г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2010 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г.,
судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от муниципального унитарного предприятия "Каменское жилищно-коммунальное хозяйство" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от третьего лица: администрации Каменского района Пензенской области - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 февраля 2010 года апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Каменское жилищно-коммунальное хозяйство"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 18 ноября 2009 года
по делу N А49-8506/2009, судья Дудорова Н.В., принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия "Каменское жилищно-коммунальное хозяйство", Пензенская область, Каменский район, г.Каменка, к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Пензенской области, г.Пенза, замена на Средне-Волжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г.Саратов, третье лицо: администрация Каменского района Пензенской области, Пензенская область, г.Каменка,
о признании незаконными пунктов 1, 2, 4 предписания от 16 июня 2009 года N 40,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Каменское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - МУП "Каменское ЖКХ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконными п.1, 2, 4 предписания Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Пензенской области от 16 июня 2009 года N 40 по результатам плановой проверки соблюдения лицензиатом требований и условий при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Определением суда от 27 октября 2009 года произведена замена ненадлежащего ответчика по делу на надлежащего - Средне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (т.2, л.д.50-52).
Определением суда от 06 октября 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Каменского района Пензенской области (т.2, л.д.3-5).
Решением суда от 18 ноября 2009 года в удовлетворении заявленных требований МУП "Каменское жилищно-коммунальное хозяйство" отказано на том основании, что оспариваемое предписание соответствует законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе МУП "Каменское жилищно-коммунальное хозяйство" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права; администрация Каменского района Пензенской области является собственником полигона для ТБО в г.Камека и дальнейшее строительство полгона должен осуществлять собственник полигона; переданное имущество находится в надлежащем состоянии и используется по назначению; забор проб сточных вод был осуществлен ненадлежащим образом.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Отзыв на апелляционную жалобу Средне-Волжское управление Ростехнадзора не представило, что в соответствии с ч.1 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Пензенской области от 01 июня 2009 года N 1343-к должностными лицами данного государственного органа в период с 08 июня 2009 года по 16 июня 2009 года проведена плановая проверка соблюдения лицензиатом (МУП "Каменское ЖКХ") требований и условий при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов по месту осуществления деятельности по адресу: Пензенская область, г.Каменка, ул.Советская, 1, полигон ТБО.
По результатам проверки 16 июня 2009 года составлен акт N 40 (т.1, л.д.11-15), из которого следует, что в ходе проверки выявлены следующие нарушения:
2. Не все работники юридического лица, допущенные к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, имеют профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений предприятию выдано предписание от 16 июня 2009 года N 40 (т.1, л.д.16-18), в соответствии с которым предприятию предписано в срок до 01 октября 2009 года провести следующие мероприятия, а именно: обустройство мест захоронения отходов в соответствии с проектом полигона твердых бытовых отходов в г.Каменка. Эксплуатацию полигона предписано осуществлять в соответствии с Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 05 ноября 1996 года (пункт 1 предписания).
Работникам юридического лица, допущенным к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, предложено пройти профессиональную подготовку, подтвердить свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами (пункт 2 предписания).
В предписании указано на необходимость разработать и согласовать порядок осуществления производственного контроля в области обращения с опасными отходами с Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Пензенской области (пункт 3 предписания).
Для осуществления мониторинга за состоянием грунтовых вод предприятию предложено доработать глубины наблюдательных скважин до уровня залегания грунтовых вод (пункт 4 предписания).
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), который при рассмотрении настоящего спора применялся судом в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого предписания.
В силу ст.1 Федерального закона N 89-ФЗ опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Статьей 9 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подп.74 п.1 ст.17 Федерального закона от 08 августа 2002 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции, действовавшей на дату издания оспариваемого предписания) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 года N 524 (далее - Положение о лицензировании).
