Налоговый кодекс - 2007: оцените новшества!
Поправки, которые вступили в силу с 1 января 2007 года, принимались в разные периоды: одни - минувшим летом, другие - осенью*(1). Некоторые положения Налогового кодекса, действующие с 2007 года, приняты более двух лет назад. Наша статья своего рода путеводитель. Он поможет вам отследить наиболее важные изменения, актуальные для вашего бизнеса.
Поправки в первую часть Кодекса
Главное событие в мире налогового законодательства в 2007 году - обновленная первая часть Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ (далее - Закон N 137-ФЗ).
Обзор поправок начнем со статьи 11, в которой изложены понятия и термины, используемые в Кодексе. В ней, например, появилось понятие "учетная политика для целей налогообложения". Это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности*(2).
Существенные поправки внесены в статью 21 "Права налогоплательщиков". Так, с 1 января 2007 года налогоплательщики могут требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. Кроме того, налогоплательщикам предоставлено право участвовать в рассмотрении материалов налоговых проверок.
Обязанности налогоплательщиков, перечисленные в 23-й статье, также не остались без изменений. В частности, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, по запросу налоговых органов обязаны представлять книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций. А налоговым агентам согласно статье 24 придется подавать в налоговую инспекцию по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. В течение четырех лет нужно обеспечивать сохранность этих документов.
Права и обязанности налоговых органов претерпели значительные изменения. Из статьи 31 "Права налоговых органов", в частности, исключено право контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам, а также создавать налоговые посты. В то же время налоговые органы смогут взыскивать через суд не только штрафы, но и суммы недоимок и пеней.
У налоговых органов появились и новые обязанности (ст. 32 НК РФ). Речь, в частности, идет о предоставлении налогоплательщикам и налоговым агентам по их запросам справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Кроме того, налоговики должны проводить по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов, а также выдавать копии решений в отношении указанных лиц.
Платим налоги по-новому
В новой редакции изложены статьи Кодекса, посвященные исполнению налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов и сборов. Теперь согласно пункту 1 статьи 47 решение о взыскании налога за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя может приниматься налоговым органом в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В статью 58, регламентирующую порядок уплаты налогов и сборов, добавлен пункт, в котором установлен порядок уплаты авансовых платежей. При перечислении авансовых платежей позже срока, определенного Налоговым кодексом, на их сумму будут начисляться пени в порядке, предусмотренном статьей 75. В то же время нарушение порядка исчисления или уплаты авансовых платежей не будет являться основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности. В статье 58 также подробно изложены обязанности местных администраций и организаций федеральной почтовой связи по приему денежных средств в уплату налогов.
В соответствии с новой редакцией статьи 60 банки обязаны сообщить о неисполнении поручения налогоплательщику или налоговому органу, если на корреспондентском счете банка недостаточно средств. Банки также должны уведомить налоговый орган об изменении реквизитов счетов налогоплательщика в течение пяти дней (ст. 86 НК РФ).
Кстати, из Налогового кодекса исключена статья 65, посвященная налоговому кредиту. Соответствующая поправка внесена и в статью 21. Однако инвестиционный налоговый кредит будет предоставляться как и прежде.
Изменился порядок начисления и уплаты пеней, который установлен статьей 61. Так, пени не начисляются на недоимку, если налогоплательщик не смог погасить ее из-за того, что суд или налоговый орган приостановили его операции в банке либо наложили арест на имущество. Пени не начисляются и в том случае, если недоимка образовалась в результате выполнения налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему или неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом.
Как следует из новой редакции статьи 75, пени не начисляются на сумму недоимки, образовавшейся у плательщика в результате выполнения им письменных разъяснений уполномоченных органов. Однако это положение не применяется, если письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации.
Из статьи 78 о зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога исключен пункт, согласно которому изложенные в ней правила применяются и в отношении налогов, уплаченных во внебюджетные фонды. Кроме того, в пункте 3 той же статьи сказано, что, если налоговый орган обнаружит переплату, он обязан в 10-дневный срок проинформировать об этом налогоплательщика. Чтобы вернуть излишне уплаченную сумму, налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением.
Срок, в течение которого инспекция информирует налогоплательщика о принятом решении (будь то решение о зачете (возврате) или об отказе), составляет пять дней. При этом на территориальные органы Федерального казначейства возложена обязанность уведомлять налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. Указанные правила применяются к зачету (возврату) сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов. Эти правила распространяются и на налоговых агентов.
Налогоплательщики смогут возвращать суммы излишне взысканных налогов. Однако в новой редакции статьи 79 уточнено, что при наличии у налогоплательщика недоимок, неуплаченных пеней и штрафов по другим налогам возврат осуществляется только после зачета излишне взысканной суммы в счет имеющейся недоимки.
