город Ростов-на-Дону |
дело N А32-50265/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,
судей Захаровой Л.А., Ивановой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лыковой В.А.,
при участии:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Анапе Краснодарского края: представитель не явился, извещён надлежащим образом (уведомление N 34400226450516);
от общества с ограниченной ответственностью "Анапа-Мидас": представитель не явился, извещён надлежащим образом (уведомление N 34400226450523, телеграммы);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Анапе Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.01.2010 г.
по делу N А32-50265/2009
по заявлению: Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Анапе Краснодарского края
к заинтересованному лицу: обществу с ограниченной ответственностью "Анапа-Мидас"
о взыскании 6 286 руб. штрафа,
принятое судьей Шкира Д.М.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Анапа Краснодарского края обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Анапа-Мидас" о взыскании штрафа за нарушение срока предоставления сведений о стаже и заработке застрахованных лиц в систему индивидуального (персонифицированного) учета ПФР в размере 6 286 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.01.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что пенсионным органом при рассмотрении материалов документальной проверки (акта проверки) не соблюдена процедура, установленная нормами налогового законодательства, в части надлежащего извещения страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки, чем нарушены его права на участие в рассмотрении акта проверки и представление мотивированных объяснений.
Не согласившись с принятым судебным актом, пенсионный орган обжаловал решение суда в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки было направлено страхователю по месту его нахождения, указанному в выписке из ЕГРЮЛЮ, 31.07.2009 г. с учетом нормы пункта 4 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации извещение считается врученным страхователю 10.08.2009 г., в связи с чем заявитель жалобы полагает, что ним была соблюдена процедура рассмотрения акта проверки.
Отзыв на апелляционную жалобу обществом не представлен.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, общество является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, и осуществляет деятельность на основании устава.
Актом от 22.07.2009 N 148 зафиксирован факт несвоевременного представления обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2008 год.
Согласно информации, представленной ИФНС г. Анапа (письмо ИФНС г. Анапа от 14.05.2009 г. N 10-18/2114ДСП о начисленных страховых взносах за 2008 г.), обществом за 2008 год начислены страховые взносы в сумме 62 857 руб.
Рассмотрев акт от 22.07.2009 N 148 о нарушении пенсионного законодательства, руководитель пенсионного фонда вынес решение от 28.08.2009 N 148, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 10 % от причитающихся за отчетный 2008 год страховых взносов в сумме 6 286 руб., которым также зафиксирован факт несвоевременного представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2008 год.
Требованием об уплате финансовой санкции от 28.08.2009 N 148 обществу предложено уплатить штраф в добровольном порядке в срок до 15.09.2009.
Штраф обществом в добровольном порядке уплачен не был.
Статьей 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения.
Согласно статье 15 указанного закона страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что страхователи, в том числе физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения.
Согласно пункту 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" при рассмотрении дел о взыскании санкций за нарушения, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", следует исходить из прямого указания, содержащегося в этой статье, на то, что взыскание этих сумм производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Из пункта 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" следует, что на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Из материалов дела следует, что индивидуальные сведения за 2008 год обществом в пенсионный фонд не представлены.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.07.2000 N 55 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации", на отношения, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд, распространяются требования части первой Налогового кодекса РФ, а сами органы ПФ РФ пользуются правами и несут обязанности налоговых органов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным законом.
Внебюджетные фонды по вопросам, отнесенным НК РФ к их компетенции, пользуются правами и несут обязанности в соответствии с НК РФ, в том числе и касающиеся порядка привлечения страхователей к ответственности.
В соответствии со статьей 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение.
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.
При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.
По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: 2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем). В случае если лицо, привлеченное к ответственности, или его представители уклоняются от получения копий указанных решения и требования, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.
Следовательно, Налоговый кодекс РФ устанавливает четкую процедуру рассмотрения материалов налоговой проверки и соблюдения прав налогоплательщика на участие в рассмотрении данных материалов и представления своих возражений, несоблюдение данной процедуры является безусловным основанием для признания решения о привлечении к налоговой ответственности недействительным.
Как установлено судом первой инстанции и видно из материалов дела, в акте пенсионного фонда от 22.07.2009 N 148 назначена дата его рассмотрения на 19.08.2009. Акт направлен учреждению по почте. Извещением от 30.07.2009 рассмотрение материалов проверки перенесено на 28.08.2009. Извещение направлено по почте по адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ: Краснодарский край, Анапский район, г. Анапа, ул. Промышленная, 7. Однако доказательства получения обществом акта проверки и извещения о рассмотрении материалов проверки в деле отсутствуют.
Таким образом, доказательства соблюдения пенсионным фондом требований статьи 101.4 НК РФ в части получения законным представителем учреждения акта о нарушении пенсионного законодательства от 22.07.2009 N 148, которым назначена дата рассмотрения материалов проверки, извещения от 30.07.2009, которым рассмотрение материалов проверки было перенесено на 28.08.09, пенсионным фондом суду не представлено, что является самостоятельным безусловным основанием для признания решения пенсионного фонда недействительным.
Довод заявителя жалобы о том, что извещение о рассмотрении материалов проверки и копия акта проверки направлялись по месту нахождения юридического лица, не принимается судом, поскольку из выписки из ЕГРЮЛ следует, что законным представителем общества является Ивашин Вячеслав Викторович, проживающий по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, ул. Юбилейная, 8. Указанное лицо вправе в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ действовать от имени юридического лица без доверенности. Между тем по данному адресу копия акта проверки и извещение о приглашении на рассмотрение материалов проверки не направлялись.
В этой связи суд считает, что пенсионным органом не были принятые все возможные и необходимые меры для надлежащего извещения законного представителя юридического лица о времени и месте рассмотрения материалов проверки, чем были нарушены его права на участие в рассмотрении материалов проверки и представление объяснений по существу вменяемого нарушения.
При таких обстоятельствах судом правомерно и обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований пенсионного фонда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.01.2010 г. по делу N А32-50265/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.И. Ткаченко |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: 15АП-2962/2010
Истец: ГУ УПФ РФ в городе Анапе
Ответчик: Ответчики
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2010 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5016/2010