Пунктом 3 Положения о лицензировании (в редакции, действовавшей на дату издания оспариваемого предписания) установлены следующие лицензионные требования и условия осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения опасных отходов, специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям; б) наличие у индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами; в) проведение лицензиатом - юридическим лицом производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; г) наличие у лицензиата паспортов опасных отходов, в отношении которых осуществляется деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению; д) иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами в отношении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Как следует из материалов дела, МУП "Каменское ЖКХ" имеет лицензию N ОТ-50-000092 (58) (т.1, л.д.30) на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами: образование, сбор, в том числе мусор от бытовых помещений организаций и отходы от жилищ несортированные, использование некоторых собственных опасных отходов, обезвреживание некоторых видов собственных опасных отходов, транспортирование опасных отходов к местам размещения, размещение опасных отходов, в соответствии с указанной лицензией осуществляет деятельность, связанную с обращением опасных отходов: сбор, использование, транспортировку, размещение опасных отходов.
Решением Собрания представителей Каменского района Пензенской области от 11 апреля 2008 года N 284-23/2 (т.2, л.д.60-62) МУП "Каменское ЖКХ" во временное безвозмездное пользование сроком до 01 января 2010 года для осуществления услуг по утилизации твердых бытовых отходов на территории Каменского района Пензенской области передано расположенное в 3,1 км юго-западнее администрации Первомайского сельсовета следующее муниципальное имущество: две траншеи емкостью 10717,0 куб.м каждая; трубопровод фильтра из а/цементных труб Ф 300 мм длиной 75 м; ванна для мойки ходовой части машин - 1 шт.; бак для воды емкостью 40,0 куб.м (стальной резервуар) - 1 шт.; аккумулирующая емкость 36,0 куб.м (стальной резервуар) - 1 шт.; резервуар очищенных стоков емкостью 50,0 куб.м (два стальных резервуара по 25 куб.м) подземный - 1 шт.; трубопровод очищенных стоков из полиэтиленовых труб Ф 160 мм - 24 м; наблюдательные скважины глубиной 18,2 м - 2 шт.; нагорная канава; ров с насыпью по периметру полигона ТБО взамен ограждения, ограждение хозплощадки из а/цементных труб; пожарный резервуар емкостью 50,0 куб.м (стальной бак) 1 шт.; хозсарай, уборная; водопропускная труба Ф 720 мм примыкание к а/дороге Пенза-Тамбов - 22,5 м; трубопровод фильтрата из а/цементных труб Ф 200 мм длиной 90 м; бытовка с гаражом; резервуар фильтрата со щебеночным покрытием 845 кв.м; радиостанция "Лен" - 1 шт.; аккумулятор 90 амп/час - 1 шт.; технический паспорт на полигон ТБО.
Во исполнение указанного решения между МУП "Каменское ЖКХ" и администрацией Каменского района Пензенской области заключен договор безвозмездного пользования перечисленным выше муниципальным имуществом (т.1, л.д.76-81).
Указанное имущество используется МУП "Каменское ЖКХ" при осуществлении лицензируемого вида деятельности, связанной с обращением опасных отходов.
Основные положения, которые следует строго соблюдать при проектировании, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов в целях обеспечения санитарных и экологических требований эффективного использования земельных участков, содержатся в Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02 ноября 1996 года, согласованной Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического контроля Российской Федерации, письмо N 01-8/17-11 от 10 июня 1996 года (далее - Инструкция).
Указанная Инструкция предназначена для работников жилищно-коммунального хозяйства, природоохранных организаций и организаций санитарно-эпидемиологического надзора.
Согласно п. 5.1,5.7 СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" (СП 2.1.7.1038-01), утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 года, складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.
В названной Инструкции к твердым бытовым отнесены отходы хозяйственной деятельности населения (приготовления пищи, уборки и текущего ремонта квартир и др.), включая отходы отопительных устройств местного отопления, крупногабаритные предметы домашнего обихода, упаковку, смет с дворовых территорий, улиц, площадей, отходы ухода за зелеными насаждениями и другие.