Принципиальное новшество касается налоговой декларации (ст. 80). С 2007 года налогоплательщики, среднесписочная численность работников у которых на 1 января текущего календарного года превысит 250 человек, должны представлять декларации и расчеты авансовых платежей в налоговый орган только в электронном виде. Причем, по мнению Минфина России, под этим подразумевается передача отчетности по телекоммуникационным каналам связи, а не на дискетах.
Налоговые проверки: правила меняются
О новых правилах проведения налоговых проверок "Российский налоговый курьер" рассказал в нескольких публикациях*(3). Вкратце напомним лишь о некоторых важных поправках.
Закон N 137-ФЗ существенно сблизил правила оформления результатов выездных и камеральных налоговых проверок. Теперь в ходе камеральной проверки налоговый орган вправе потребовать от налогоплательщика в течение пяти дней представить необходимые пояснения или внести в документы соответствующие исправления.
В качестве пояснений налогоплательщик может представить выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета либо иные документы, которые подтверждали бы его позицию. Налоговый инспектор обязан их рассмотреть. Если по результатам камеральной проверки будет установлен факт совершения налогового правонарушения, проверяющий должен составить акт проверки. Кроме того, появились новые нормы, запрещающие истребовать документы в ходе камеральной налоговой проверки.
Кстати.
Что еще изменится в 2007 году
В конце декабря 2006 года в думском портфеле находился ряд законопроектов, которые вносят поправки в Налоговый кодекс. И хотя на момент подписания номера в печать большинство этих документов были рассмотрены лишь в первом чтении, можно с уверенностью говорить о том, что депутаты примут их в ближайшее время.
Так, в Госдуме ко второму чтению подготовлен законопроект, который уточняет порядок признания расходов, связанных с приобретением права на земельные участки, а также порядок определения прибыли (убытка) в случае дальнейшей реализации земельного участка. Кроме того, депутаты должны рассмотреть ряд законопроектов, которые дополнят новыми видами доходов статью 217 "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" Налогового кодекса. Речь, в частности, идет о суммах единовременной материальной помощи, оказываемой работодателем работнику в связи с рождением ребенка, премиях Правительства РФ в области средств массовой информации, а также о грантах, получаемых от российских организаций.
И, конечно, нельзя не упомянуть о проекте закона об упрощенном порядке декларирования доходов (налоговой амнистии). Этот документ депутаты должны принять до конца года.
Правила проведения выездных налоговых проверок также изменились. Согласно новому пункту 5 статьи 89 в отношении одного налогоплательщика в течение календарного года может быть проведено не более двух выездных налоговых проверок. В исключительных случаях принять решение о проведении проверки сверх указанного ограничения может только руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Что касается истребования документов в ходе проверок, которое предусмотрено статьей 93, то законодатели урегулировали правила представления документов. Во-первых, истребовать можно только копии. А во-вторых, нельзя требовать от налогоплательщиков, чтобы копии документов были обязательно заверены нотариально.
Новая редакция статьи 101 НК РФ устанавливает детально регламентированные нормы по оформлению результатов налоговых проверок. А статья 101.2 предусматривает обязательное досудебное рассмотрение налоговых споров.
Ответственность
Согласно новому подпункту 1.1 пункта 1 статьи 113 течение срока давности может быть приостановлено, если налогоплательщик активно противодействует проведению выездной налоговой проверки и это является непреодолимым препятствием для ее осуществления и определения сумм налога к уплате в бюджет. Это принципиальное новшество.
В Налоговом кодексе также появилась новая статья 129.2, устанавливающая ответственность за нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса либо изменения их количества. А в новой редакции статьи 135.1 сказано о том, что за непредоставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган налагается штраф в размере 10 000 руб.
Вторая часть Кодекса: восемь глав с поправками
Наиболее значимые поправки во вторую часть Налогового кодекса касаются плательщиков косвенных налогов, а также работодателей, уплачивающих (удерживающих) налоги (ЕСН и НДФЛ) с выплат в пользу физических лиц. В то же время отдельные изменения затронули и плательщиков других налогов - налога на прибыль организаций, НДПИ, ЕСХН, земельного налога. Рассмотрим основные новшества.
НДС: когда нужно платить только "живыми" деньгами
Изменения в главе 21 что называется редкие, но меткие. Остановимся на наиболее важных.
