"Камеральная проверка деклараций по НДС остается действенной формой
налогового контроля" (интервью с Т.В. Шевцовой, заместителем
руководителя ФНС России, советником государственной гражданской
службы РФ 1-го класса, заслуженным экономистом Российской Федерации,
кандидатом экономических наук)
С 2007 года вступают в силу масштабные изменения в Налоговый кодекс. В частности, существенно меняется порядок взимания НДС и акцизов, а также правила организации и проведения налоговых проверок и иных форм налогового контроля. О том, как изменятся подходы к администрированию НДС, акцизов и других налогов в новом году, в интервью нашему журналу рассказывает Татьяна Викторовна Шевцова, заместитель руководителя ФНС России, советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса, заслуженный экономист Российской Федерации, кандидат экономических наук.
- Татьяна Викторовна, вы курируете разные направления: администрирование НДС и акцизов, контроль за производством и оборотом алкогольной продукции, вопросы, связанные с крупнейшими налогоплательщиками, и ряд других. Расскажите, пожалуйста, о предварительных итогах работы по администрированию НДС в 2006 году.
- Как вы знаете, налог на добавленную стоимость имеет особое значение для российского бюджета. НДС по товарам, работам и услугам, реализуемым на территории Российской Федерации, формирует половину доходов федерального бюджета, администрируемых Федеральной налоговой службой.
В последние годы темпы роста поступлений налога в основном соответствовали показателям развития экономики. Но в 2006 году впервые отмечается замедление темпов роста поступлений НДС. По итогам года ожидается поступление налога немногим более 900 млрд. руб. Это практически уровень прошлого года (без учета поступлений от одного из крупнейших налогоплательщиков).
- Каковы причины? Ведь показатели по другим налогам растут.
- По мнению ФНС России, это результат существенных изменений в законодательстве по налогу на добавленную стоимость. С 1 января 2006 года кардинально изменился как порядок исчисления налога, так и порядок применения вычетов по нему. Соответствующие поправки были внесены Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ.
- К каким последствиям привели эти поправки?
- С 1 января 2006 года все налогоплательщики определяют дату возникновения обязанности по уплате НДС по методу начисления. К вычету стали приниматься суммы налога при приобретении товаров и услуг без факта их оплаты.
Вычеты сумм НДС при капитальном строительстве применяются в общем порядке. До 2006 года это можно было сделать после ввода объекта в эксплуатацию.
Кроме того, налогоплательщикам разрешили в 2006 году уменьшать свои налоговые обязательства на суммы НДС по ранее накопленной кредиторской задолженности и по работам, выполненным подрядными организациями в 2005 году.
С 1 января 2006 года не облагается НДС сумма оплаты (частичной оплаты), полученная налогоплательщиками в счет предстоящей поставки товаров и услуг на экспорт. Конечно, новый порядок исчисления НДС позволяет налогоплательщикам в большем объеме использовать оборотные средства при ведении хозяйственной деятельности.
В 2005 году благодаря налоговому администрированию рост вычетов отставал от роста начислений на 1 процентный пункт. Сейчас изменение налоговой политики привело к опережающему росту вычетов на 7 процентных пунктов. Как следствие, удельный вес вычетов в начислениях возрос с 82% в 2003-м до 88% в текущем году.
За 9 месяцев 2006 года более чем в 1,4 раза увеличилось возмещение НДС по экспортным операциям. При этом в мае и июне 2006 года впервые за время существования налога сумма его возмещения превысила сумму поступления налога в бюджетную систему Российской Федерации.
- Скажите, эти результаты можно было заранее спрогнозировать?
- Безусловно, законодатели, принимая соответствующие поправки, рассчитывали добиться сокращения налоговой нагрузки, упрощения взимания налога и повышения деловой активности. Однако при этом принятие решений о предоставлении налоговым органам инструментов по эффективному администрированию НДС, контролю в этой части отодвинуто на более поздние сроки - 2008-2010 годы.
Очевидно, что без создания эффективных инструментов контроля либерализация налогового законодательства сопровождается высокими рисками роста потерь бюджета. Это и подтверждается итогами работы за 2006 год.
- Как отразятся на администрировании и объемах поступления НДС поправки в главу 21 Налогового кодекса, внесенные Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ? Изменится ли тактика проведения проверок по НДС?
- В 2007 году камеральные налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, в том числе по НДС, будут проводиться по-новому. Это связано с кардинальными изменениями, внесенными в части первую и вторую Налогового кодекса, которые вступают в силу с 1 января 2007 года.
В частности, новая редакция статьи 88 Кодекса ограничивает перечень документов, которые могут быть истребованы при проведении камеральных налоговых проверок.
- Какие это документы, если говорить о проверке по НДС?
