г. Санкт-Петербург |
|
|
Дело N А26-9123/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Долониной С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 13АП-6003/2010)
открытого акционерного общества "Ледмозерское лесозаготовительное хозяйство"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.02.2010
по делу N А26-9123/2009 (судья Зинькуева И.А.),
принятое по иску Министерства лесного комплекса Республики Карелия
к открытому акционерному обществу "Ледмозерское лесозаготовительное хозяйство"
о взыскании 53 798 руб. 62 коп.
при участии:
от истца: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного комплекса Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу "Ледмозерское лесозаготовительное хозяйство" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 53 798 руб. 62 коп. неустойки за нарушение лесохозяйственных требований.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 16.02.2010 по делу N А26-9123/2009 заявленные требования удовлетворены.
На указанное решение Обществом подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на необоснованность принятого по делу судебного акта, просит его отменить. В апелляционной жалобе податель указывает, что в 2008 г. на момент совершения правонарушения действовал Лесной кодекс РФ 1997 г., который утратил силу с 01.01.2009г. Согласно статье 111 Лесного кодекса РФ 1997 г., по мнению подателя жалобы, Общество может быть привлечено к ответственности только в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
При проверке законности и обоснованности принятого по делу судебного акта, апелляционная инстанция не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как явствует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.10.2004г. между ФГУ "Муезерский леспромхоз" (арендодатель) и ОАО "Ледмозерский ЛЗХ" (арендатор) заключен договор на аренду участка лесного фонда, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду участки лесного фонда на общей площади 297788 га с целью заготовки древесины.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01 января 2009 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 утверждены Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которые определили порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, и утверждена форма примерного договора аренды лесного участка, в пункте 13 которого предусмотрено начисление неустойки за нарушение условий договора.
Договор от 15.10.2004г. был приведен в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации и 22.12.2008 между Министерством лесного комплекса Республики Карелия и ОАО "Ледмозерское ЛЗХ" заключен договор аренды лесного участка N 68-з.
В соответствии с пунктом 4.4.1 договора арендатор обязан использовать лесной участок, переданный в аренду, в соответствии с лесным законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, настоящим договором; пунктом 4.4.2 договора предусмотрено, что арендатор обязан не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В соответствии с Правилами заготовки древесины, утвержденными Приказом МПР России от 16.07.2007 N 184, для заготовки древесины используются в первую очередь лесные насаждения, которые требуют рубки по их состоянию (поврежденные пожарами, ветром, снегом, вредными организмами и в результате других негативных воздействий), а также расположенные на лесных участках, имеющих недорубы прошлых лет, лесные насаждения, вышедшие из подсочки, перестойные лесные насаждения (пункт 6); запрещается оставление деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки), а также завалов и срубленных зависших деревьев, уничтожение подроста и молодняка, подлежащего сохранению (пункт 8 "д").
Договором от 22.12.2008 предусмотрено, что арендатор обязан осваивать установленный годовой объем заготовок древесины (пункт 4.4.4.); по окончании деятельности по заготовке древесины на конкретной площади (лесосеке, делянке) обеспечивать сдачу данных лесных участков арендодателю, при окончании работ (срока действия лесной декларации, лесорубочного билета в зимний период проводить сдачу лесосек, делянок в 3-х месячный срок с наступлением бесснежного периода (пункт 4.4.18); по результатам приемки (освидетельствования) мест рубок, после получения актов, производит оплату неустоек за нарушение лесохозяйственных требований в срок, указанный в претензионных письмах арендодателя (пункт 4.4.19).
В целях осуществления контроля по соблюдению требований договора ГУ РК "Костомукшское центральное лесничество" (далее - лесничество) проведена проверка Общества в кварталах 52, 53, 58, 55, 33, 32, 37, 66, 88, 89.
Судом первой инстанции установлено, что извещения о проведении проверок получены обществом. Проверки проводились с участием представителя общества, действовавшего на основании доверенности. Результаты проверки отражены в актах от 18.06.2009, 19.06.2009, 23.06.2009 25.06.2009, 26.06.2009, 17.07.2009. В результате проверок установлены нарушения - оставление недорубов и не вывезенной древесины, неудовлетворительная очистка мест рубок.
Проверка проводилась в соответствии с условиями договора и с "Указаниями по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов", утвержденными приказом Гослесхоза СССР от 01.11.1983 N 130. Указания не утратили силу и не противоречат действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 6 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора).
Осуществление государственного лесного контроля и надзора, целью которого является обеспечение соблюдения лесного законодательства, регулируется положениями главы 12 ЛК РФ.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 83 Лесного Кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление государственного лесного контроля и надзора.