С 1 января 2007 года вступили в силу некоторые поправки, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ. В частности, абзац 2 пункта 4 статьи 168 Кодекса устанавливает обязанность покупателя уплачивать НДС продавцу денежными средствами при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований и использовании в расчетах ценных бумаг. Это правило применяется в отношении товарообменных операций, расчетов ценными бумагами и взаимозачетов, произведенных после 31 декабря 2006 года.
В новой редакции действует пункт 3 статьи 172, в соответствии с которым экспортер может заявить о вычете только при наличии полного комплекта документов, предусмотренных 165-й статьей Кодекса. Обновлен и пункт 1 статьи 173 о порядке определения суммы НДС к уплате в бюджет. Эта сумма исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на величину налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (кроме налоговых вычетов, установленных пунктом 3 статьи 172), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенная на суммы восстановленного налога.
Еще одно изменение: с 2007 года действует новый порядок возмещения налога. Если налогоплательщик подает налоговую декларацию по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган обязан провести камеральную налоговую проверку. При этом инспекция вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
Последние по времени изменения в главу 21 Президент РФ подписал в начале ноября. Федеральный закон от 03.11.2006 N 176-ФЗ внес в подпункт 1 пункта 3 статьи 149 НК РФ поправку, в соответствии с которой от налогообложения освобождается реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ. На основании изменений, внесенных Федеральным законом от 03.11.2006 N 180-ФЗ, с 1 января 2007 года по 31 декабря 2008 года включительно от обложения НДС освобождается ввоз на таможенную территорию Российской Федерации некоторых видов племенных животных. Кроме того, с 1 января 2007 года не облагается НДС ввоз на территорию нашей страны товаров, используемых в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования космического пространства. Такую поправку внес Федеральный закон от 03.11.2006 N 191-ФЗ.
Акцизы: порядок уплаты един для всех
Нововведения в сфере акцизного налогообложения связаны с принятием Федерального закона от 26.07.2006 N 134-ФЗ (далее - Закон N 134-ФЗ). Перечислим основные.
С 1 января 2007 года отменено свидетельство о регистрации лиц, совершающих операции с нефтепродуктами. При этом в Налоговом кодексе появилась новая статья 179.3 "Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином".
Установлена единая акцизная ставка для всей алкогольной продукции - 162 руб. за 1 литр безводного этилового спирта. Она не применяется к пиву и некоторым категориям вин.
По всему тексту главы в новой редакции убраны фразы "за исключением нефтепродуктов". В статью 182 "Объект налогообложения" добавлен пункт, согласно которому получение прямогонного бензина является объектом налогообложения. При этом налоговая база по прямогонному бензину определяется как объем полученного прямогонного бензина в натуральном выражении.
Акцизы уплачиваются в едином порядке по месту производства подакцизных товаров равными долями в два срока:
- не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем;
- не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.
Исключением являются прямогонный бензин и денатурированный спирт. Акциз по ним уплачивается не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Причем налогоплательщики, совершающие операции с денатурированным спиртом, будут уплачивать акциз по месту оприходования данного сырья. А при осуществлении операций с прямогонным бензином акциз будет уплачиваться по месту нахождения налогоплательщика.
Сказанное относится и к проведенным в 2007 году операциям с подакцизными товарами. В то же время при расчете акцизов по операциям 2006 года нужно руководствоваться положениями главы 22 в прежней редакции. (Подробнее об исчислении и уплате акцизов в переходный период см. в статье 5 Закона N 134-ФЗ.)
Кроме того, пункт 2 статьи 187 НК РФ дополнен подпунктом 4. В соответствии с ним налоговая база при реализации (передаче) подакцизных товаров, по которым установлены комбинированные ставки акциза (сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы), произведенных налогоплательщиком, формируется исходя из двух показателей:
- объема реализованных (переданных) сигарет и папирос в натуральном выражении (в тысячах штук);
- расчетной стоимости этих товаров, исчисленной исходя из максимальных розничных цен (а не отпускных цен, как в 2006 году).
Глава 22 также дополнена новой статьей 187.1 "Порядок определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки". Согласно этой статье расчетная стоимость - произведение максимальной розничной цены, указанной на пачке, и количества реализованных в отчетном налоговом периоде пачек сигарет (папирос).
Максимальная розничная цена определяется как цена, выше которой пачка сигарет (папирос) не может быть реализована конечному потребителю. Эта цена устанавливается за пачку сигарет (папирос) отдельно по каждой марке (каждому наименованию табачных изделий).
НДФЛ: вычеты стали больше
Поправки в главу 23 Кодекса внесены тремя федеральными законами: от 27.07.2006 N 144-ФЗ (далее - Закон N 144-ФЗ), от 18.07.2006 N 119-ФЗ (далее - Закон N 119-ФЗ) и от 05.12.2006 N 208-ФЗ (далее - Закон N 208-ФЗ). Все они действуют с 1 января 2007 года и в основном касаются порядка предоставления налоговых вычетов (их размеров).