- Речь идет о закрытом перечне документов. Налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС может истребовать у налогоплательщика необходимые пояснения - в случае выявления ошибок в декларации, а также противоречий между сведениями декларации и данными, имеющимися у налогового органа. Налогоплательщик в данном случае будет вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 3 и 4 ст. 88 НК РФ).
Это также документы, подтверждающие право налогоплательщиков на заявленные налоговые льготы - если они заявлены в налоговой декларации по НДС. Об этом говорится в пункте 6 статьи 88 Кодекса.
Ну и, наконец, документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов - если при подаче налоговой декларации по НДС налогоплательщиком заявлено право на возмещение налога из бюджета (п. 8 ст. 88 Кодекса).
- Означает ли это, что у налоговых инспекторов будет меньше инструментов контроля?
- Определенные ограничения действительно есть. Но не стоит забывать, что по статье 93.1 Кодекса налоговый орган вправе истребовать информацию или документы по деятельности проверяемого налогоплательщика не только у его контрагента, но и у иных лиц. Если, конечно, они располагают такими сведениями. Истребовать эту информацию можно не только в рамках камеральной налоговой проверки, но и в процессе рассмотрения материалов проверки, а также при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. Кроме того, налоговый орган вправе истребовать и вне рамок налоговых проверок (если имеется обоснованная необходимость) информацию относительно конкретной сделки. Причем, как у ее участников, так и у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. Сохранилось также право направлять запросы в банки, предусмотренное пунктом 2 статьи 86 Кодекса.
Таким образом, основные акценты в работе по контролю за правильностью исчисления налогоплательщиками и полнотой уплаты ими в бюджет сумм НДС переносятся на выездные налоговые проверки. Но при профессиональном подходе камеральная налоговая проверка налоговых деклараций по НДС остается действенной формой налогового контроля. Наравне с аналитической составляющей контроля, которой будет уделяться в новых условиях особое внимание.
Кроме того, на наш взгляд, новая процедура оформления результатов камеральной налоговой проверки, в том числе и в отношении заявленных к возмещению сумм НДС, позволит повысить объективность решений, принимаемых по результатам проверок налоговых деклараций.
- Минфин России приказом от 07.11.2006 N 136н утвердил новую форму налоговой декларации по НДС, а также порядок ее заполнения. В начале декабря этот приказ зарегистрирован в Минюсте России. На что налогоплательщикам следует обратить особое внимание при заполнении новой отчетной формы?
- С 1 января 2007 года осуществлен переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС, предъявленного поставщиками материальных ресурсов экспортеру. Это обеспечит существенную дополнительную экономию средств поставщиков. Отменяется отдельная декларация по НДС по налоговой ставке 0%. Иными словами, налогоплательщик должен отражать операции по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые как по ставкам 10 или 18%, так и по нулевой ставке, в единой форме налоговой декларации по НДС.
Как и раньше, одновременно с декларацией налогоплательщик представляет документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0% и предусмотренные статьей 165 Кодекса.
- Сколько разделов в новой декларации и какие это разделы?
- В новой декларации девять разделов. От некоторых разделов прежних форм декларации ее разработчики отказались. Так, в новую декларацию не включен раздел, предусматривающий отражение сведений о стоимости товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0% по которым предполагается. Напомню, что ранее этот раздел заполнялся отдельно по каждой операции, по которой предполагалось применение налоговой ставки НДС 0%.
Изменения затронули и налоговых агентов. С 2007 года они вместо двух разделов декларации (разделы 1.2 и 2.2) заполняют только один - "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогового агента".
Кроме того, в декларацию включены два новых раздела. В одном из них отражаются сведения о суммах налоговых вычетов по операциям, в отношении которых обоснованность применения налоговой ставки 0% документально подтверждена в предыдущих налоговых периодах. В другом разделе приводятся суммы налоговых вычетов по операциям, в отношении которых обоснованность применения налоговой ставки 0% документально не подтверждена в предыдущих налоговых периодах.
- Декларацию нужно представлять в полном объеме всем налогоплательщикам?
- Нет. Все налогоплательщики в обязательном порядке в составе декларации должны представлять только титульный лист и раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика". Что касается других разделов декларации, они представляются при осуществлении налогоплательщиком соответствующих операций.
- 26 июня 2006 года президент подписал Федеральный закон N 134-ФЗ, который внес значительные изменения в порядок исчисления акцизов. В частности, отменены налоговые посты, изменился механизм взимания ставок по некоторым видам подакцизных товаров. Как это скажется на механизме администрирования налога?
- Этот закон сохраняет существующую систему комбинированных ставок акциза на сигареты (с фильтром и без фильтра). Вместе с тем с 2007 года адвалорную составляющую ставок акциза на табачные изделия предлагается исчислять исходя из максимальной розничной цены в торговой сети, устанавливаемой производителем.
