим параметрам: наличие копии государственного контракта (с техническим заданием) в составе отчета, соответствие технического задания документации, утвержденной 12.03.2008 года, соответствие отчета типовой форме отчета, утвержденной Роснедвижимостью, наличие файлов баз - данных специального программного обеспечения, необходимых подписей на титульном листе, информации в тексте отчета об исполнителях работ, перечня и копий документов по организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории субъекта РФ, анализа рынка земельных участков, объектов недвижимости в тексте отчета, необходимых папок и таблиц, заполненность папок и таблиц.
Вместе с тем, как правомерно отмечено судом первой инстанции, формальное соблюдение административной процедуры не свидетельствует о возможности утверждения кадастровой стоимости земельного участка, определенной не в соответствии с требованиями действующего законодательства, при отсутствии определения состава факторов стоимости, сбора сведений о значении соответствующих факторов, сбора рыночной информации, осуществления расчета кадастровой стоимости без учета указанных обстоятельств.
Так, в нарушение п. 2.2.7 Методических указаний N 39 Отчет об определении кадастровой стоимости не содержит расчета кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю. В приложениях к отчету указаны уже результативные числовые значения. Однако, расчет кадастровой стоимости земельных участков невозможен без построения статистической модели расчета кадастровой стоимости, которая, в свою очередь, невозможна без сбора информации о рыночной стоимости. При этом указанная информация должна отвечать критериям достаточности и достоверности.
Между тем, Управление, указывая на отсутствие в законе запрета превышения кадастровой стоимости над рыночной, отсутствия установления законодателем соотношения указанных величин, вместе с тем не обозначило фактические обстоятельства, на основании которых кадастровая стоимость определена в размере, намного превышающем рыночную.
В нарушении ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих проверку Управлением Роснедвижимости отчета, при проведении предварительной проверки на соответствие его условиям технического задания, осуществления выбора источников информации, порядка сбора рыночной информации, использования рыночной информации с учетом приведения значений факторов стоимости, наличие в отчете первоисточников рыночной информации с указанием на конкретные исходные данные, наличие последних. Исходные данные рыночной информации, использованные при определении кадастровой стоимости, отсутствуют. Представленные распечатки с сайта Интернет, а также отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков не свидетельствуют о наличии достаточной и достоверной рыночной информации.
Таким образом, исследовав и оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, представленные в материалы дела доказательства, исходя из отсутствия достаточных доказательств использования при расчете удельного показателя кадастровой стоимости рыночной информации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания действий Управления по формированию в государственном земельном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка несоответствующими требованиям ст. 65, 66 Земельного кодекса РФ, Методическим указаниям, Административному регламенту, нарушающими права Общества, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога.
На основании изложенного Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, каких-либо нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено. Решение арбитражного суда первой инстанции по рассматриваемому делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06.08.2010 года по делу N А27-18787/2009НР оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Жданова Л.И. |
Судьи |
Кулеш Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18787/2009
Истец: ООО "ПромНедвижимость"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, ГУ Федеральный кадастровый центр "Земля"
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6097/11
03.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6097/11
01.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-18787/2009
05.10.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1387/10
25.06.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-18787/2009
25.03.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1387/10