г. Пермь |
|
|
N 17АП-3597/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.
при участии:
от истца ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ : Кожевникова Ю.Д. - представитель по доверенности от 30.06.2009г.,
от ответчика Отдел по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи администрации г. Кизела: не явились, извещены надлежащим образом;
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (истца по делу)
на решение Арбитражного суда Пермского края от 25 февраля 2010 года
по делу N А50-1895/2010, принятое судьей Байдиной И.В.
по иску ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
к Отделу по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи администрации г. Кизела
о взыскании финансовой санкции в размере 5 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с Отдела по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи администрации г.Кизела Пермской области (далее по тексту - отдел) финансовой санкции в сумме 5 000 руб. за непредставление расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования за 1 квартал 2009 года.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25 февраля 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (истец по делу), не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что фондом не допущено существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов проверки, поскольку страхователю была предоставлена возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки, путем направления уведомления от 03.06.2009г. N 63051/16у с указанием места и времени рассмотрения.
Отдел по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи администрации г. Кизела (ответчик по делу) письменного отзыва на доводы апелляционной жалобы не представил, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил. На основании ст.ст.156,266 АПК РФ жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Государственным учреждением - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ проведена камеральная проверка Отдела по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи администрации г. Кизела расчетной ведомости по средствам ФСС РФ за 1 квартал 2009 г.
По результатам проверки составлен акт камеральной проверки N 63051/16у/235 от 03.06.2009г. (л.д.13-14) и вынесено решение N 63051/16у/235 от 15.07.2009г., о привлечении к ответственности Отдел по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи администрации г. Кизела, предусмотренной п. 1 ст. 19 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" N 125-ФЗ от 24.07.1998, в виде штрафа в размере 5 000 руб. (л.д.18-19).
Поскольку штраф в добровольном порядке не уплачен, учреждение обратилось в суд о взыскании финансовой санкции.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что поскольку расчетная ведомость за 1 квартал 2009 г. не была представлена, следовательно, правовые основания для проведения камеральной проверки отсутствовали; при вынесении решения нарушены существенные условия процедуры привлечения к ответственности.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда первой инстанции, указывает, что фондом не допущено существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов проверки, поскольку страхователю была предоставлена возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки, путем направления уведомления от 03.06.2009г. N 63051/16у с указанием места и времени рассмотрения, а проведение камеральной проверки без представления расчетной ведомости, является законным и обоснованным.
Данный вывод исследован судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению в силу следующего.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлена обязанность страхователя вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон) страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, установленной страховщиком.
Согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 19 Закона нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей, а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере пяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Фонд социального страхования Российской Федерации является участником правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В силу абзаца 7 пункта 1 статьи 19 Закона привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации, для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
На основании статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Согласно статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Абзацем 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что необходимым условием для проведения камеральной налоговой проверки является представление страхователем в отделение фонда расчетной ведомости за соответствующий налоговый период и иных документов, подтверждающих содержащиеся в ведомости сведения.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Отделом по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи администрации г. Кизела не представлена в установленный срок расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за 1 квартал 2009 года.
Между тем, в отсутствие факта подачи расчетной ведомости, заявитель не имел правовых оснований для проведения камеральной проверки, поскольку фактически нарушение выявлено им в результате проведения иных контрольных мероприятий.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение о взыскании с отдела штрафа в размере 5 000 руб., принятое по результатам проведенной камеральной проверки, является несоответствующим требованиям действующего законодательства.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.06.2007 N 1580/07, N 2662/07.
В соответствии со ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение (п. 1). Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом.
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя.
О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно.
Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, либо об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
На основании п. 12 ст. 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и(или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Как следует из материалов дела и обоснованно установлено судом первой инстанции, акт проверки от 03.06.2009г. N 63051/16у/235 направлен учреждением в адрес отдела вместе с уведомлением, согласно которому рассмотрение материалов проверки (акта от 03.06.2009 N 63051/16у/) состоится 02.07.2009 с 10 час. 00 мин. до 12 час.30 мин.(л.д.15).
Однако факт уклонения лица от получения акта не зафиксирован в акте (пункт 4 статьи 101.4 НК РФ).
Доказательства получения отделом акта проверки от 03.06.2009 N 63051/16у/235 и уведомления о рассмотрении материалов проверки, в нарушение ст. 65 АПК РФ, в материалы дела не представлены.
Представленный заявителем реестр почтовых отправлений от 04.06.2009 (л.д.16-17), суд первой инстанции обоснованно расценил ненадлежащим доказательством соответствующего юридически значимого обстоятельства, поскольку сам по себе этот документ не является безусловным доказательством того, что по нему было отправлено именно уведомление, содержанием которого являлась бы информация о дате и времени рассмотрения материалов проверки.
Кроме того, согласно представленной в материалы судебного дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц Отдел по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи администрации г.Кизела Пермской области находится в стадии ликвидации(л.д.25). Ликвидатором назначен Гребнев Э.А., проживающий по адресу г. Кизел, ул. Швейников, квартал 30, дом 29.
В соответствии с п.1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Учреждение вправе обратиться с соответствующим требованием к ликвидационной комиссии должника-налогоплательщика.
В нарушение ст. 65 АПК РФ, учреждением в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих, что уведомление на рассмотрение материалов камеральной проверки и акт камеральной проверки N 63051/16у/235 от 03.06.2009г. были направлены в адрес ликвидатора.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что страховщик, не известив отдел о времени и месте рассмотрения материалов проверки, лишил страхователя возможности участвовать в их рассмотрении и давать объяснения. Доказательств уклонения отдела от получения акта проверки и уведомления суду не представлено, следовательно, учреждением нарушены существенные условия процедуры привлечения страхователя к ответственности, что является основанием для признания решения N 63051/16у/235 от 15.07.2009г. о привлечении к ответственности Отдел по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи администрации г. Кизела, предусмотренной п. 1 ст. 19 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" N 125-ФЗ от 24.07.1998, в виде штрафа в размере 5 000 руб. незаконным и отказе во взыскании штрафной санкции.
На основании изложенного решение суда от 25 февраля 2010 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 февраля 2010 года по делу N А50-1895/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-1895/2010
Истец: ГУ - ПРО ФСС РФ
Ответчик: Ответчики, Отдел по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи администрации г. Кизела
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3597/2010