Картина вместо депозита, или как инвестировать
в искусство
На сегодняшний день в России инвестиции в искусство совершает только 1 процент населения. Однако этот факт не мешает отечественному арт-рынку активно развиваться. По оценкам отдельных экспертов, его оборот составляет до 1,5 миллиарда долларов. При этом и российские, и зарубежные специалисты в области инвестиций с уверенностью называют искусство одним из самых доходных инструментов вложения денег.
В России цены на предметы искусства и антиквариат растут в среднем на 15-20 процентов в год. На Западе, согласно заключениям экспертов, инвестиции в искусство способны принести около 11-13 процентов годовых. А в некоторых случаях доход может достигать 500 процентов годовых. Однако далеко не всем так везет. Поэтому сразу бежать в антикварный салон скупать "старину" не стоит. Особенно тем, кто только начинает интересоваться подобными инвестициями.
Для того чтобы вложения в искусство в будущем по-настоящему себя оправдали, нужно тщательно изучить все тонкости арт-рынка. Другими словами, начинающему инвестору без информации и профессиональных консультаций выходить на этот рынок нельзя.
Эксперты и консультанты
Прежде всего будущему "художественному" инвестору следует определиться со стилем. Понять, к чему больше всего лежит душа. Это очень важный момент: в произведения, которые не нравятся, лучше не вкладывать средства. Довольно трудно терпеть в своем доме ненавистную картину только ради ожидания потенциальной прибыли.
Найти своего консультанта, который профессионально разбирается в искусстве и ценах и при этом не обманывает, - еще одна нелегкая задача. Посещая музеи, галереи, антикварные салоны, нужно обязательно знакомиться с кураторами выставок, галеристами, искусствоведами, антикварами, коллекционерами, а возможно, и с самими художниками. Подобные знакомства помогут понять, как работает арт-рынок, узнать его секреты. Если инвестору удастся влиться "в среду", ему легко будет сориентироваться в том, кто же из консультантов более компетентен. Помочь частному лицу в выборе предметов искусства для инвестирования могут аукционные дома, различные художественные галереи (в том числе частные), арт-дилеры, консалтинговые фирмы, которые специализируются на инвестициях в произведения искусства.
Важную роль при формировании коллекции играет экспертиза. В декабре 2006 года практически во всех музеях, находящихся под юрисдикцией Роскультуры, вступили в силу новые уставы, согласно которым работники этих учреждений имеют право давать экспертную оценку произведениям искусства только в частном порядке. Они могут быть служащими музейных фондов, но не имеют права выдавать заключения на бланках музея. Такое положение дел позволяет избежать ситуаций, когда составленное недобросовестным работником экспертное заключение подвергает риску репутацию какого-нибудь уважаемого учреждения. Известны случаи, когда из-за этого были на грани судебного разбирательства Русский музей и Третьяковская галерея, что недопустимо.
В России уже существует независимый институт, который проводит экспертизу и оценку как современных произведений искусства, так и антиквариата. Благодаря современному оборудованию стало возможным всестороннее исследование предмета искусства в соответствии с российскими и международными нормами и требованиями. Так что теперь за судьбу экспертных заключений, сделанных в России, можно не беспокоиться.
Арт-рынок: у нас и у них
Наш арт-рынок только начинает формироваться. Сами специалисты пока не спешат называть его надежным.
Во-первых, потому что по сравнению с Западом наша инфраструктура пока недостаточно развита.
Во-вторых, потому что до сих пор операции на нашем рынке сопряжены со множеством рисков. Слишком высок процент подделок как среди русской "старины", так и среди нашего авангарда.
Но постепенно наш арт-рынок приближается к западным стандартам.
Сегодня в России уже функционирует Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров. Подобные профессиональные общественные объединения антикваров достаточно эффективно и довольно давно - на протяжении почти столетия - существуют за рубежом. Например, Syndicat National des Antiquaires (Париж), The British Antique Dealers' Association (Лондон) и др. Основной принцип их деятельности - четкое следование всех членов подобных организаций разработанным и принятым в этих объединениях высоким этическим стандартам. Таким образом, система взаимоотношений между фигурантами антикварного рынка, основанная на профессиональной репутации арт-дилера, характерная, например, для Франции и Великобритании, где традиции коллекционирования, а значит, и торговли предметами антиквариата достаточно развиты, становится актуальной и в России.
За рубежом рынок инвестиций в искусство сформировался в середине 60-х годов прошлого века. Западному инвестору намного проще, чем российскому. Там уже давно существуют такие инфраструктурные элементы, как экспертные институты, страховые, консалтинговые и аналитические компании, аукционные дома. В одном только Лондоне аукционных домов около 40.
К тому же под рукой у западного инвестора - многочисленные индексы доходности искусства. Например, всемирно признанный нью-йоркский Мей-Мозес (Mei-Moses All Art Index), миланский Габриус арт индекс (Gabrius Art Index), лионский Артпрайс (Artprice), британско-швейцарский Цюрих арт энд антикс индекс (Zurich Art and Antiques Index) и др.
Помимо индексов, существуют и базы данных: АртНет (ArtNet), Артсейлз (Art Sales Index), Артпрайс (Artprice) и др. За пользование информацией приходится платить (стоимость годовой подписки за полный доступ к базам данных составляет от 200 до 2500 долларов). Однако это плата за профессиональный анализ рынка, тенденций, различные комментарии, которые помогают инвесторам сориентироваться и выбрать наиболее привлекательные возможности для вложения своих средств. Пользователь баз данных имеет возможность увидеть изображение самого произведения искусства, узнать подробнейшую информацию о его продажах, происхождении и цене. Но самое главное преимущество индексов и баз данных состоит в том, что информацию, представленную на этих сайтах, практически невозможно было бы собрать самостоятельно.
