г. Москва |
|
|
Дело N А41-39405/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2010 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Демидовой К.И.,
судей Боровиковой С.В., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания Новопашиной Е.К.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания от 09 июня 2010 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области"
на решение Арбитражного суда Московской области от 05 марта 2010 года
по делу N А41-39405/09, принятое судьей Бобковой С.Ю.,
по иску ЗАО Производственная компания "Тепло и сила"
к МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области",
при участии третьих лиц - ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области", Администрации городского поселения Воскресенск,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Производственная компания "Тепло и сила" (ЗАО "ПК "Тепло и сила") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Муниципальному учреждению "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" (Администрация Воскресенского муниципального района), при участии третьего лица - государственного унитарного предприятия Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области" (ГУП МО "УВС МО"), о взыскании 5 994 879 руб. 11 коп. задолженности по муниципальному контракту N 108 от 03.10.2008 г., а также расходов по уплате госпошлины в сумме 41 474 руб. 40 коп.
Определением от 01 декабря 2009 года суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица Администрацию городского поселения Воскресенск Московской области (Администрация г/п Воскресенск) (л.д. 80).
Арбитражный суд Московской области решением от 05 марта 2010 года удовлетворил заявленные ЗАО "ПК "Тепло и сила" требования в полном объеме.
В апелляционной жалобе Администрация Воскресенского муниципального района просит решение суда первой инстанции от 05.03.10 г. отменить, как вынесенное с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушением норм материального права.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2010 года объявлен перерыв в рассмотрении дела до 09 июня 2010 года в связи с ненадлежащим извещением ГУП МО "Управление внебюджетного строительства МО" о времени и месте судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено, в материалах дела имеются доказательства извещения всех участвующих в деле лиц о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные в материалах дела доказательства и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает апелляционную жалобу Администрации Воскресенского муниципального района не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В Приложении N 1 указано на обязанность подрядчика выполнить работы по замене тепловых сетей по ул. Спартака, д. 2/50 - ул. Ломоносова, д. 107 "б", а также по ул. Советская, д. 9 - ул. Октябрьская, д. 13 в соответствии с проектно-сметной документацией (л.д. 13).
Материалы дела свидетельствуют о том, что заказчиком вышеуказанных работ в соответствии с договором генерального подряда N 67/08/01 от 02.10.2008 г. являлось ГУП МО "Управление внебюджетного строительства МО" (л.д. 14-23).
Как указывает истец, ЗАО "ПК "Тепло и сила" во исполнение муниципального контракта N 108 выполнило работы на общую сумму 5 994 879 руб. 11 коп., что подтверждается имеющимися в материалах дела Актами о приемке выполненных работ N 1 от 31.12.08 г. и Справками о стоимости работ и затрат (л.д. 24-27, 30-36, 39-40).
Администрация Воскресенского муниципального района оплату выполненных ЗАО "ПК "Тепло и сила" работ не произвела, в связи с чем истец 03 июля 2009 года направил в адрес ответчика претензию N 274 с требованием погасить задолженность по контракту N 108 в размере 5 994 879 руб. 11 коп. в течение десяти дней с момента получения претензии (л.д. 41-42).
Ответчик оставил данное требование без удовлетворения, в связи с чем истец обратился с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные ЗАО "ПК "Тепло и сила" требования, исходил из того, что задолженность ответчика в заявленном размере подтверждена материалами дела, при этом доказательств ее погашения Администрацией Воскресенского муниципального района не представлено.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда первой инстанции, указывает, что муниципальный контракт N 108 от 03.10.2008 г. подписан сторонами с нарушением ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" и ст. 161 БК РФ, поскольку заключался с превышением лимитов бюджетного финансирования, в связи с чем данный контракт является ничтожным и выполненные по нему работы не подлежат оплате.
Ответчик ссылается на то обстоятельство, что в соответствии со ст. 83 Федерального закона от 03.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в переходный период законом субъекта РФ определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с указанным Федеральным законом поселений, в связи с чем между органами местного самоуправления поселений, входящих в состав Воскресенского муниципального района, и Главой Воскресенского муниципального района были заключены соглашения на 2008 г. "О порядке совместного участия Воскресенского муниципального района и поселений в организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства".
Указанными соглашениями, а также Приложением к Постановлению Правительства Московской области N 615/28 от 30.07.2008 г. финансирование выполняемых ЗАО "ПК "Тепло и сила" работ было предусмотрено для городского поселения Воскресенск, а не в бюджет Воскресенского муниципального района, в связи с чем задолженность по оплате выполненных ЗАО "ПК "Тепло и сила" работ должна быть возложена на данное городское поселение.
Администрация Воскресенского муниципального района полагает, что документы о выполнении работ оформлены с нарушением п. 4.2. муниципального контракта N 108 от 03.10.2008 г., поскольку не подписаны муниципальным заказчиком.
С данными доводами заявителя апелляционной жалобы арбитражный апелляционный суд не может согласиться.
В соответствии с ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Из материалов дела следует, что 03 октября 2008 года на основании Протокола рассмотрения заявок открытого аукциона "Выполнение работ по подготовке жилищно-коммунального хозяйства Воскресенского муниципального района к осенне-зимнему периоду 2008/2009 года, предусмотренных Постановлением Правительства Московской области "О дополнительных мерах по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы в Московской области к осенне-зимнему периоду 2008-2009 г." N 14-А от 04.09.2008 г. МУ "Администрация Воскресенского муниципального района МО" (муниципальный заказчик) и ЗАО "ПК "Тепло и сила" (генеральный подрядчик) заключили муниципальный контракт N 108, в соответствии с пунктом 1.1. которого ответчик поручил, а истец принял на себя обязательства выполнить работы, указанные в Приложении N 1 к контракту, в соответствии с утвержденной и согласованной с муниципальным заказчиком проектно-сметной документацией и согласованными сторонами объемами подрядных работ с использованием собственных материалов, конструкций и оборудования (л.д. 7-12).
