г. Санкт-Петербург |
|
|
Дело N А26-10967/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазкова Е.Г.
судей Горшелева В.В., Кашиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Корытко Н.В
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 13АП-7016/2010)
ООО "Северная лесозаготовительная компания"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.03.2010
по делу N А26-10967/2009 (судья Кришталь Н.А.),
принятое по исковому заявлению Министерства лесного комплекса Республики Карелия
к Обществу с ограниченной ответственностью "Северная лесозаготовительная компания"
о взыскании 44 735 руб. 13 коп.
при участии:
от истца: представитель не явился, уведомлен
от ответчика: представитель не явился, уведомлен
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного комплекса Республики Карелия (далее Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Северная лесозаготовительная компания" (далее Общество) о взыскании 44 735 руб. 13 коп. ущерба, причиненного лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства.
Решением суда от 09.03.2010г. требования истца удовлетворены в полном объеме.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просит решение от 09.03.2010г. отменить, принять по делу новый судебный акт, отказать Министерству в удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя жалобы, решение арбитражного суда вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель полагает, что Министерством был нарушен порядок проведения лесного контроля и надзора, нарушены требования к составлению документов при проведении проверки, Общество не было уведомлено надлежащим образом о дате, времени и месте проведения лесного контроля и надзора, отсутствует акт осмотра места незаконной рубки и объяснения лица, обнаружившего лесонарушение, отсутствует незаконная рубка и причинение ущерба.
Истец возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, ходатайствовали о рассмотрении судом апелляционной жалобы без участия их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Согласно материалам дела, 19.12.2008 между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (Арендодатель) и Открытым акционерным обществом "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" (Арендатор) был заключен договор аренды лесного участка N 59-з (далее Договор), в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) лесной участок площадью 196193 га, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 10:11:0000 00:001, расположенный в Беломорском районе, ГУ РК "Сосновецкое центральное лесничество, в том числе в Лехтинском участковом лесничестве, кварталы 1-33.
По акту приема-передачи от 19.12.2008 лесной участок передан арендатору для использования в целях заготовки древесины (п. 1.4 Договора). Пунктом 3.4 Договора аренды предусмотрено, что пользование лесным участком осуществляется на основании и в соответствии с лесной декларацией, заполнение и подача которой производится в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 2.4 договора подряда предусмотрена обязанность Подрядчика осуществлять работы в соответствии с нормами действующего лесного законодательства, лесной декларации, условиями технологической карты и спецификацией на выпуск сортиментов.
Согласно пункту 4.2 договора подряда Подрядчик несет ответственность за несоблюдение норм и правил действующего законодательства при производстве работ.
В Лесной декларации от 17.12.2008 ОАО "Сегежский ЦБК" заявило использование лесов для заготовки древесины в квартале 28 выдела 41, 33 (трасса) в объеме 30 куб. м. сосны (л.д. 91).
При осуществлении 20.05.2009 текущей проверки качества отводов на арендованном ОАО "Сегежский ЦБК" лесном участке ГУ РК "Сосновецкое центральное лесничество" (далее - Лесничество) выявило факт незаконной рубки в квартале 28 выдел 33 Лехтинского участкового лесничества.
Повесткой от 25.05.2009 N 564 Лесничество известило ООО "Северная лесозаготовительная компания" о времени и месте составления протокола о лесонарушении по факту незаконной рубки, просило направить представителя Общества 08.06.2009 к 9 час. по адресу п. Пушной, ул. Лехтинская, д.1 для участия в составлении протокола (л.д. 38). Повестка Обществом получена 27.05.2009 (л.д. 40). В назначенный день сотрудники Лесничества в отсутствие не явившегося представителя Общества осуществили сплошной пересчет вырубленных деревьев.
По результатам проведенной проверки оформлен протокол о лесонарушении от 08.06.2009 N 4, составлены ведомость перечета деревьев незаконной рубки, чертеж и схема участка незаконной рубки, ведомость материально-денежной оценки и определена сумма ущерба (том 1 л.д. 21-28). Размер причиненного лесному фонду ущерба определен Лесничеством в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства"
Материалы проверки по факту незаконной рубки были направлены в Беломорский РОВД.
