г. Вологда |
|
|
Дело N А05-5476/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Носач Е.В.,
судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Манойловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области
на определение Арбитражного суда Архангельской области от 09 марта 2010 года
по делу N А05-5476/2008 (судья Низовцева А.М.),
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Лукрум-Аудит" (далее - ООО "Лукрум-Аудит") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о процессуальном правопреемстве в деле по иску общества с ограниченной ответственностью "Лукрум-Аудит" к специализированному государственному учреждению при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в Архангельской области (далее - Фонд) о взыскании 90 031 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Агентство по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области (далее - Агентство), а также заинтересованные лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - Территориальное управление).
Определением суда от 09.03.2010 произведена замена ответчика по решению арбитражного суда Архангельской области от 11.09.2008 по делу N А05-5476/2008 - Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в Архангельской области на его правопреемника - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и выдан новый исполнительный лист на взыскание с Федерального агентства по управлению государственным имуществом в пользу ООО "Лукрум-Аудит" 90 000 руб. долга, 26 руб. 25 коп. процентов, 3200 руб. 77 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Территориальное управление с определением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве. Податель жалобы считает неправомерным удовлетворение судом заявления о процессуальном правопреемстве, поскольку не является правопреемником Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в Архангельской области, так как данная организация ликвидирована, а АПК РФ предусмотрена замена стороны лишь в случае реорганизации юридического лица.
ООО "Лукрум-Аудит" в отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении жалобы отказать, поскольку доводы подателя жалобы противоречат действующему законодательству и позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.12.2009 N ВАС-16500/09. Просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении арбитражный суд производит замену этой стороны правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из смысла названной правовой нормы следует, что процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с одним и тем же материальным правоотношением.
В силу пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) с возложением на него функций специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функций по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 925 "О Российском фонде федерального имущества", Фонд являлся федеральным государственным учреждением, осуществляющим функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого, бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства; полномочия собственника имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда, осуществляло Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
При этом, пунктом 17 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с названным Указом переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
На основании пункта 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 N 947-р "О ликвидации специализированного государственного учреждения "Российской фонд федерального имущества", Росимуществу предписано в установленном порядке принять имущество Фонда и его обязательственные права, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов.
В Единый государственный реестр юридических лиц 12.03.2009 внесена запись о государственной регистрации прекращения юридического лица - Фонда в связи с его ликвидацией.
В спорных правоотношениях Фонд выступал в качестве учреждения, представляющего Российскую Федерацию, следовательно, перераспределение и передача Российской Федерацией функций и полномочий по реализации арестованного имущества Росимуществу не прекращают и не изменяют установленных с участием Фонда гражданских правоотношений. В этом случае меняется только представитель Российской Федерации, участвующий в соответствующем правоотношении.
Поскольку ликвидация Фонда произведена в особом порядке с передачей его функций и полномочий Росимуществу, поэтому общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридического лица должны применяться с учетом названных особенностей.
При таких обстоятельствах ликвидация Фонда в порядке статьи 61 ГК РФ не может являться основанием для прекращения производства по делу в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Пунктом 1 распоряжения N 947-р предусмотрена ликвидация РФФИ с 01.08.2008; пунктом 3 установлена обязанность ликвидационной комиссии до 01.12.2008 обеспечить внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении существования РФФИ; Росимуществу предписано в установленном порядке принять имущество РФФИ и его обязательственные права, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов.
Согласно Положению "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (пункт 5.5), к полномочиям Росимущества относится организация в установленном порядке реализации имущества в рамках исполнительного производства. Указанными полномочиями ранее было наделено специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации Российский фонд федерального имущества.
Таким образом, Росимущество является функциональным правопреемником специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества".
На основании изложенного, а также принимая правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в письме от 19.07.2004 N С1-7/уп-905, согласно которой производство по делам, в которых от имени Российской Федерации выступали упраздненные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, не может быть прекращено по мотиву упразднения соответствующего федерального органа, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правопреемником Фонда является Росимущество, и правомерно произвел замену стороны.
Исследование представленных сторонами доказательств произведено арбитражным судом должным образом, выводы о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому оснований для отмены определения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
определение Арбитражного суда Архангельской области от 09 марта 2010 года по делу N А05-5476/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Носач |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: 14АП-3975/2008
Истец: ООО "Лукрум-Аудит"
Ответчик: Ответчики, Филиал в Архангельской области Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: Третьи лица, Агентство по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2010 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2832/2010