г.Воронеж |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.06.2010
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Сергуткиной В.А., Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анзельм К.К.,
при участии:
от Управления по тарифам Орловской области:
Фролов А.К., начальник отдела контроля, доверенность б/н от 01.09.09; Рыков Ю.Ф., главный специалист отдела контроля, доверенность N 01-10/82 от 18.01.10;
от ОАО "Протон":
Кацай А.А., представитель по доверенности б/н от 29.12.09;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по тарифам Орловской области
на решение Арбитражного суда Орловской области от 29.03.2010
по делу N А48-1005/2010 (судья Соколова В.Г.),
по заявлению ОАО "Протон" к Управлению по тарифам Орловской области
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Протон" (далее также - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению по тарифам Орловской области (далее также - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 04.03.2010 N 01-17-05 о назначении административного наказания.
Решением арбитражного суда Орловской области от 29.03.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Принимая указанное решение, арбитражный суд руководствовался выводами об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности.
Не согласившись с указанным судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить. Указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права путем неправильного толкования положений Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", заявитель апелляционной жалобы полагает, что общество является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, полностью подпадает под определение организации коммунального комплекса, установленное ст. 2 названного нормативного правового акта.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Управления по тарифам Орловской области поддержали доводы апелляционной жалобы, считают обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм права, просили отменить его полностью, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ОАО "Протон" с доводами апелляционной жалобы не согласился, считал обжалуемое решение законным и обоснованным по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 25.05.2010 по 01.06.2010.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Открытое акционерное общество "Протон", расположенное по адресу: г.Орел, ул.Лескова, д.19, ОГРН 1025700827283, включено в сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2010 г. Органом, осуществляющим проверку, являлось Управление по тарифам Орловской области. Срок проведения плановой проверки указан с 11.02.2010 по 25.02.2010.
Согласно приказу Управления по тарифам Орловской области от соблюдения обществом требований Федерального закона от 14.04.1995г. N 41-ФЗ (в редакции от 23.11.2009) "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Задачей проверки являлся контроль за соблюдением ОАО "Протон" в процессе хозяйственной деятельности обязательных требований по установлению тарифов на электрическую энергию и тарифов на услуги коммунального комплекса. Предметом проверки являлось соблюдение обществом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Управление по тарифам Орловской области 12.02.2010 направило в адрес ОАО "Протон" запрос N 01-10/365, в котором в срок до 16.02.2010 просило общество представить Управлению следующую информацию: копии заключенных ОАО "Протон" договоров на оказание коммунальных услуг потребителям; копии счетов-фактур, предъявленные потребителям за 2009 г. и январь 2010 г. за услуги водоснабжения и водоотведения; о действующих для потребителей ОАО "Протон" тарифах за услуги водоснабжения и водоотведения в 2009 г. и январе 2010 г.
ОАО "Протон" 15.02.2010 направило в адрес Управления по тарифам Орловской области письмо N 0/502, в котором указало, что ОАО "Протон" не является организацией коммунального комплекса и, как следствие, на него не распространяются требования о предоставлении информации контролирующему органу в области регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. Одновременно общество сообщило, что постановление Администрации г.Орла N 3675 от 19.11.2009 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые открытым акционерным обществом "Протон" оспорено им в Арбитражном суде Орловской области, в связи с чем просило Управление приостановить проведение в отношении ОАО "Протон" контрольных мероприятий до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-1/2010.
В связи с непредставлением обществом сведений в установленный в запросе срок, Управление 19.02.2010 составило в отношении ОАО "Протон" протокол об административном правонарушении N 0016 по ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ. При составлении протокола присутствовал представитель ОАО "Протон" Кацай А.А. по доверенности от 29.12.2009 б/н, который дал письменные объяснения, подписал протокол и получил его копию.
В объяснениях к протоколу Кацай А.А. указал, что ОАО "Протон" не является организацией коммунального комплекса и на общество не распространяется обязанность по предоставлению истребуемых документов.
Управление 04.03.2010 вынесло постановление N 01-17-05 о назначении административного наказания, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ в виде штрафа в максимальном размере 50000 руб. за непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов.
При рассмотрении материалов дела и вынесении постановления присутствовал представитель ОАО "Протон" Кацай А.А., которому было вручено указанное постановление, о чем свидетельствует его подпись.
Не согласившись с постановлением от 04.03.2010г. N 01-17-05 о назначении административного наказания, ОАО "Протон" обжаловало его в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ установлено, что непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектом данного административного правонарушения является юридическое лицо, на которое нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов возложена обязанность по представлению в орган государственного регулирования тарифов сведений, необходимых для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Непредставление таким субъектом в уполномоченный орган сведений, представление которых обязательно в силу норм права и направлено на установление, изменение, введение или отмену тарифов, образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установлено, что в соответствии с названным Федеральным законом подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Пункт 1 ст. 2 указанного закона содержит понятие организации коммунального комплекса, которой является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Согласно этой же нормы (п. 2), система коммунальной инфраструктуры - это совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что ОАО "Протон" не является организацией коммунального комплекса и не обладает системой коммунальной инфраструктуры в смысле, придаваемом этим понятиям Федеральным законом от 30.12.2004г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", является законным и обоснованным.
Так, основные цели и предмет деятельности общества определены неисчерпывающим перечнем в п. 3.2. Устава общества (т. 1 л.д. 20), при этом оказание услуг по водоснабжению и водоотведению в него не включено.
Доказательств того, что ОАО "Протон" владеет системой водоснабжения и водоотведения для целей, отличных от целей обеспечения своей производственной деятельности, равно доказательств эксплуатации этих систем в границах, превышающих отведенные для этих целей и определенных местом расположения общества (г. Орел, ул. Лескова, д. 19), административным органом ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций не представлено.
Услуг по очистке сточных вод и эксплуатации объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, заявитель не оказывает.
Необходимо, также, учесть следующее.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Общество сообщило административному органу, что постановление Администрации г.Орла N 3675 от 19.11.2009 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые открытым акционерным обществом "Протон" оспорено им в Арбитражном суде Орловской области, в связи с чем просило Управление приостановить проведение в отношении ОАО "Протон" контрольных мероприятий до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-1/2010.
Таким образом, общество воспользовалось правом на судебную защиту и при таких обстоятельствах, по мнению суда, непредставление истребуемых Управлением сведений не может быть признано виновным. При наличии судебного спора о том, подлежали ли установлению тарифы Обществу как организации коммунального хозяйства, выводы о том, что оно относится к подконтрольным Управлению объектам и несет соответствующие обязанности, а следовательно - субъектом вмененного административного правонарушения, вывод о наличии его вины до разрешения спора по делу N А48-1/2010 являются преждевременными.
В связи с чем, наличия состава административного правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления не усматривается, следовательно основания для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ отсутствовали.
Полно и правильно установив обстоятельства дела, правильно применив указанные выше нормы законодательства к спорному правоотношению, исследовав и оценив все доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о признании постановления управления о привлечении общества к административной ответственности незаконным и отмене его полностью.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения в любом случае (часть 4 статьи 270 АПК РФ) арбитражным судом первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов арбитражного суда первой инстанции. По сути, заявитель жалобы лишь выражает несогласие с принятым по делу судебным актом.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исходя из смысла части 4 статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит. В связи с чем, оснований для взыскания государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Орловской области от 29.03.2010 по делу N А48-1005/2010 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления по тарифам Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1005/2010
Заявитель: ОАО "Протон"
Ответчик: Управление по тарифам Орловской области
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3045/10