Удаление твердых бытовых отходов (ТБО) обеспечивает санитарную очистку городов и создает необходимые санитарно-экологические условия существования населенного пункта.
Наиболее распространенными в настоящее время сооружениями по обезвреживанию удаляемых из города ТБО являются полигоны.
Полигоны - комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.
Согласно п.2.1 указанной Инструкции на полигоне выполняются следующие основные виды работ: прием, складирование и изоляция ТБО. Организация работ на полигоне определяется технологической схемой эксплуатации полигона, разрабатываемой в составе проекта.
В силу п.2.4 Инструкции выгруженные из машин ТБО складируются на рабочей карте. Не допускается беспорядочное складирование ТБО по всей площади полигона, за пределами площадки, отведенной на данные сутки (рабочие карты).
Проектом полигона твердых бытовых отходов в г. Каменка Пензенской области (т.1, л.д. 97-127) предусмотрен траншейный способ складирования и изоляции ТБО.
Порядок складирования и изоляции ТБО при траншейной схеме регламентирован пунктами 2.9 -2.11 упомянутой Инструкции.
Проверкой установлено, что заявителем лицензируемый вид деятельности осуществляется с нарушением требований приведенных норм: траншея (рабочая карта) не разработана, отходы складируются навалом, водонепроницаемое основание отсутствует, послойная изоляция и уплотнение размещаемых отходов не осуществляется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в пункте 1 оспариваемого предписания правомерно предписано МУП "Каменское ЖКХ" обустроить места захоронения отходов в соответствии с проектом полигона твердых бытовых отходов в г.Каменка, осуществлять эксплуатацию полигона в соответствии с Инструкцией.
Пунктами 3, 4 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2.13 Инструкции контроль за загрязнением грунтовых вод осуществляется с помощью взятия проб из контрольных колодцев, скважин или шурфов, заложенных по периметру полигона.
Как следует из акта проверки (т.1, л.д. 13), в зоне влияния полигона ТБО построены две наблюдательные скважины глубиной по 18 метров, столб грунтовых вод в скважинах отсутствует. Глубины скважин не соответствуют данным изысканий, где установлены уровни залегания грунтовых вод на глубине 23 метров.
В целях устранения выявленного нарушения в пункте 4 оспариваемого предписания заявителю предписано доработать глубины наблюдательных скважин до уровня залегания грунтовых вод для осуществления мониторинга за состоянием грунтовых вод.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о законности и обоснованности предписания в данной части.
Как указывалось выше, для осуществления лицензируемого вида деятельности МУП "Каменское ЖКХ" были переданы две наблюдательные скважины глубиной 18,2 м. Их размещение на территории полигона предусмотрено проектом полигона ТБО в г.Каменка Пензенской области (т.1, л.д. 123).
При этом прогнозный расчет загрязнения подземных вод под полигон ТБО в г.Каменка Пензенской области свидетельствует о том, что грунтовые воды на территории размещения полигона залегают на глубине 21м от дна полигона, глубина дна полигона - 2,0 м (т.2, л.д.105).
Из приведенных обстоятельств видно, что, используя наблюдательные скважины глубиной 18,2 метра, при глубине залегания грунтовых вод 21 метр от дна полигона и глубине дна полигона в 2 метра МУП "Каменское ЖКХ" не может надлежащим образом, в соответствии с лицензионными требованиями и условиями проводить мониторинг состояния окружающей природной среды и осуществлять контроль за загрязнением грунтовых вод.
Между тем из материалов проверки следует, что при проведении мероприятий по контролю был привлечен филиал Центра лабораторного анализа и технических измерений по Пензенской области, которым на территории эксплуатируемого предприятием полигона ТБО были отобраны пробы почвы, атмосферного воздуха, поверхностных сточных и природных вод. По данным протокола анализа сточных вод N 762.236 (т.1, л.д. 73) было выявлено превышение предельно допустимых показателей, например, по окисляемости перманг. - в 11,7 раз, по азоту аммонийному - в 2,2 раза, по фенолам - в 3,14раза, по железу - в 11 раз, по марганцу - в 4,9 раз.
