г. Санкт-Петербург |
|
|
Дело N А26-12781/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Горшелева
судей И.Г. Медведевой, В.В. Черемошкиной
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Е.С. Вайтович
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 13АП-7864/2010)
ООО "Коэнсаари"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.03.2010 года
А26-12781/2009 (судья И.В. Шалапаева),
принятое по иску ООО "Коэнсаари"
к Министерству лесного комплекса Республики Карелия
об уменьшении общего размеры арендных платежей
при участии:
от истца: И.Н. Швец по доверенности от 19.12.2009 года N б/н, Ю.А. Тельтевская по доверенности от 19.12.2009 года N б/н
от ответчика: Е.А. Тулкина по доверенности от 15.09.2009 года N 5.1-91, С.А. Червинчук по доверенности от 27.04.2010 года N 5.1-2160
УСТАНОВИЛ:
ООО "Коэнсаари" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к Министерству лесного комплекса Республики Карелия об уменьшении общего размера арендных платежей за 2008 год по договору аренды лесного участка от 13.09.2007 года N 1 до 100 000 рублей.
Впоследствии истец уточнил предмет иска, просил уменьшить общий размер арендных платежей за 2008 год до 0 рублей, поскольку в 2008 году арендатор не осуществлял лесопользование на лесном участке.
Решением суда от 29.03.2010 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Коэнсаари" подало апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает на то, что судом сделан неправильный вывод о возможности осуществления ООО "Коэнсаари" лесопользования в 2008 году; поскольку составление проекта освоения лесов в отсутствие лесохозяйственного регламента невозможно истец не имел возможности осуществлять законное лесопользование в 2008 году; утверждение лесохозяйственного регламента лишь в декабре 2008 года лишило общество возможности лесопользования в течение всего года.
Таким образом, истец указывает на то, что отсутствие утвержденного Лесного плана Республики Карелия и Лесохозяйственного регламента в лесничестве не позволяет считать лесной участок, переданный в аренду ООО "Коэнсаари" соответствующим условиям договора.
В судебном заседании представитель ООО "Коэнсаари" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Министерства лесного комплекса Республики Карелия просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 13.09.2007 года между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (арендодатель), правопреемником которого является Министерство лесного комплекса Республики Карелия, и ООО "Коэнсаари" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 1 и таким образом переоформлен договор аренды лесного участка от 12.02.2004 года.
Согласно пункту 1.1 договора арендодатель, действующий в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ", пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 года N 217-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на основании протокола о результатах лесного конкурса от 19.12.2003 года N 40 и на основании договора аренды участка лесного фонда от 12.02.2004 года (дата государственной регистрации 26.03.2004 года N 10-01/07-4/2004-110) обязуется передать, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) лесной участок, находящийся в государственной собственности.
В соответствии с пунктом 1.2 договора лесной участок площадью 275,6 га передаваемый в аренду по настоящему договору, имеет следующие основные характеристики: местонахождение: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, ГУ "Лахденпохский лесхоз", Куркиекское лесничество, квартал 74, выдела 1-19 (о Койонсари).
Согласно пунктом 1.3 договора лесной участок предоставлен арендатору для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на общей площади 275,6 га.
В соответствии с пунктом 3.1 договора размер арендной платы устанавливается в расчете за 1 га, с учетом вида использования лесов, размера участка, действующих ставок лесных податей за данный вид использования лесов, повышающего конкурсного коэффициента в размере 2,0.
Пунктом 3.2 договора предусмотрен размер арендной платы на 2007 год в размере 4 980 092 рублей. На 2008 год размер арендной платы составил 5 508 582 рублей.
Арендная плата внесена истцом в полном объеме за 2008 год в размере 5 508 582 рублей.
ООО "Коэнсаари" ссылаясь на невозможность осуществлять законное лесопользование в 2008 году, обратилось в арбитражный суд с требованием об уменьшении размера арендной платы.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Исследовав материалы дела и заслушав объяснения представителей сторон, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.
С 01.01.2007 года введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года. В силу статьи 3 данного Кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, подлежат регулированию гражданским и земельным законодательством, если иное не установлено данным Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование арендованным имуществом.
В соответствии с пунктом 4 той же статьи, если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
В качестве предусмотренных данной нормой оснований ООО "Коэнсаари" сослалось на отсутствие лесного плана Республики Карелия, лесохозяйственного регламента лесничества, без которых невозможно составить проект освоения лесного участка и подать лесную декларацию, являющуюся основанием для лесопользования, а также на отказ уполномоченных органов выдать лесорубочные билеты на весь установленный объем лесопользования.
Обязанность по составлению проекта освоения лесов пунктом 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации возложена на лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное пользование или в аренду.
В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов осуществляются только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов и последующем представлением лесопользователем лесной декларации по установленной форме и утвержденному федеральным органом исполнительной власти порядком.
Согласно пункту 27 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 года N 77 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов разрабатывается в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что арендодатель лесного участка при заключении долгосрочного договора аренды в условиях изменяющегося законодательства обязан обеспечить арендатора всеми необходимыми документами и соблюдать условия, позволяющие арендатору использовать лесной участок в полном объеме по целевому назначению, что также предписано общими положениями гражданского законодательства, регулирующего арендные отношения.
Суд апелляционной инстанции установил, что лесной план Республики Карелия и соответствующий лесохозяйственный регламент фактически утверждены в декабре 2008 года. В результате этого арендатор, применительно к нормам Лесного кодекса Российской Федерации и иных локальных нормативных актов не имело возможности осуществить законное лесопользование в 2008 году.
Поскольку в связи с этим условия пользования арендатором арендованного имущества в 2008 году ухудшены, ООО "Коэнсаари" вправе требовать уменьшения арендной платы по правилам пункта 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Однако апелляционная инстанция, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда и удовлетворения исковых требований в силу следующего.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Коэнсаари" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к Министерству лесного комплекса Республики Карелия об уменьшении общего размера арендных платежей за 2008 год по договору аренды лесного участка от 13.09.2007 года N 1 до 100 000 рублей.
Впоследствии истец уточнил предмет иска, просил уменьшить общий размер арендных платежей за 2008 год до 0 рублей, поскольку в 2008 году арендатор не осуществлял лесопользование на лесном участке.
Апелляционный суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ материалы дела, приходит к выводу о том, что истец, уменьшая общий размер арендных платежей за 2008 год до 0 рублей, просит освободить его от арендной платы.
В силу пункта 1 статьи 65 ЗК РФ землепользование в Российской Федерации платное; формами платы являются земельный налог и арендная плата. Согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах (статья 388 НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного владения. Все остальные лица должны вносить плату за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в размере арендной платы, устанавливаемой соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).
Таким образом, апелляционный суд не усматривает оснований освобождения ООО "Коэнсаари" от уплаты арендных платежей, в связи с тем, что землепользование является платным, между сторонами заключен договор аренды лесного участка от 13.09.2007 года N 1, который в установленном порядке не расторгнут.
При этом следует учесть, что при переоформлении договора аренды арендатор знал об отсутствии утвержденного лесохозяйственного регламента лесничества, однако заключил договор, приняв на себя обязательство по внесению арендной платы.
На основании выше изложенного апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда, которое подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 71, 176, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.03.2010 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
В.В. Горшелев |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-12781/2009
Истец: ООО "Коэнсаари"
Ответчик: Ответчики, Министерство лесного комплекса Республики Карелия
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2010 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7864/2010