Законом N 144-ФЗ увеличены размеры социальных налоговых вычетов на лечение и образование, которые предусмотрены статьей 219 Кодекса, - с 38 000 до 50 000 руб. Причем вычет на лечение распространяется не только на оплату лекарств и лечения, но и на оплату страховых взносов по договорам добровольного личного медицинского страхования. Этим же законом внесены поправки в статью 220, регламентирующую порядок предоставления имущественных налоговых вычетов. В частности, имущественный налоговый вычет до 1 млн. руб. можно получить не только при покупке квартиры, жилого дома и долей в них, но и комнаты как самостоятельного объекта права. Аналогично будет решаться и вопрос о предоставлении имущественного налогового вычета при продаже объектов недвижимости, к которым прямо отнесены комнаты.
Согласно поправкам, внесенным Законом N 119-ФЗ в главу о НДФЛ, расширен перечень граждан, которым полагается стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. Он будет предоставляться лицам, принимавшим участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории России.
О Законе N 208-ФЗ стоит сказать отдельно. На основании этого закона не подлежат обложению НДФЛ суммы, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей (материнский капитал). Кроме того, в подпункт 2 пункта 1 статьи 219 Кодекса внесена поправка о том, что социальный налоговый вычет на обучение не применяется, если оно оплачено из средств материнского капитала. Закон вступает в силу с 1 января 2007 года, но не ранее одного месяца со дня официального опубликования. (Опубликован в "Российской газете" от 12.12.2006 N 279.)
ЕСН: особая шкала для IT-компаний
"Организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий" - такое понятие введено в главу о едином социальном налоге Законом N 144-ФЗ. Какие организации соответствуют этому понятию, подробно описано в новой редакции статьи 241 Налогового кодекса. Это, например, организации, у которых доля дохода от реализации программных продуктов, а также работ и услуг по их установке и сопровождению составляет 90% всех доходов. (При этом 70% этих доходов должны быть получены от иностранных контрагентов.) Для таких налогоплательщиков предусматриваются льготная система налоговых ставок и особая регрессивная шкала.
Обратите внимание: к числу IT-компаний, на которых распространяются упомянутые преференции, не относятся резиденты технико-внедренческих особых экономических зон. Для них, по-видимому, законодательством об ОЭЗ будут предусмотрены особые льготы.
Налог на прибыль организаций: поправки для наукоемких и технологичных
В главе 25 произошло немного изменений. Они внесены Законом N 144-ФЗ.
Во-первых, у всех налогоплательщиков появилась возможность амортизировать затраты на реконструкцию основных средств и списывать расходы на НИОКР равными долями в течение года (а не двух, как сейчас).
Во-вторых, организации, работающие в области информационных технологий, могут списывать затраты на покупку вычислительной техники как материальные расходы по мере введения таких основных средств в эксплуатацию.
Другие налоги
Новшества в главе 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" появились в результате принятия Федерального закона от 27.07.2006 N 151-ФЗ. Он, в частности, предусматривает введение нулевой ставки налога в отношении сверхвязкой нефти и месторождений нефти, расположенных на территории конкретных регионов, как стимул для разработки этих месторождений. Кроме того, закон предусматривает установление понижающих коэффициентов для месторождений со степенью выработанности более 80%.
С 1 января 2007 года плательщиками ЕСХН могут быть сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Основание - Федеральный закон от 03.11.2006 N 177-ФЗ.
Федеральный закон от 03.11.2006 N 178-ФЗ уточнил отдельные положения главы о земельном налоге. Теперь физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им земельные участки в предпринимательской деятельности, подают в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию. Им также придется уплачивать в течение налогового периода авансовые платежи и представлять расчет по авансовым платежам.
Публикация подготовлена при участии специалистов Сводно-аналитического управления ФНС России
М.О. Лозовский,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер", N 1-2, январь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) С основными положениями законов можно ознакомиться в таблицах "Что изменилось в налоговом законодательстве" // РНК, 2006, N 16, 17, 18, 19, 20 и 23.
*(2) Подробнее о том, какие изменения следует внести в приказ об учетной политике для целей налогообложения, см. в статье "Обновляем налоговую учетную политику на 2007 год" в ближайшем номере РНК.
*(3) Подробнее об этом читайте в статьях "Налоговые проверки: что изменится с 1 января 2007 года // РНК, 2006, N 21 и "Проведение налоговых проверок в 2007 году: горячая линия" // РНК, 2006, N 22.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99