Лесной кодекс Российской Федерации не определяет, в какой организационно-правовой форме должен функционировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий контрольно-надзорные функции. Не урегулирован данный вопрос и Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2007 N 394 (далее - Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора).
Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, в соответствии со статьей 23 ЛК РФ, являются лесничества и лесопарки. Ранее данные функции выполняли лесхозы.
Статьей 11 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 января 2008 лесхозы должны быть преобразованы в соответствии с гражданским законодательством.
На основании пункта 9 распоряжения Правительства Республики Карелия от 22.11.2007 N 417 р-П государственное учреждение Республики Карелия "Медвежьегорский лесхоз" (правопреемник ФГУ "Медвежьегорский лесхоз") реорганизовано в государственное учреждение Республики Карелия "Медвежьегорское центральное лесничество". Согласно пункту 12 данного распоряжения, основной целью деятельности лесничества является осуществление функций территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. В соответствии с Приказом Министерства лесного комплекса Республики Карелия N 155 от 04.04.2008 государственный лесной контроль и надзор вправе осуществлять должностные лица в лесничествах, лесопарках Республики Карелия в пределах своих полномочий.
Приказом Министерства лесного комплекса Республики Карелия N 178 от 14.04.2008 установлено, что в полномочия центральных лесничеств, в том числе входит, осуществление государственного лесного контроля и надзора. Этим же приказом установлено, что Министерство передает свои права как арендодателя и ссудодателя лесных участков, продавца лесных насаждений центральным лесничествам, в том числе осуществление контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, соблюдением лесохозяйственных требований, норм и правил использования лесов, условий договоров аренды участков лесного фонда, договоров аренды лесных участков и иных договоров, в соответствии с которыми осуществляется использование лесов, получать от арендаторов лесного фонда и иных лесопользователей информацию об использовании, охране и защите лесного фонда и воспроизводстве лесов на лесных участках в установленном порядке, в том числе информацию о подрядных организациях, занимающихся лесозаготовкой на территории переданных арендаторам лесных участков.
Таким образом, из анализа указанных положений законодательства явствует, что лесничество имеет право осуществлять проверки, в том числе исполнения договоров аренды лесных участков, следовательно, проверка исполнения договора от 22.12.2008 N 68-з проведена ГУ РК "Костомукшское центральное лесничество" правомерно.
В соответствии с Указаниями по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных Приказом Гослесхоза СССР от 01.11.1983 N 130, проведение освидетельствования мест рубок осуществляется с участием представителя лесозаготовительной организации. О дне освидетельствования заготовленной древесины или мест рубок лесопользователь извещается не позднее чем за 15 дней до назначенного срока со дня отсылки извещения, доказательства извещения прилагаются к материалам освидетельствования. При неявке представителя лесопользователя, надлежащим образом извещенного о дне освидетельствования, лесхоз вправе провести освидетельствование без его участия.
Извещения о проведении проверок Обществом получены. Проверки проводились с участием представителя Общества.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В пункте 5.4 договора стороны предусмотрели меру гражданско-правовой ответственности за нарушение лесохозяйственных требований в виде уплаты неустойки, размер которой исчисляется исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, взятых по первому разряду такс (независимо от того, к какому лесотаксовому разряду относится участок, в котором допущено нарушение) без применения норм их снижения (пункт 5.5 договора).
Таким образом, истец обоснованно начислил ответчику неустойку за ненадлежащее исполнение договора аренды лесного участка. Возражений по расчету неустойки не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Общество может быть привлечено к ответственности в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, отклоняются апелляционной инстанцией.
Статьей 13 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" определено, что нормативно-правовые акты, регулирующие лесные отношения, до приведения их в соответствие с Лесным кодексом 2006 года применяются постольку, поскольку они не противоречат новому Кодексу.
Ранее действовавший Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ устанавливал административную и уголовную ответственность за нарушение лесного законодательства, а также обязанность граждан и юридических лиц возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам (статьи 110, 111).
Следовательно, лесничество было не вправе начислять неустойки согласно Правилам отпуска древесины на корню, поскольку на момент окончания деятельности по заготовке древесины по лесорубочным билетам указанные Правила утратили силу и не подлежали применению (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2009 года N 5659/09).
В связи с вышеизложенным апелляционная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта, нормы материального и процессуального права применены верно, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.02.2010г. по делу N А26-9123/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9123/2009
Истец: ГУ Республики Карелия "Муезерское центральное лесничество", Министерство лесного комплекса Республики Карелия
Ответчик: Ответчики, ОАО "Ледмозерское лесозаготовительное хозяйство"
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2010 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6003/2010