г. Вологда |
|
|
Дело N А44-1521/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Тарасовой О.А.,
судей Пестеревой О.Ю. и Потеевой А.В.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Казаковцевой О.Н.,
при участии
от общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Новжилкоммунсервис" Абдулаевой И.В. по доверенности от 05.05.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Новжилкоммунсервис"
на решение Арбитражного суда Новгородской области от 15 апреля 2010 года
по делу N А44-1521/2010 (судья Разживин А.А.),
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Новжилкоммунсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к отделу Государственного пожарного надзора по Боровичскому району (далее - отдел) о признании незаконным и отмене постановления от 26.03.2010 N 89 о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 15 апреля 2010 года в удовлетворении заявленного требования обществу отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя общества, так как участвовавший при составлении протокола об административном правонарушении Кудрявцев С.В. не был на это уполномочен генеральным директором общества Галуном А.А.
Отдел в отзыве на апелляционную жалобу не согласен с ней, решение суда считает законным и обоснованным.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Отдел надлежащим образом извещён о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.02.2010 государственным инспектором Боровичского района по пожарному надзору Соловьевым Е.А. на основании рапорта заместителя начальника СПТ Бурлака В.А. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении общества.
В ходе проверки отделом выявлены следующие нарушения: не исправен (заморожен) пожарный гидрант N 337, по адресу: угол улиц Рабочей и Кокорина, не расчищен от снега и льда пожарный гидрант N 338 по адресу: угол улиц Рабочей и Вышневолоцкой (пункты 3, 34, 89 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности); сеть противопожарного водопровода, объединенного с хозяйственно-питьевым, в месте установки пожарного гидранта N 338 не обеспечивает требуемого по нормам расхода воды на нужды пожаротушения (требуется 35 л/с, фактический расход 14 л/с) (пункты 3, 34, 89 Правил пожарной безопасности, пункты 2.11, 2.12 строительных норм и правил СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утверждённых постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 27.07.1984 N 123 (далее - Строительные нормы и правила СНиП 2.04.02-84), пункт 87 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167); отсутствуют учётные карточки на пожарные гидранты N 337 и 338 (пункт 3 Правил пожарной безопасности, пункт 2.10.51 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утверждённых приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30.12.1999 N 168).
По данному факту 23.03.2010 государственный инспектор Боровичского района по пожарному надзору Соловьёв Е.А. составил протокол N 121 об административном правонарушении
Главный государственный инспектор Боровичского района по пожарному надзору, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении, 26.03.2010 вынес постановление N 89, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно части 2 статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу части 1 статьи 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, и их должностными лицами, установлены Правилами пожарной безопасности.
Согласно пункту 3 Правил пожарной безопасности наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Таковыми являются, в частности, Строительные нормы и правила СНиП 2.04.02-84, Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации.
Пунктом 34 Правил пожарной безопасности предусмотрено, что противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии. Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).
В соответствии с пунктом 89 вышеназванных Правил сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны. Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.
Новые и присоединенные к действующей системе трубопроводы наносят на планшеты, хранящиеся в техническом отделе, и на оперативные схемы, имеющиеся в диспетчерских пунктах, с указанием колодцев (камер), установленного в них оборудования и присвоением им соответствующих регистрационных номеров. На новые трубопроводы и сооружения заводят паспорта. На пожарные гидранты заводят учетные карточки, в которых указывают их номер, адрес, дату установки и все виды произведенных работ по их обслуживанию (пункт 2.10.51 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации).
На основании пункта 87 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана в частности обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и договором, заключенным между собственником этих систем и организацией водопроводно-канализационного хозяйства; обеспечить установку на видных местах указателей пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным в колодцах, находящихся на обслуживании организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Пункты 2.11, 2.12 Строительных норм и правил СНиП 2.04.02-84 предусматривают, что противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и количество одновременных пожаров в населенном пункте для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети должны приниматься по таблице 5 настоящих Правил.
Факт нарушения обществом требований пожарной безопасности подтверждён материалами дела и им не оспаривается. Однако податель жалобы считает, что процедура привлечения его к ответственности ответчиком не соблюдена, поскольку протокол оформлен с нарушениями норм, закреплённых КоАП РФ.
Довод заявителя о составлении протокола в отсутствии его законного представителя, так как подписавший его Кудрявцев С.В. не является уполномоченным представителем, обоснованно не принят судом первой инстанции связи со следующим.
Частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если также ходатайство оставлено без удовлетворения.
При извещении административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о факте, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, обязанность по предоставлению этих гарантий считается соблюденной, поскольку лицо, привлекаемое к административной ответственности, не лишено возможности воспользоваться своими правами.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно указано, что составление протокола об административном правонарушении с участием Кудрявцева С.В. в условиях надлежащего извещения общества о месте и времени совершения такого процессуального действия не свидетельствует о нарушении порядка привлечения общества к административной ответственности, поскольку законный представитель в данном случае не был лишен возможности явиться лично для участия в составлении протокола или направить своего законного представителя с доверенностью в конкретном административном деле. Тот факт, что Кудрявцев С.В. подписал протокол, по мнению апелляционной инстанции, не свидетельствует о его незаконности, поскольку протокол, составленный в отсутствие законного представителя при условии, что привлекаемый надлежащем образом извещён о времени и месте его составления, считается оформленным с соблюдением требований КоАП РФ.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о правомерности привлечения общества к административной ответственности.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности отделом не допущено.
Суд первой инстанции дал надлежащую оценку представленным участвующими в деле лицами доказательствам, правильно пришёл к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
С учётом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Новгородской области от 15 апреля 2010 года по делу N А44-1521/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Новжилкоммунсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-1521/2010
Истец: ООО "Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Новжилкоммунсервис"
Ответчик: Ответчики, Отдел государственного пожарного надзора по Боровичскому району
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2010 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3443/2010