г. Вологда |
|
|
Дело N А44-4892/2009 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Шадриной А.Н.,
судей Носач А.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Белозеровой Д.С.,
при участии
от истца Струкова А.В. по доверенности от 02.11.2009 N 179,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Новжилкоммунсервис"
на решение Арбитражного суда Новгородской области от 12 марта 2010 года
по делу N А44-4892/2009 (судья Деменцова И.Н.),
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Новжилкоммунсервис" (далее - ООО "МП ЖКХ НЖКС") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к администрации Валдайского муниципального района (далее - Администрация), муниципальному образованию Валдайский муниципальный район (далее - Муниципальное образование) о взыскании 8 359 287 руб. 15 коп задолженности по договору от 01.04.2007 на возмещение дотаций на убытки в связи с применением регулируемых цен за период с 01 января по 31 марта 2007 года (с учетом уточнения исковых требований и состава лиц, участвующих в деле).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Комитет финансов администрации Валдайского муниципального района (далее - Комитет финансов), муниципальное учреждение "Служба заказчика по ЖКХ Валдайского района" (далее - Служба заказчика), открытое акционерное общество "Новгородская коммунальная сбытовая компания" (далее - ОАО "НКСК").
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 12 марта 2010 года исковые требования удовлетворены частично. С муниципального образования Валдайский муниципальный район за счет казны Валдайского муниципального района в пользу ООО "МП ЖКХ НЖКС" взыскано 2 335 287 руб. 15 коп. убытков и 14 889 руб. 12 коп. в возмещение расходов по госпошлине, в удовлетворении остальной части требований отказано. В иске к администрации Валдайского муниципального района отказано.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО "МП ЖКХ НЖКС" доводы жалобы поддержал. На вопрос суда пояснил, что денежные средства в размере 6 024 000 руб. в адрес ООО "МП ЖКХ НЖКС" поступили, но зачтены как задолженность по договорам поставки тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения.
Служба заказчика в отзыве на апелляционную жалобу указала, что выделенные из бюджета в 1 квартале 2007 года денежные средства на возмещение выпадающих доходов в размере 6 024 000 руб. были перечислены на расчетный счет ОАО "НКСК", действующего на основании агентского договора, в отделение по Валдайскому району УФК по Новгородской области, для расчетов с ООО "МП ЖКХ НЖКС". Обязательства по перечислению субсидий на возмещение выпадающих доходов ООО "МП ЖКХ НЖКС" из бюджета района выполнялись в соответствии с договорами, заключенными между Службой заказчика и организациями, оказывающими коммунальные услуги населению на территории Валдайского района, а именно на основании договора от 11.10.2006 N 47 на поставку тепловой энергии, заключенного с филиалом ООО "МП ЖКХ НЖКС" - "Теплоэнерго г.Валдай", и договора от 01.09.2005 N 84 на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, заключенного с филиалом ГОУП ЖКХ "Новжилкоммунсервис" "Водоканал г.Валдай". Просит рассмотреть апелляционную жалобу без участия своего представителя.
Комитет финансов в отзыве на апелляционную жалобу пояснил, что в 1 квартале 2007 года в соответствии с утвержденной бюджетной росписью из бюджета района перечислено 6 024 000 руб. на лицевой счет муниципального учреждения "Служба заказчика по ЖКХ Валдайского района" в отделение по Валдайскому району УФК по Новгородской области N 03132001362 для расчетов с ООО "МП ЖКХ НЖКС", в том числе перечислено на возмещение выпадающих доходов от предоставления населению услуг теплоснабжения 5 244 000 руб. и 780 000 руб. - по водоснабжению и водоотведению. Просит рассмотреть апелляционную жалобу без участия своего представителя.
Администрация Валдайского муниципального района, открытое акционерное общество "Новгородская коммунальная сбытовая компания" надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность принятого решения, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, между Администрацией и ООО "МП ЖКХ НЖКС" заключен договор от 01.04.2007 на возмещение дотации на убытки в связи с применением регулируемых цен, согласно которому Администрация обязуется осуществлять перечисление средств на погашение сумм дотаций на убытки, предусмотренные в бюджете района в связи с применением регулируемых цен за тепловую энергию (отопление), горячее водоснабжение, отпуск питьевой воды, прием и очистку стоков.
Пунктом 3.1 данного договора предусмотрено, что он заключен на срок с 1 января 2007 года и действует до полного исполнения Администрацией обязательств по перечислению денежных средств (т.1, л.11).
ООО "МП ЖКХ НЖКС" в период с 01 января по 31 марта 2007 года оказывало населению, проживающему на территории муниципального образования Валдайский муниципальный район, услуги по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод.
При определении стоимости отпущенной тепловой энергии, услуг по водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод истец руководствовался тарифами, утвержденными для него постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике области от 29.11.06 N 50/2 (в редакции от 07.02.07 N 8) на 2007 год (без учета налога на добавленную стоимость).
Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что в рассматриваемый период население оплачивало услуги по отоплению, водоснабжению, водоотведению и очистке стоков исходя из размера платы за коммунальные услуги на 2007 год, установленного постановлением администрации Валдайского муниципального района от 26.12.2006 N 921 "О тарифах и ставках на жилищные и коммунальные услуги для населения".
Указанным постановлением Администрации на 2007 год установлены следующие тарифы (с учетом налога на добавленную стоимость): водопотребление - 10,02 руб./куб.м, водоотведение - 7,05 руб./куб.м, биологическая очистка стоков - 8,14 руб./куб.м, теплоснабжение - 685,51 руб./Гкал (для города и 781,43 руб./Гкал (для сельских поселений), горячее водоснабжение - 46,02 руб./Гкал (для города) и 55,73 руб./Гкал (для сельских поселений). Комитету финансов Администрации Валдайского муниципального района предписано осуществить финансирование разницы в тарифах от предоставления населению услуг по водоснабжению, водоотведению, очистке, теплоснабжению и горячему водоснабжению в пределах средств, предусмотренных в бюджете Валдайского муниципального района на эти цели.
ООО "МП ЖКХ НЖКС", ссылаясь на возникновение убытков, возникших в результате разницы между тарифами, установленными для населения, и экономически обоснованными тарифами, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, ссылаясь на статьи 38, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в редакции, действовавшей в спорный период, статьи 8, 16, 307, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 1, 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", статью 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации; статьи 7, 17, 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сделал вывод, что требования истца подлежат удовлетворению в части за счет средств казны Валдайского муниципального района.
Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и обоснованным в связи со следующим.
В соответствии со статьей 8, пунктом 2 статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе, в том числе из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат регулированию.
В силу статьи 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию.
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства" предусмотрено, что органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, предусмотренным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Аналогичные положения содержит и статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), в порядке, определенном федеральным законом.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Согласно статье 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Указанные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Следовательно, в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения уровня платежей ниже 100% экономически обоснованных затрат на коммунальные услуги обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Отсутствие бюджетного финансирования, его недостаточность не может быть основанием для возложения указанных расходов на оказывающую услуги организацию и отказа в возмещении ей понесённых расходов, поскольку обязанность поставлять тепловую энергию населению, оказывать услуги по водоснабжению, водоотведению, очистке по более низким ценам по сравнению с экономически обоснованными тарифами носит не частноправовой, а публичный характер.
Определив порядок и источники возмещения экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей потребителям услуги, и не обеспечив такое возмещение, органы муниципального образования допустили неправомерное бездействие.
В соответствии с положениями статей 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Факт оказания истцом коммунальных услуг населению, проживающему на территории Валдайского муниципального района, в период с 01 января по 31 марта 2007 года ответчиками при рассмотрении дела в суде первой инстанции не оспаривался.
Согласно представленным истцом расчетам размер причиненных ему убытков составил 8 359 287 руб. 15 коп.
Размер заявленных к возмещению убытков за январь-март 2007 года подтвержден имеющимися в деле доказательствами, а именно: реестрами объемов услуг водоснабжения и водоотведения по населению Валдайского района на 1 квартал 2007 года (по г.Валдай и по сельским поселениям), реестрами потребителей тепловой энергии за январь, февраль, март 2007 года; заверенными копиями договоров на отпуск питьевой воды для частного дома, подключенного к системе водоснабжения; договорами на отпуск питьевой воды через водоразборную колонку для частного жилого дома; водомерными картами абонентов; договорами на отпуск питьевой воды для собственника квартиры; договорами на отпуск питьевой воды и прием сточных вод для собственника квартиры; договорами на отпуск питьевой воды (прием сточных вод) для частного жилого дома, подключенного к системе водоснабжения (водоотведения); договорами поставки тепловой энергии для частного жилого дома; договорами на оказание услуг горячего водоснабжения в жилом доме; договором от 11.10.06 N 84, заключенного между ООО "МП ЖКХ НЖКС" "Водоканал г.Валдай" и Службой заказчика; договором между ООО "МП ЖКХ НЖКС" "Теплоэнерго г.Валдай" и Службой заказчика от 11.10.2006 N 47; договорами, заключенными между ООО "МП ЖКХ НЖКС" "Теплоэнерго г.Валдай" и ТСЖ "Валдай-2", "Валдай-1", "Север-3"; актами сверки расчетов; счетами-фактурами, выставленными филиалами ООО "МП ЖКХ НЖКС" "Водоканал г.Валдай", "Теплоэнерго г.Валдай" Службе заказчика, ТСЖ "Валдай-1", "Валдай-2", "Север-3" за январь-март 2007 года; расчетами выпадающих доходов по услугам, оказанным "Водоканал г.Валдай" и "Теплоэнерго г.Валдай" за январь, март, февраль 2007 года; отчетом по форме "Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, получателя бюджетных средств" по ООО "МП ЖКХ НЖКС", а также другими документами.
