город Ростов-на-Дону |
дело N А32-36589/2009-65/786 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2010 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ехлаковой С.В.
судей Н.И. Корневой, И.В. Пономаревой
при ведении протокола судебного заседания председательствующим
при участии:
от истца: представитель Иванов Е.Г. по доверенности от 27.10.2009, паспорт,
от ответчика: представитель Платошкина Т.В. по доверенности от 26.11.2009 "121-5681/09-01, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Кавказский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02. 2010 г.
по делу N А32-36589/2009-65/786
по иску общества с ограниченной ответственностью "Funke Юг"
к ответчику Администрации муниципального образования Кавказский район
о взыскании неустойки
принятое судьей Непрановым Г.Г.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Funke Юг" (далее- общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Администрации муниципального образования Кавказский район (далее-Администрация) о взыскании 87 426, 9 руб. задолженности за выполненные проектные работы по муниципальному контракту от 26.09.09г. и 48 527, 59 руб. пени за нарушение обязательств по контракту.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец отказался от требования о взыскании основного долга в размере 87 426, 9 руб. и уменьшил исковые требования в части взыскания неустойки до 47 399, 77 руб. Отказ от части иска и уменьшение исковых требований приняты судом.
Решением арбитражного суда от 10.02.2010г. с Администрации в пользу ООО "Funke Юг" взыскано 47 399, 77 руб. неустойки и 1 895, 99 руб. возмещения судебных расходов. С ООО "Funke Юг" в доход федерального бюджета взыскано 1 895, 99 руб.государственной пошлины.
Решение мотивировано тем, что факт просрочки уплаты ответчиком аванса, несвоевременной передачи технических условий и окончательного расчета за выполненные работы подтвержден материалами дела, вследствие чего требование истца о применении законной неустойки за нарушение обязательств по контракту правомерно.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация муниципального образования Кавказский район обжаловала его по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель просил отменить решение суда как незаконное и необоснованное, полагая, что основания для применения неустойки отсутствуют, поскольку просрочка выплаты аванса являлась незначительной, расчет пени произведен истцом без учета условий контракта; оплата выполненных работ осуществлена после устранения истцом недостатков проектной документации; требование о взыскании неустойки за несвоевременное предоставление технических условий неправомерно, так как сторонами заключено соглашение о продлении срока выполнения работ; кроме того, истцом не представлено сведений о наступлении для него отрицательных последствий в связи с несвоевременным получением технических условий и неправильно определен период начисления неустойки. Заявитель также указал, что судом необоснованно взыскана с него госпошлина, от уплаты которой ответчик освобожден.
ООО "Funke Юг" в отзыве на апелляционную жалобу отклонило доводы заявителя как несостоятельные, по основаниям, приведенным в нем, и просило оставить решение суда без изменения, считая, что ответственность за нарушение обязательств применена к ответчику правомерно.
В судебном заседании апелляционной инстанции 04.05.2010г. объявлялся перерыв до 18 час. 05 мин. 11.05.2010г. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение подлежит изменению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 26.09.2008г. между Администрацией муниципального образования Кавказский район (заказчик), Управлением капитальным строительством Кавказского района (заказчик-застройщик) и ООО "Funke Юг" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 42 на выполнение проектных работ на объекте "Мобильная транспортабельная котельная к СОШ N 8 и МДОУ N 21 поселка имени Максима Горького Кавказского района", в соответствии с которым подрядчик обязался по заданию заказчика изготовить проект строительства мобильной транспортабельной котельной, а заказчик обязался принять и оплатить его.
Требования к технической документации, являющейся предметом контракта отражены в задании на проектирование (пункт 1.2, приложение N 1).
Согласно пункту 1.3 контракта содержание и сроки выполнения основных работ или их этапов определяются календарным планом (приложение N 2). Срок выполнения работ установлен с момента подписания контракта до 01.02.2009г. (пункт 3.1). В Приложении N 2 стороны предусмотрели, что выполнение работ осуществляется одноэтапно.
Цена работ, выполняемых по муниципальному контракту, в соответствии с пунктом 2.1 составляет 696 324, 14 руб.
Пунктом 2.3 контракта предусмотрено, что на начальной стадии выполнения работ заказчик производит авансовый платеж в адрес подрядчика в размере 30% от стоимости работ по контракту в течение 14 рабочих дней с момента заключения контракта.
Окончательный расчет за выполненные работы производится заказчиком после подписания акта сдачи-приемки работ по проектированию (пункт 2.4).
В силу пункта 4.1 контракта заказчик обязался до начала выполнения проектных работ предоставить подрядчику техническое задание на разработку проекта и технические условия, строительный паспорт.
Пунктом 5.1 контракта установлено, что при невыполнении сторонами своих обязательств они несут ответственность в соответствии с настоящим контрактом и действующим законодательством.
В рамках исполнения обязательств по контракту Администрация 07.11.2008г. перечислила обществу аванс в размере 208 897 24 руб. Технические условия на проектирование направлены подрядчику 19.05.2009г.
