г. Саратов |
Дело N А06-8060/2009 |
"24" мая 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена "18" мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" мая 2010 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Александровой Л.Б., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малковой С.Е.,
при участии в заседании:
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Астрахань)
на решение арбитражного суда Астраханской области от 09 марта 2010 года
по делу N А06-8060/2009 (судья Блажнов Д.Н.)
по иску Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Астрахань)
к Министерству социального развития и труда Астраханской области (г. Астрахань)
о взыскании 160 000 рублей
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Астраханской области обратилось Государственное учреждение -Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее истец, Фонд) с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании с Министерства социального развития и труда Астраханской области (далее ответчик) 152 000 рублей.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 09.03.2010г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В материалах дела имеется ходатайство Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 23.04.2009г. по 30.04.2009г. Государственным учреждением - Астраханским региональным отделением Фонда социального страхования РФ была проведена выездная документальная проверка Министерства социального развития и труда Астраханской области по вопросу расходования средств обязательного социального страхования на выплату пособий неработающим гражданам за период 2007 г.-2008 г., результаты которой оформлены справкой о проведенной проверке N 1 от 30.04.2009г. (л.д. 19-26).
По результатом данной проверки истец пришел к выводу о нецелевом расходовании средств, полученных от отделения Фонда на выплату пособий неработающим гражданам на сумму 216 000 рублей (л.д. 16-18).
Основанием для указанных доначислений послужил вывод о неправомерном назначении и выплате Министерством социального развития единовременного пособия при рождении ребенка получателям в случае, когда один из родителей служит.
В связи с тем, что выявленная задолженность не была погашена ответчиком в добровольном порядке, Управление обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия законных оснований для взыскания сумм выплаченных социальных пособий.
Апелляционный суд считает выводы суда правомерными по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165 -ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обеспечение по обязательному социальному страхованию - это исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 12, пункта 1 статьи 22 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В силу требований указанного Закона N 165-ФЗ и Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, основными функциями Фонда социального страхования являются обеспечение гарантированных государственных пособий и осуществление действий по выплате страховых возмещений.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7, пунктом 11 части 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ видами социальных страховых рисков является в том числе материнство, при этом каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения, к которым относится и единовременное пособие при рождении ребенка.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является единовременное пособие при рождении ребенка. Данной статьей Закона законодатель установил, что порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 12 названного Закона с 01.01.2006г. размер единовременного пособия при рождении ребенка составляет 8 000 рублей.
Пунктом 23 "Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865 установлено, что единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы, учебы), а если родители либо лицо, их заменяющее, не работает (не служит, не учится) - органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.
Таким образом, действующее законодательство не ограничивает право выбора матери либо отца ребенка на обращение за получением данного пособия
В силу подпункта "в" пункта 26 Положения за счет федерального бюджета при рождении ребенка выплачивается единовременное пособие лицам, проходящим военную службу по контракту.
Аналогичная норма содержится в статье 4 Закона от 19.05.1995 N 81 -ФЗ.
Судом первой инстанции правомерно установлено и подтверждается материалами дела, что выплата ответчиком пособий при рождении детей в размере 8 000 рублей произведена женщинам, которые не работают, не учатся, не служат, а военную службу по контракту проходят отцы детей, что соответствует требованиям вышеназванных нормативных правовых актов (л.д. 22-23).
Истцом не заявлялось, и в материалы дела не было представлено документов, из которых бы следовало, что отцы детей получали пособие на ребенка до выплаты ответчиком названных сумм.
Довод апелляционной жалобы о том, что один из родителей ребенка проходит военную службу, службу в органах внутренних дел или МЧС России, в связи с чем пособие должно быть выплачено за счет средств федерального бюджета по месту службы, основан на неправильном толковании норм материального права.
Кроме того, в оспариваемом решении суд правомерно указал, что вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил в дело первичных документов, на основании которых составлены материалы проверки.
Выплата единовременного пособия при рождении ребенка через службу социальной защиты неработающим женщинам, мужья которых проходят службу в качестве рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, не противоречит действующему законодательству.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал Фонду в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от 09 марта 2010 года по делу N А06-8060/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273, 275, 276 АПК РФ.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-8060/2009
Истец: ГУ - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: Ответчики, Министерство социального развития и труда Астраханской области
Третье лицо: Третьи лица