Наличие у работников юридического лица, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами, является лицензионным условием, предусмотренным подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании (в редакции, действовавшей на дату издания оспариваемого предписания).
В соответствии со ст.15 Федерального закона N 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.
Приказом от 22 апреля 2009 года N 53 (т.1, л.д. 95) по МУП "Каменское жилищно-коммунальное хозяйство" назначены: ответственным за организацию работы по обращению с опасными отходами по предприятию инженер по охране труда Сироткина Г.А., ответственным за организацию по обращению с опасными отходами - сбор, прием, размещение отходов на полигоне ТБО мастер участка санитарной очистки Дасаева Г.А.; закреплены ответственными за сбор и накопление, перемещение, размещение, обезвреживание, использование отходов на местах по подразделениям: по транспортному цеху - заведующий гаражом Зайнуллин Р.К., по участку ритуальных услуг - начальник участка Васильева И.Ф., за прием и размещение отходов на полигоне ТБО - мастер участка санитарной очистки Дасаева Г.А.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года N 511 утверждены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды.
Пунктом 2 указанных критериев в зависимости от степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду установлены пять классов опасности: 1 класс - чрезвычайно опасные, 2 класс - высокоопасные, 3 класс - умеренно опасные, 4 класс - малоопасные, 5 класс - практически не опасные.
В соответствии с документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (т.2, л.д.13-17), разработанным предприятием, от деятельности МУП "Каменское ЖКХ" образуются отходы 1 - 5 классов опасности. Так, в транспортном цехе (ответственный по приказу N 53 от 22 апреля 2009 заведующий гаражом Зайнуллин Р.К.) осуществляется деятельность по обращению с опасными отходами второго класса -аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с неслитым электролитом, третьего класса опасности - масла отработанные моторные и трансмиссионные, остатки дизельного топлива, потерявшие потребительские свойства, фильтры, пропитанные нефтепродуктами, четвертого класса опасности - обтирочный материал, загрязненный маслами, осадок промывочной жидкости, покрышки отработанные.
По участку ритуальных услуг (ответственный по приказу N 53 от 22 апреля 2009 года начальник участка Васильева И.Ф.) осуществляется деятельность по обращению с опасными отходами четвертого класса опасности - мусор от бытовых помещений организаций несортированный, пятого класса опасности - отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы сучьев, ветвей от лесоразработок.
При этом документ о профессиональной подготовке, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами, имеется только у Дасаевой Г.А. и Сироткиной Г.А. (т.1, л.д.31-34, т.2, л.д.120-121). Документы о наличии соответствующей профессиональной подготовки у заведующего гаражом Зайнуллина Р.К. и начальника участка Васильевой И.Ф. не представлены ни в ходе проверки, ни в ходе судебного разбирательства.
В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно признал законным пункт 2 оспариваемого предписания, обязывающий работников юридического лица, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов пройти профессиональную подготовку, подтвердить свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
Приведенные заявителем доводы о том, что он собственником переданного ему в безвозмездное пользование имущества не является, в связи с чем не должен обустраивать полигон ТБО в соответствии с требованиями проекта, а потому требования ответчика в предписании являются не исполнимыми, правомерно отклонены судом.
Средне-Волжское управление Ростехнадзора, являясь контролирующим органом, осуществило проверку соблюдения заявителем как лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Выявив нарушения лицензионных требований и условий, Средне-Волжское управление Ростехнадзора выдало заявителю предписание, направленное на устранение обнаруженных нарушений.