11.08.2009г. подрядчиком и заказчиком подписан акт выполненных работ N 16-08-09, в соответствии с которым ответчиком приняты работы на сумму 87 426,9 руб. без претензий по объему, качеству и срокам их выполнения.
Платежными поручениями от 06.08.2009г. N 1399 на сумму 400 000 руб. и от14.10.2009г. N 2396 на сумму 87 426, 9 руб. заказчик оплатил в полном объеме выполненные работы.
Считая, что Администрацией нарушены обязательства по контракту в части сроков перечисления аванса, проведения окончательного расчета и предоставления технических условий, что привело к просрочке получения окончательного расчета по контракту, ООО "Funke Юг" обратилось с настоящими требованиями о взыскании неустойки за указанные нарушения на основании пункта 9 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005г N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Правоотношения сторон по заключенному ими контракту подпадают под регулирование общими нормами параграфа 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (подрядные работы для государственных нужд) и Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее-Закон N 94-ФЗ).
Согласно статье 9 Закона под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
В силу статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно пункту 1 статьи 766 Кодекса государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии со статьей 762 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором: уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ.
Согласно пункту 9 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как отмечено выше, спорным контрактом предусматривалась уплата заказчиком аванса 30% и окончательный расчет после подписания акта сдачи-приемки работ.
Из материалов дела усматривается, что сроки проведения расчетов по договору Администрацией не были соблюдены. Так, срок внесения авансового платежа был установлен 14 рабочих дней с момента подписания аванса, что соответствует дате 16.10.2008г., фактически аванс получен подрядчиком 07.11.2010г. в связи с чем истцом правомерно заявлено о взыскании неустойки за просрочку платежа. Однако при исчислении пени обществом не учтены положения статей 191-192 ГК РФ, в силу которых окончание срока исполнения обязательства определяется его последним днем, соответственно, просрочка наступает со следующего дня после окончания срока, т.е. в данном случае период просрочки авансового платежа с 17.10.08 по 06.11.08 (20 дней). В апелляционной жалобе ответчиком правильно определен период просрочки по данному обязательству, однако необоснованно исключены из указанного периода выходные дни, поскольку возможность начисления неустойки Законом не ограничена только рабочими днями, что предполагает ее взыскание за каждый календарный день. В этой связи апелляционной инстанцией признается подлежащим удовлетворению требование общества о применении за данное нарушение законной неустойки в размере одной трехсотой действующей на день подачи иска ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 10, 75 % годовых исходя из суммы просроченного аванса 208 897,24 руб., что за указанный период составит 1 497, 1 руб.
Неустойка за просрочку оплаты выполненных работ начислена подрядчиком за период с 03.07.09 по 07.08.09, исходя из суммы окончательного расчета 487 426, 9 руб. и даты фактической оплаты этой суммы 07.08.09г, а также за период с 08.08.09г. по 07.09.09 на сумму оставшейся задолженности 87 426,9 руб., в общей сумме 7 530,1 руб. При этом истцом не учтено, что по акту от 26.06.09 работы были сданы частично на сумму 608 897 руб., из которых неоплаченными являлись с учетом аванса только работы на сумму 400 000 руб., которая перечислена истцу 07.08.09г. Остальные работы на сумму 87 426,9 руб. сданы заказчику 11.08.09г., однако стоимость этих работ включена в сумму задолженности, на которую начислена пеня с 03.07.09г.
Кроме того, в Приложении N 1-календарном плане к контракту указано, что работы выполняются одноэтапно, т.е. условиями договора не предусмотрена поэтапная сдача работ и, соответственно, проведение расчетов по этапам. В силу пункта 2.4 окончательный расчет за выполненные работы производится заказчиком после подписания акта сдачи-приемки работ по проектированию, что при толковании данного пункта во взаимосвязи с условиями Приложения 1 позволяет сделать вывод о том, что окончательный расчет по контракту должен был быть произведен по завершении всех работ, следовательно, обязанность заказчика по оплате выполненных работ могла возникнуть только после 11.08.09г.
Конкретной срок проведения окончательного расчета контрактом не установлен, в связи с чем обязательство заказчика должно было быть исполнено с учетом требований пункта 2 статьи 314 ГК РФ в разумный срок (7 дней), что определяет в данном случае дату его исполнения 18.08.09г. Фактически задолженность погашена Администрацией 14.10.09г. При таких условиях истец вправе был требовать уплаты неустойки за просрочку оплаты суммы 87 426,9 руб. в размере одной трехсотой действующей на день подачи иска ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 10, 75 % годовых за период с 19.08.09 по 07.09.09 в сумме 720,54 руб.
Доводы заявителя о том, что у заказчика отсутствовала обязанность по оплате работ до 16.09.09г., поскольку истцом до указанной даты устранялись недостатки в выполненных работах, обоснованно не приняты во внимание судом первой инстанции, так как факт некачественного выполнения работ ответчиком не подтвержден, акты приемки подписаны без замечаний, представленная Администрацией расписка о принятии исправленной документации 16.09.09 подписана от имени исполнителя (подрядчика) неизвестным лицом.