Объем услуг, оказанных населению ООО "МП ЖКХ НЖКС" по отоплению, горячему водоснабжению, водоснабжению, водоотведению, биологической очистке вод за период с 01.01.2007 по 31.03.2007, подтвержден также актом сверки расчетов, подписанным лицами, участвующими в деле (т.24, л.55).
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что в первом квартале 2007 года в соответствии с утвержденной бюджетной росписью из бюджета Валдайского муниципального района на лицевой счет Службы заказчика перечислено 6 024 000 руб. для расчетов с ООО "МП ЖКЖ НЖКС", в том числе на возмещение выпадающих доходов от предоставления населению услуг теплоснабжения 5 244 000 руб. и 780 000 руб. - по водоснабжению и водоотведению (т.23, л.120, 134-142).
Платежными поручениями от 21.03.07 N N 156, 157, от 27.02.07 N 115, от 16.02.07 N 99, от 26.01.2007 N 45, от 22.01.07 N 32, от 22.01.07 N 33 данные денежные средства перечислены Службой заказчика на расчетный счет ОАО "НКСК", являющегося агентом ООО "МП ЖКХ НЖКС".
В назначении платежа указано: субсидия на возмещение убытков по воде, субсидия на возмещение убытков по теплу (т.23, л. 92-98).
Письмом от 03.05.2007 за N 97, направленным в адрес ООО "МП ЖКХ НЖКС", Комитет финансов администрации Валдайского муниципального района разъяснил истцу, что в первом квартале 2007 года Службе заказчика перечислены из бюджета района 6 024 000 руб., согласно плану бюджетных ассигнований на 2007 год, в том числе 5 244 000 руб. - дотация на тепло для расчетов с ООО "МП ЖКХ НЖКС" "Теплоэнерго г.Валдай" за оказанные услуги по отоплению и горячему водоснабжению муниципального жилищного фонда в 1 квартале 2007 года и 780 000 руб. - дотация на воду для расчетов с ООО "МП ЖКХ НЖКС" "Водоканал г.Валдай" за оказанные услуги по водоснабжению, отведению и биологической очистке стоков муниципального жилищного фонда в 1 квартале 2007 года. Полученные из бюджета района средства перечислены Службой заказчика на счет ОАО "НКСК", являющемуся агентом ООО "МП ЖКХ НЖКС" (т.24, л.56).
В соответствии со статьей 38 БК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие в нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 289 названного Кодекса нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
В силу принципа адресности и целевого характера бюджетных средств (статьи 28, 38 БК РФ) бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, что позволяет гарантировать направление бюджетных средств на покрытие именно тех расходов, которые были признаны общественно значимыми при утверждении соответствующих бюджетов.
Проанализировав имеющиеся в деле документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что зачисление ОАО "НКСК" полученных бюджетных средств в сумме 6 024 000 рублей в счет исполнения обязательств по договорам поставки тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения противоречит действующему бюджетному законодательству, поскольку денежные средства из бюджета района выделялись на возмещение выпадающих доходов от предоставления населению услуг.
На основании изложенного суд пришел к верному выводу о том, что размер заявленных истцом убытков, возникших в результате разницы между тарифами, установленными Комитетом по ценовой и тарифной политике области и администрацией Валдайского муниципального района, подлежит уменьшению на 6 024 000 руб., перечисленных из бюджета, и составит 2 335 287,15 руб. (8 359 287,15 руб. - 6 024 000 руб.).
Установив факт неисполнения муниципальным образованием обязанности по своевременному финансированию межтарифной разницы (бездействие), размер понесенных убытков и наличие причинно-следственной связи между бездействием и понесенными убытками, руководствуясь статьями 16, 1069 ГК РФ и принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", суд пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с муниципального образования за счет средств муниципальной казны в пользу истца 2 335 287 руб. 15 коп.
Надлежащий ответчик по делу - муниципальное образование Валдайский муниципальный район судом первой инстанции определен верно.
Поскольку при принятии судебного акта судом первой инстанции правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, субъекты ответственности, размер убытков, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Новгородской области от 12 марта 2010 года по делу N А44-4892/2009
оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Новжилкоммунсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Е.В. Носач |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-4892/2009
Истец: ООО "МП ЖКХ НЖКС"
Ответчик: Ответчики, Администрация Валдайского района
Третье лицо: Третьи лица, Комитет финансов Администрации Валдайского муниципального района, МУ "Служба заказчика по ЖКХ Валдайского района", ОАО "Новгородская коммунальная сбытовая компания"
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2010 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2919/2010