Пунктом 3.1. вышеуказанного контракта сторонами определен срок его действия с момента заключения до 31.12.2008 г.
Пунктом 2.1. контракта установлена стоимость выполняемых истцом работ в размере 14 974 840 руб.
Частью 4 ст. 753 ГК РФ предусмотрено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Подписание акта приемки выполненных работ является основанием для их оплаты.
Пунктом 8.1. контракта N 108 предусмотрена обязанность генподрядчика (ЗАО "ПК "Тепло и сила") предоставить заказчику (ГУП МО "УВС МО") Акт о приемке выполненных работ, который впоследствии на основании пункта 8.2. контракта передается на утверждение муниципальному заказчику (Администрация Воскресенского муниципального района), при этом последний в течение пяти рабочих дней должен подписать акт либо направить мотивированный отказ от приемки работ.
В материалах дела имеются Акты о приемке выполненных работ N 1 от 31.12.08 г. и Справки о стоимости работ и затрат, которые свидетельствуют о том, что ЗАО "ПК "Тепло и сила" во исполнение муниципального контракта N 108 выполнило работы на общую сумму 5 994 879 руб. 11 коп. (л.д. 24-27, 30-36, 39-40).
Вышеуказанные документы подписаны заказчиком без каких-либо возражений относительно объема, качества и стоимости выполненных ЗАО "ПК "Тепло и сила" работ.
Актами рабочей комиссии по приемке в эксплуатацию объекта инженерной инфраструктуры после проведения работ по замене и капитальному ремонту, утвержденными Первым заместителем Главы администрации Воскресенского муниципального района МО, объекты после выполненных истцом работ приняты в эксплуатацию (л.д. 28-29, 37-38).
Письмом N 52 от 10 февраля 2009 года ГУП МО "УВС МО" направило в адрес ответчика документы, подтверждающие выполнение работ по контракту N 108, в том числе справки по форме КС-2, КС-3 (л.д. 100).
Данные документы получены Администрацией Воскресенского района 10 февраля 2009 года и утверждены, в том числе, работы по замене тепловых сетей по ул. Спартака, д. 2/50 - ул. Ломоносова, д. 107 "б", а также по ул. Советская, д. 9 - ул. Октябрьская, д. 13 (л.д. 101-102).
В соответствии с п. 4.1. контракта N 108 оплата за полностью выполненные и принятые работы осуществляется муниципальным заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет генподрядчика.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, при этом односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим.
Администрация Воскресенского муниципального района в нарушение ст. 309 ГК РФ и п. 4.1. контракта выполненные ЗАО "ПК "Тепло и сила" работы не оплатила, доказательств погашения задолженности ответчиком не представлено, в связи с чем суд первой инстанции правомерно взыскал с администрации 5 994 879 руб. 11 коп.
Что касается ссылки заявителя апелляционной жалобы на недействительность муниципального контракта N 108 от 03 октября 2008 года, то арбитражный апелляционный суд не может с ней согласиться.
Итоги открытого аукциона "Выполнение работ по подготовке жилищно-коммунального хозяйства Воскресенского муниципального района к осенне-зимнему периоду 2008/2009 года, предусмотренных Постановлением Правительства Московской области "О дополнительных мерах по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы в Московской области к осенне-зимнему периоду 2008-2009 г." N 14-А от 04.09.2008 г. и заключенный по его итогам контракт N 108 от 03.10.08 г. ответчиком не оспаривались.
Доказательств, подтверждающих признание данного контракта недействительным в установленном законом порядке, Администрация Воскресенского муниципального района не представила.
Что касается довода заявителя о том, что задолженность должна быть взыскана с Администрации городского поселения Воскресенск, то арбитражный апелляционный суд не может признать его состоятельным.
Из условий контракта N 108 следует, что Муниципальным заказчиком по контракту является именно МУ "Администрация Воскресенского муниципального района МО", а не Администрация городского поселения Воскресенск, при этом акты о вводе объектов в эксплуатацию и акты выполненных работ были утверждены ответчиком, что свидетельствует о наличии потребительской ценности для него выполненных ЗАО "ПК "Тепло и сила" работ.
Заключая контракт N 108, Администрация Воскресенского муниципального района выступала как самостоятельный хозяйствующий субъект.
В пункте 6.2. контракта указано на обязанность ответчика своевременно оплатить выполненные истцом работы.
Администрация городского поселения Воскресенск не является стороной по названному контракту и данный контракт в силу ст. 308 ГК РФ не создает для него каких-либо обязанностей.
Оплата выполненных в соответствии с условиями обязательства и принятых результатов подрядных работ не может быть поставлена в зависимость от осуществления финансирования муниципального заказчика.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд полагает, что ответственность за своевременную оплату выполненных ЗАО "ПК "Тепло и сила" работ возложена на Администрацию Воскресенского муниципального района.
Кроме того, суд не может выйти за пределы заявленного предмета и основания иска.
ЗАО "ПК "Тепло и сила" предъявило исковые требования к Муниципальному учреждению "Администрация Воскресенского муниципального района МО", к МО "Сельское поселение Фединское" требования не заявлены.
В силу ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Администрация Воскресенского муниципального района не доказаны обстоятельства, на которые она ссылается в апелляционной жалобе, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 марта 2010 года по делу N А41-39405/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.И. Демидова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-39405/2009
Истец: ЗАО Производственная компания "Тепло и сила"
Ответчик: Ответчики, МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области"
Третье лицо: Третьи лица, МУ "Администрация городского поселения Воскресенск", ГУП "Управление внебюджетного строительства Московской области"
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2010 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2469/2010