Помимо многочисленных аналитических компаний, вроде британской Art Market Research, проконсультировать желающего вложить свои деньги в предметы искусства могут и специалисты ведущих инвестиционных банков, например Сitigroup, Deutsche Bank и др.
Классика и современность
То, что инвестировать свои средства в искусство - дело прибыльное, у экспертов сомнений не вызывает. А вот их мнения по поводу того, во что конкретно следует "вкладываться", расходятся.
Инвестиции в современное искусство - рискованный шаг, убеждены одни специалисты. Среди наших современников есть, безусловно, и талантливые мастера, но угадать, чье имя будет увековечено в памяти, не просто. "Хороший художник - это мертвый художник", - шутят по этому поводу искусствоведы.
Некоторые художники зарабатывают популярность своим личным обаянием, а также умением себя "раскрутить". Что же касается их картин, то особой художественной ценности они не представляют. Когда мода на такого художника пройдет, продать его картину вряд ли получится.
К тому же, убеждают некоторые эксперты, в России современное искусство пока не может стать серьезным инструментом для вложения и преумножения денег. Совсем другое дело - приобретение антиквариата, коллекционирование творений уже проверенных временем мастеров. Главное преимущество таких вложений, по их мнению, - это отсутствие рисков.
Однако с ними не согласны другие участники арт-рынка. В вопросе о предмете инвестирования они занимают диаметрально противоположную позицию. Эти эксперты уверяют, что вложение средств в современное искусство очень выгодно и менее рискованно, чем инвестиции в старых мастеров, так как вложенные деньги окупят себя гораздо быстрее. История накопила немало примеров того, что самыми выгодными оказываются именно инвестиции в искусство современное, цены на которые со временем могут взлететь до небес.
Будущему инвестору есть над чем подумать. В общем, формула достаточно проста - соотношение "риск-доходность". Инвестиции в современное искусство более рискованны, но зато более доходны, заоблачной прибыли можно ожидать только от них. Приобретая картины мастеров прошлых столетий, инвестор фактически страхует себя от риска, но зато лишается возможности много заработать.
Портрет художника
Не всем дан божий дар уметь сразу распознать перспективную вещь. Однако есть ряд факторов, которые автоматически указывают на то, что в того или иного художника стоит попробовать инвестировать.
Во-первых, это интерес мировых музеев к творчеству художника. Если автор экспонирует свои работы в таких музеях, как Эрмитаж, Лондонская государственная галерея, Метрополитен, Третьяковка, - можете возлагать на этого художника "высокопроцентные" надежды. Работы мастера будут только расти в цене.
Во-вторых, признание таланта и художественной ценности творений художника авторитетными мировыми СМИ, такими как The New York Times, The Guardian, Washington Post и т.д.
В-третьих, желание известнейших коллекционеров мира побороться на аукционе за выставленное на торги творение рук этого мастера.
В-четвертых, активность художника, его участие в культурной жизни общества. Стоит следить за тем, как часто художник проводит персональные выставки, посещает выставки коллег, участвует в международных проектах.
Приобретать работы таких художников можно либо в галереях современного искусства, либо, что называется, по "цене изготовителя" прямо из мастерской. Так будет дешевле, ведь в цену не войдут накрутки галереи. Эксперты полагают, что данная тактика - инвестиции в современного художника с мировым именем - самая надежная. Но придерживаться ее стоит только в том случае, если есть стопроцентная уверенность, что работы выбранного мастера имеют значительный инвестиционный потенциал. К тому же стоит помнить, что нынешняя популярность художника не всегда означает, что он будет так же востребован в будущем. Ведь мода - дама непостоянная, вкусы и восприятие людей непрерывно меняются.
Одна из тысячи...
...самых дорогих картин мира имеет такие "усредненные" характеристики:
с 25-процентной вероятностью это пейзаж, который имеет размер от четверти до половины квадратного метра;
создана художником в возрасте от 30 до 39 лет, ныне покойным - 95 процентов вероятности;
написана между 1904 и 1921 годами - 25 процентов вероятности;
последний раз была продана на аукционе Sotheby's - 50 процентов вероятности;
хотя бы раз выставлялась на аукционе за последние 20 лет;
скорее всего, авторство принадлежит французскому художнику или Пикассо;
стоит около 9,3 миллиона долларов США.
10 самых дорогих западных художников*(1):
1. Пабло Пикассо - 104,2.
2. Винсент ван Гог - 82,5.
3. Пьер Огюст Ренуар - 78,1.
4. Петер Пауль Рубенс - 76,7.
5. Поль Сезанн - 60,5.
6. Поль Гоген - 39,9.
7. Жорж Сера - 35,2.
8. Клод Монэ - 33,0.
9. Джованни Антонио Каналетто - 32,8.
10. Амедео Модильяни - 31,4.
10 самых дорогих русских художников*(1):
1. Василий Кандинский - 20,9.
2. Казимир Малевич - 17,1.
3. Марк Шагал - 14,9.
4. Карл Фаберже - 9,6.
5. Илья Машков - 3,4.
6. Борис Кустодиев - 2,9.
7. Иван Айвазовский - 2,3.
8. Константин Сомов - 2,2.
9. Илья Репин - 2,1.
10. Константин Маковский - 2,1.
В. Бычков,
генеральный директор
ООО "ЭКСПО-ПАРК Выставочные проекты"
"Консультант", N 1, январь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Максимальная цена за одну картину, в млн долларов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.