В адрес Общества было направлено претензионное письмо от 09.07.2009 N 977 с предложением уплатить сумму ущерба - 44 735 руб. 13 коп. в добровольном порядке, которое было получено Обществом и оставлено без удовлетворения.
Поскольку Общество в добровольном порядке не возместило ущерб, причиненный лесному фонду, Министерство лесного комплекса Республики Карелия, являющееся органом исполнительной власти Республики Карелия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обратилось с исковым заявлением о взыскании ущерба в Арбитражный суд Республики Карелия.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, пришел к следующим выводам: истец доказал обоснованность требования о взыскании с Общества ущерба в указанном в иске размере; Министерством соблюдены требования Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 22.04.1986 N 1, поскольку Общество, зная о допущенных им нарушениях, не обеспечило участие своего представителя 08.06.2009 в фиксации обстоятельств лесонарушения, поэтому несет риск наступления последствий неучастия в указанном мероприятии, выражающихся в том числе в отсутствии возможности представить возражения по установленному факту лесонарушения - факту незаконной рубки.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле документы, пришел к выводу об отсутствии нарушений процедуры привлечения Общества к ответственности за нарушение лесного законодательства.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены, либо изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие самих убытков, противоправного поведения и вины
По правилам статьи 65 АПК РФ Министерство, обратившись с требованием о возмещении ущерба, должно доказать факт причинения ущерба противоправными действиями Общества, а также размер ущерба.
Границы лесного участка (трассы), в пределах которых Обществом должна была осуществляться рубка, подтверждаются материалами отвода лесосеки - планом участков лесного фонда, отведенного под разрубку лесовозного уса и промышленных площадок в квартале 28 Лехтинского лесничества на 2009 год, ведомостью ленточного (сплошного) перечета деревьев, назначенных в рубку, которые в соответствии с пунктом 4.4.8 договора аренды лесного участка N 59-з от 19.12.2008 были приложены к Лесной декларации, поданной ОАО "Сегежский ЦБК".
В качестве доказательств незаконной рубки леса и обоснования размера причиненного ущерба Министерство представило: акт промежуточной проверки качества разработки лесосек от 20.05.2009; протокол о лесонарушении от 08.06.2009, выразившегося в незаконной рубке за границами лесного участка, отведенного в рубку (трассы); а также постановление об отказе в возбуждении уголовного дела N 679 от 25.06.2009 по факту незаконной порубки леса.
В названном постановлении установлен факт совершения работником Общества Кузьминым А.В. в рамках исполнения служебных обязанностей незаконной рубки деревьев в результате отклонения от границ делянки в квартале 28 выдел 33 Лехтинского лесничества, однако отказано в привлечении к уголовной ответственности Кузьмина А.В. ввиду отсутствия умысла на незаконную порубку.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о доказанности факта совершения Обществом лесонарушения в виде незаконной рубки.
Не состоятельны доводы апелляционной жалобы о том, что Общество, не будучи арендатором лесного участка, не является надлежащим ответчиком по иску о возмещении ущерба, причиненного незаконной рубкой.
Общество привлекается к материальной ответственности на основании статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Общество не представило доказательства, свидетельствующие о том, что вред лесному фонду причинен не по его вине.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 1064 ГК РФ Общество несет обязанность по возмещению причиненного ущерба.
Арбитражный суд установил, что расчет суммы ущерба был произведен истцом в соответствии с требованиями действующими нормативных актов: Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", статьи 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", расчет был проверен арбитражным судом и признан правильным.
Суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку Ответчика на таксационное описание 1999 года и 2007 года (том 1 л.д. 29, 140), указав, что объем незаконно вырубленной древесины подтверждается ведомостями сплошного перечета вырубленных деревьев, в которых зафиксирована ступень толщины по пням и количество пней, и ведомостью материально-денежной оценки, составленными к протоколу о лесонарушении непосредственно на месте незаконной рубки, где производились соответствующие измерения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.03.2010г по делу N А26-10967/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Е.Г. Глазков |
Судьи |
В.В. Горшелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10967/2009
Истец: Министерство лесного комплекса Республики Карелия, ГУ Республики Карелия "Беломорское центральное лесничество"
Ответчик: Ответчики, ООО "Северная лесозаготовительная компания"
Третье лицо: Третьи лица