В этих условиях осуществлять контроль за соблюдением максимальных розничных цен в торговле будет крайне сложно, так как торговая сеть состоит из сотен тысяч торговых точек. При этом установление факта продажи в розничной торговой сети табачных изделий по цене, превышающей установленную производителем, уже после того, как производитель уплатит акциз по этим изделиям, для пополнения бюджета значения иметь не будет. Ведь лица, осуществляющие розничную торговлю, акциз не уплачивают.
Опыт налогового администрирования, накопленный ФНС России, показывает, что система налогообложения с применением специфических ставок акциза более эффективна и менее затратна.
- В 2006 году были определенные проблемы с обеспечением стабильного функционирования ЕГАИС. Как их удалось решить? Достаточно ли сейчас ресурсов, чтобы обеспечить стабильную работу ЕГАИС?
- Проблемы с функционированием ЕГАИС носят чисто технический, а не организационный характер. Как вы знаете, с 1 июня 2006 года ЕГАИС вступила в действие в части нанесения штрихкода на новые федеральные спецмарки. А для организаций, осуществляющих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, срок внедрения был перенесен на 1 июля 2006 года. Но система не тестировалась на больших объемах информации. Пик подключений, когда к системе единовременно присоединялись около 3 тысяч организаций - участников алкогольного рынка, пришелся на конец июня. Именно тогда стали происходить сбои в работе программного обеспечения.
Опыт работы с ЕГАИС показал, что система перегружена лишними операциями и требует упрощения и значительной модернизации.
После того как в августе этого года ЕГАИС была передана в ведение ФНС России, Служба разработала концепцию модернизации системы и подготовила проект технического задания на систему ЕГАИС в целом.
- Татьяна Викторовна, с марта 2006 года вы курируете вопросы госрегулирования игорного бизнеса. Какие сложности возникают на этом направлении?
- Здесь сложности связаны прежде всего с отсутствием нормативного правового регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр. Проект федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари" принят Госдумой в первом чтении весной 2006 года. Все это время приходилось работать в условиях правового вакуума. За прошедший период налоговые органы по обращениям правоохранительных и иных государственных органов проводили внеплановые проверки деятельности лицензиатов на предмет соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также мероприятия, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях.
В настоящее время в Госдуме рассматривается концептуально новый проект федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр". В соответствии с ним организация и проведение азартных игр в России будут возможны только на территории специально создаваемых игорных зон.
- В вашем ведении также находятся Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. Время от времени в прессе поднимается вопрос о том, что регистрация, к примеру, нефтяных компаний не по месту нахождения их основных производственных активов негативно сказывается на поступлении налогов в региональные бюджеты. Так ли это?
- Да, вы правы, губернаторы и депутатский корпус некоторых регионов иногда возвращаются к этому вопросу, хотя Федеральная налоговая служба уже неоднократно доказывала абсолютную безосновательность подобных выводов.
Изменение места постановки на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков не влечет за собой изменения порядка исчисления и уплаты налогов и сборов. Как и раньше, крупнейшие налогоплательщики уплачивают местные и региональные налоги по месту нахождения имущества и иных объектов налогообложения. Федеральные налоги распределяются в региональные бюджеты по нормативам отчислений, которые ежегодно устанавливаются Законом о федеральном бюджете на текущий год, независимо от места учета налогоплательщика.
Так, доля налога на прибыль, зачисляемая в бюджеты субъектов Федерации, составляет 73% от всех платежей по этому налогу, 80% акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию и 60% акцизов на нефтепродукты распределяются в бюджеты субъектов РФ в соответствии с нормативами.
Пятилетний опыт администрирования крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне показал, что объем налоговых поступлений во все уровни бюджетов от этой категории налогоплательщиков ежегодно увеличивается. Это результат эффективной и качественной контрольной работы межрегиональных инспекций, что способствует повышению налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков.
- Татьяна Викторовна, в заключение беседы хотим поздравить вас с Новым годом и пожелать благополучия, успеха на профессиональном поприще! И пусть сбудутся все ваши желания!
- Спасибо! Хочу в свою очередь воспользоваться случаем и поздравить сотрудников налоговых органов, налогоплательщиков, коллектив редакции журнала "Российский налоговый курьер" и читателей журнала с Новым 2007 годом. Надеюсь, что он всем принесет успех и профессиональное удовлетворение от работы. Желаю также всем личного счастья, любви и здоровья!
Отдельно хочу поздравить своих коллег - женщин. Сегодня нас большинство и среди налоговых инспекторов, и среди бухгалтеров. Что ж, наверное, в этом есть какой-то философский смысл. Так что будем сотрудничать и поддерживать друг друга!
- Еще раз спасибо!
Беседовали Н. Попова и Т. Пономарева
"Российский налоговый курьер", N 1-2, январь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99