Проектом полигона твердых бытовых отходов в г.Каменка Пензенской области для складирования ТБО предусмотрено строительство 14 траншей первой очереди, 13 траншей второй очереди (т.1, л.д.104). Актом госкомиссии N 25 от 20 ноября 2001 года, утвержденным постановлением главы местного самоуправления города Каменки Пензенской области N 1440 от 30 ноября 2001 года (т.1, л.д.136), разрешена эксплуатация законченного строительством полигона ТБО г. Каменка (первой очереди) объемом 10717 куб. м. Две траншеи объемом 10717 куб.м переданы заявителю по договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 11 апреля 2008 года. Они эксплуатируются заявителем при осуществлении деятельности с момента получения лицензии.
Как пояснил в судебном заседании представитель Средне-Волжского управления Ростехнадзора, принимавший участие в проведении проверки, указанные траншеи заполнены, новые не разработаны, поэтому в нарушение лицензионных требований захоронение ТБО осуществляется навалом, мониторинг окружающей среды, в том числе грунтовых вод, не производится.
В судебном заседании представитель третьего лица - администрации Каменского района Пензенской области - пояснил, что строительство полигона не ведется ввиду отсутствия денежных средств.
Оспариваемое предписание устанавливает обязанность предприятия не достроить полигон в соответствии с проектом, как считает заявитель, а обязанность предприятия устранить выявленные нарушения и создать условия, обеспечивающие соблюдение лицензионных требований при осуществлении деятельности, связанной с опасными отходами. При этом ссылка Средне-Волжского управления Ростехнадзора на проект полигона ТБО в г. Каменка Пензенской области обусловлена тем, что именно в этом документе определен способ захоронения ТБО (траншейный), содержатся технические характеристики объекта, местности, где он расположен, в том числе уровень залегания грунтовых вод.
Довод заявителя о том, что в соответствии с договором безвозмездного пользования от 11 апреля 2008 года ему в безвозмездное пользование передан не полигон в целом как объект захоронения ТБО, а лишь отдельное имущество, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным.
Перечисленное в договоре от 11 апреля 2008 года (т.1, л.д.76-81) имущество составляет имущество полигона ТБО, расположено по адресу полигона: в 3,1 км юго-западнее администрации Первомайского сельсовета. Факт эксплуатации заявителем именно полигона вытекает и из документации предприятия. Так, приказом от 22 апреля 2009 года N 53 мастер участка санитарной очистки Дасаева Г.А. назначена ответственным за сбор, прием, размещение отходов на полигоне ТБО.
Ссылка заявителя на акт от 16 сентября 2009 года N 003114 проверки МУП "Каменское ЖКХ", проведенной в сентябре 2009 года Управлением Росприроднадзора по Пензенской области, отклонена судом первой инстанции обоснованно, поскольку данный документ не имеет отношения к проверке, по результатам которой выдано оспариваемое предписание.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии оспариваемого предписания законодательству.
Ссылка в апелляционной жалобе на отбор проб в ненадлежащем порядке не принимается, поскольку не опровергает законности выводов суда первой инстанции о нарушениях порядка осуществления лицензируемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировки, размещению опасных отходов. Взятие проб из канавы на границе (юго-запад) с территорией полигона и проведение анализа сточной воды не связано с выводом о влиянии на грунтовые воды. Данные обстоятельства приведены в подтверждение довода Средне-Волжского управления Ростехнадзора о привнесении загрязнений в окружающую среды. В этой связи нормы о порядке проведения контроля за загрязнением грунтовых вод, на которые ссылается заявитель, применению не подлежат.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 18 ноября 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплаты госпошлины относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 18 ноября 2009 года по делу N А49-8506/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Каменское жилищно-коммунальное хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-8506/2009
Истец: МУП "Каменское ЖКХ", МУП "Каменское жилищно-коммунальное хозяйство"
Ответчик: Ответчики, Средне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Пензенской области
Третье лицо: Третьи лица, Администрация Каменского района Пензенской области
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2010 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12081/2009