Правомерно ли при оформлении товарных накладных проставлять печать, содержащую дополнительные надписи, например "Для финансовых документов" и отличную от основной печати организации (ООО)?
На данный момент федеральное законодательство не содержит специального нормативного документа, в котором было бы прописано, какой должна быть форма оттиска, что на нем следует указывать, сколько организация может завести печатей и надо ли их регистрировать.
В общих положениях ГК РФ (глава 4) о юридическом лице печать вообще не упомянута в качестве одного из его обязательных реквизитов.
Вывод о необходимости ее наличия косвенно следует из других норм гражданского законодательства (п. 5 ст. 185 ГК РФ), а применительно к отдельным организационно-правовым формам - из специального законодательства. Так, в пункте 7 статьи 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" установлено, что АО "должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения". Аналогичные нормы закреплены и в пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 08.12.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.
Печать не включена в обязательные реквизиты первичных документов (ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Из этого следует, что первичные документы будут недействительны без печати только в том случае, если она предусмотрена специальными требованиями.
Товарная накладная по форме ТОРГ-12, форма которой утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, содержит пометку "МП". То есть предусматривает печать организации-грузополучателя (покупателя) и организации, отпустившей груз.
При этом еще раз отмечаем, что количество печатей, принадлежащих одному лицу, законом не ограничено.
Также не запрещается наносить на печать и более полную информацию об организации.
Таким образом, если печать организации, проставляемая на товарной накладной, соответствует перечисленным требованиям законодательства о порядке ее оформления, то есть содержит полное наименование организации и указание на место ее нахождения, то даже если при этом на печати будет нанесена дополнительная информация, например, "Для финансовых документов", применение ее для отгрузочных документов является обоснованным.
В соответствии со статьей 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика.
Однако не стоит забывать, что в результате возникновения противоречия с налоговыми органами налогоплательщикам нередко приходится доказывать свое право и отстаивать свою точку зрения в судебном порядке.
В этой связи во избежание возможных разногласий особо осторожные налогоплательщики могут воспользоваться правом и направить запрос в Минфин России. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ плательщики имеют право получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.
В заключение необходимо отметить, что зачастую товар получает представитель покупателя по доверенности (формы N М-2 и N М-2а). В этом случае печать организации-покупателя на товарной накладной не ставится. Доверенность прикладывают к накладной, на которой делают надпись о том, что товар получен по доверенности. Сама же доверенность также является унифицированной формой документа, и проставление на ней печати предусмотрено.
Т.А. Ильинова,
старший аудитор,
Группа компаний "Градиент Альфа"
(095) 710-30-65,
inform@gradient-alpha.ru
1 февраля 2007 г.
"БУХ.1С", N 2, февраль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667