В соответствии со статьей 759 Кодекса по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
Согласно статье 760 Кодекса по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором.
Таким образом, по правилам, установленным названными статьями срок начала работ обуславливается моментом передачи заказчиком подрядчику задания на проектирование и исходных данных.
Пунктом 4.1.1 спорного контракта установлена обязанность заказчика по передаче подрядчику задания на проектирование и исходных данных, при этом срок выполнения данной обязанности не установлен, что также предполагает необходимость определения данного срока согласно пункту 2 статьи 314 ГК РФ, т.е. с учетом разумного срока на его исполнение после подписания контракта.
В исковом заявлении общество сослалось на фактическую передачу ему заказчиком технических условий только 19.05.09г., что, по мнению истца, предоставляет ему право требовать уплаты неустойки за просрочку исполнения данной обязанности ответчиком исходя из оставшейся цены контракта, которую истец не мог получить ввиду просрочки заказчика. При этом период просрочки определен подрядчиком с 09.10.2008г. по 19.05.2009г., тогда как по условиям контракта первоначально срок выполнения работ был определен до 01.02.09, соответственно, срок окончательного расчета не мог быть ранее указанной даты.
Вместе с тем, как отмечено выше, 30.01.2009г. сторонами заключено дополнительное соглашение N 1 к муниципальному контракту, которым срок выполнения работ по контракту продлен до 31.07.2009г., что, по объяснению ответчика, обусловливалось, в том числе, невозможностью своевременной выдачи заказчиком технических условий по электроснабжению. В этой связи апелляционная инстанция полагает, что начисление неустойки за указанный истцом период являлось неправомерным ввиду того, что срок окончательного расчета по контракту с учетом условий дополнительного соглашения в этот период еще не наступил.
Кроме того, апелляционной инстанции представляется необоснованным требование общества о взыскании неустойки за указанное нарушение согласно части 9 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ ввиду того, что согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Часть 9 статьи 9 Закона предусматривает уплату заказчиком неустойки (штрафа, пеней) в случае просрочки исполнения своего обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, т.е. в случае несвоевременной оплаты (в нарушение установленных контрактом сроков) поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, поскольку по смыслу статей 4.1, 9 данного Закона существо обязательства заказчика заключается именно в оплате заказанных товаров, работ.
Требуя взыскания неустойки за несвоевременное исполнение обязанности заказчика по передаче технических условий, истец расширительно толкует положения приведенной нормы Закона, которая не предполагает возможности применения предусмотренной в ней ответственности за несвоевременное исполнение любой обязанности заказчика по контракту, тем более, не имеющей стоимостной оценки, которая обязательна для определения размера неисполненного обязательства, на сумму которого начисляется неустойка. Определение размера обязательства, исходя из суммы окончательного расчета, произведено обществом произвольно, по собственному усмотрению, поскольку ни в Законе, ни в контракте такой порядок исчисления неустойки не установлен.
При таких обстоятельствах требования ООО "Funke Юг" в данной части подлежали отклонению в полном объеме.
Апелляционной инстанцией признаются также обоснованными возражения заявителя жалобы о том, что судом неправомерно взыскана с Администрации сумма госпошлины, от уплаты которой органы местного самоуправления освобождены в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. Принимая решение, суд первой инстанции взыскал с ответчика данную сумму в качестве возмещения расходов стороны по ее уплате, в то же время из материалов дела следует, что при подаче иска обществу была предоставлена отсрочка в уплате госпошлины. Решением суда с общества взыскана госпошлина в бюджет, что также свидетельствует об отсутствии судебных расходов у стороны на момент принятия судебного акта. Таким образом, по результатам принятого решения госпошлина подлежала отнесению на ответчика без фактического взыскания в доход федерального бюджета с учетом норм указанной статьи Налогового кодекса РФ.
С учетом изменения судебного акта апелляционной инстанцией судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины по иску и апелляционной жалобе подлежат распределению между сторонами по правилам пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, апелляционная инстанция считает необходимым дополнить резолютивную часть обжалуемого решения указанием о прекращении производства по делу в части требования о взыскании задолженности, поскольку судом был принят отказ от иска в данной части в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем указано в мотивировочной части судебного акта
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02. 2010 г. по делу N А32-36589/2009-65/785 изменить, изложив в следующей редакции:
Взыскать с Администрации муниципального образования Кавказский район в пользу общества с ограниченной ответственностью "Funke Юг" 2 217, 64 руб. неустоек. В остальной части требований о взыскании неустоек отказать.
Прекратить производство по делу в части требования о взыскании задолженности в размере 87 426, 9 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Funke Юг" в доход федерального бюджета 1 807, 28 руб. госпошлины по иску.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Funke Юг" в доход федерального бюджета 950 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.В. Ехлакова |
Судьи |
Н.И. Корнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36589/2009
Истец: ООО "Funke Юг"
Ответчик: Ответчики, Администрация МО Кавказский район Краснодарского края
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2010 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3387/2010