Организация заключила лицензионный договор с фирмой, обладающей товарным знаком, 1 апреля 2005 года. В федеральном органе интеллектуальной собственности лицензионный договор был зарегистрирован лишь 1 февраля 2006 года. Однако в период, пока знак зарегистрирован не был, наша фирма заключила несколько договоров на изготовление продукции рекламного характера с использованием этого товарного знака. Расходы по договорам, а также расходы на оформление разрешений на размещение вышеуказанной рекламы мы отнесли на себестоимость продукции. Можем ли мы учитывать указанные расходы в целях определения базы по налогу на прибыль? Отметим также, что в соответствии с этим соглашением наша компания получила неисключительное право на использование товарного знака.
На основании статьи 26 закона от 23.09.1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон N 3520-1) правообладатель (Лицензиар) может по лицензионному договору передать право на использование товарного знака другому юридическому лицу (Лицензиату) в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.
Указанный договор вступает в законную силу с момента его регистрации в Патентном ведомстве - Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
Отметим также, что в соответствии со статьей 27 закона без регистрации договор считается недействительным. Другими словами, Лицензиат не имеет права пользоваться товарным знаком Лицензиара до момента государственной регистрации лицензионного договора.
Расходы, понесенные Лицензиатом, можно разделить на две группы:
- расходы на заключение лицензионного договора;
- рекламные расходы.
В соответствии с подпунктом 37 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (лицензионная плата). В составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, могут учитываться расходы организации на рекламу производимых (приобретенных) товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).
При этом и те, и другие расходы должны соответствовать общим требованиям пункта 1 статьи 252 Налогового кодексе. В соответствии с этой нормой расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством России. Другими словами, до момента регистрации лицензионный договор не отвечает требованиям статьи 252 Налогового образа.
Таким образом, поскольку у организации-Лицензиата отсутствовало право пользования товарным знаком правообладателя (до государственной регистрации договора), она не имеет возможности осуществлять деятельность, направленную на получение дохода по договору. Следовательно, любые расходы организации (в том числе в виде затрат на вознаграждение Лицензиару, а также расходы рекламного характера), осуществленные до регистрации договора, не учитываются в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Более того, если договор не прошел государственную регистрацию, лицензионные платежи, а также расходы рекламного характера не могут быть отнесены на себестоимость продукции (работ, услуг).
Обратите внимание, судебная практика по этому вопросу не сложилась. А вот позиция налоговых органов категорична: до регистрации договора организация не вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму лицензионного вознаграждения по договору. Например, см. письма МНС России от 22.02.2001 г. N 03-12/8980, от 30.09.2002 г. N 26-12/45796, письмо Минфина РФ от 18.01.2006 г. N 03-04-08/12. В указанных документах фискальные органы фактически ставят знак равенства между заключением договора и его регистрацией.
Во избежание претензий со стороны налоговой инспекции в подобной ситуации целесообразно будет за указанный период (с 1 апреля 2005 г. по 1 февраля 2006 г.) заключить договор между фирмами на оказание услуг по размещению рекламы.
Бухгалтерский и налоговый учет операций по такому договору можно организовать таким способом: расходы Лицензиата на размещение рекламы отдельно не возмещаются, а включаются в сумму вознаграждения по договору. В соглашении на оказание услуг по размещению рекламы следует предусмотреть, что Лицензиат обязуется оказывать Лицензиару услуги по размещению рекламы (наружной, на логотипах, листовках - предусмотреть все используемые виды) самостоятельно либо с привлечением третьих лиц, а Лицензиар обязуется уплачивать за эти услуги вознаграждение. Для последнего расходы по этому договору в целях налогообложения будут являться рекламными (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Для Лицензиата расходы по договорам со сторонними организациями (рекламными агентствами, типографиями и т.п.) будут являться материальными расходами на приобретение услуг производственного характера (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).
А.В. Афоненков,
юрист консалтинговой компании "Фемида"
1 января 2007 г.
"Налоговый учет для бухгалтера", N 1, январь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru