Важный знак
Вместе с праздничной атмосферой Новый год приносит в каждую компанию такую проблему, как выбор корпоративных подарков. У этого казалось бы приятного атрибута есть существенный минус - формула идеального подарка до сих пор не открыта, но требования к нему с каждым годом растут.
По обе стороны
Корпоративные подарки можно разделить на два типа - внутренние, то есть для сотрудников компании, и внешние, для клиентов и партнеров. Значимость двух этих категорий абсолютно равносильна. Удачно подобранный новогодний сувенир может улучшить корпоративный климат, укрепить отношения с клиентами и партнерами. А нелепый, наоборот, - свести на нет усилия, потраченные в течение года. "Корпоративный подарок - это знак не только внимания, но и уважения, важности сотрудничества. Делая подарок, компания подчеркивает значимость существующих отношений, дает вместе с ним обещание или выказывает надежду на дальнейшую работу", - объясняет специалист отдела маркетинга компании LeFutur Ирина Кудряшова. "С детства подарок ассоциируется у нас с вниманием, заботой, хорошим настроением. Позже - это еще и признание заслуг. Поэтому корпоративный сувенир - это один из механизмов работы с персоналом. Не глобальный, но прикладной и действенный метод", - добавляет исполнительный директор компании Team Systems Ксения Кантеева.
Оригинальность и польза
Рецепт удачного новогоднего подарка с виду прост: красивый дизайн, функциональность, побольше оригинальности и поменьше стандартов. Если не забыть ни про один из ингредиентов и правильно соблюсти все пропорции, презент станет источником отличных эмоций и запомнится надолго. Как отмечает Ирина Кудряшова, главное отличие оригинального подарка в том, что его не "поставят в чулан", а будут использовать, показывать окружающим, заберут домой. К сожалению, сделать именно такой презент удается не всем и не всегда. "Спустя десятилетия, с тех пор как на российском рынке начала развиваться традиция делового подарка, большинство компаний все еще не свернули с простого и скучного пути: сувенирная продукция со своим логотипом, однотипные календари, еженедельники. В итоге получается так, что у человека скапливаются десятки ежедневников с эмблемами всех партнеров, а календарей хватает для того, чтобы обклеить стены всего офиса. Из-за этого функциональный по сути предмет превращается в безделицу, захламляющую пространство. И так - из года в год", - рассуждает Ирина Кудряшова. Генеральный директор агентства "Events. События и коммуникации" Марина Гусева сравнивает новогодние поздравления с фигурным катанием: "Соревнования фигуристов состоят из обязательной программы и произвольной. Также и с подарками: типичные сувениры с логотипом относятся к обязательной программе. Они, безусловно, нужны и полезны, но для того чтобы выделиться, нельзя обойтись без произвольной части выступления". Рассуждая об "обязательном минимуме", Марина Гусева отмечает, что такие презенты, как канцелярские предметы или брелки с логотипом компании, хоть и довольно банальные, но все же полезные вещи - ведь так или иначе работа многих людей требует всевозможных записей, а обходиться без ключей и вовсе не удается никому. "Но тут нужно понимать, кому вы преподносите такой подарок. Блокнотом и ручкой, украшенными названием организации, можно порадовать представителей небольших компаний, в которых не принято заказывать аналогичную продукцию для себя. Но для сотрудников крупных корпораций такой подарок нелогичен и бесполезен - у них есть такие же предметы с собственным логотипом и они не станут использовать подарок как минимум из чувства корпоративного стиля. На мой взгляд, именные письменные принадлежности и сувениры целесообразней всего дарить собственным сотрудникам. Тогда они смогут пользоваться этими подарками во время внешних встреч", - объясняет она. В качестве примера "произвольной программы" Гусева приводит опыт одного из своих заказчиков - телекомпании "Вид". "Телеканал заказывал у нас подарки для своих партнеров - обычные кружки. Это хоть и полезный, но банальный предмет. Если бы не одно "но" - на кружках были нарисованы шаржи популярных телеведущих. Таким образом, подарок из типичного превратился в оригинальный. Для своих сотрудников компания выбрала тоже банальный на первый взгляд подарок - ежедневник. Но в них, опять же, оказалось оригинальное содержание - на страницах, помимо даты и дня недели, были указаны именины сотрудников. Благодаря такому подарку все работники компании узнали о днях рождения друг друга".
Директор по маркетингу компании HeadHunter Ольга Бруковская подчеркивает, что в современном мире корпоративный подарок выполняет несколько функций: это не только необходимый элемент выстраивания хороших отношений с клиентами, партнерами и собственными сотрудниками, но и маркетинговый инструмент. "Если подарок оригинален, обращает на себя внимание и вызывает обсуждения, то он превращается в эффективный рекламный носитель, - говорит она и приводит в пример собственный опыт. - На прошлый Новый год компания HeadHunter дарила клиентам настольные игры "Охотники за головами". Правила мы придумали сами: игроки должны перемещаться по клеткам и "нанимать" сотрудников разного уровня. Подарок оказался очень интересным и оригинальным, в течение нескольких месяцев мы получили множество восторженных отзывов".
Ирина Кудряшова считает, что в оптимальном варианте подарок должен быть одновременно нестандартным и полезным: "Везде важна золотая середина. Нельзя дарить просто функциональную вещь, не имеющую никакого заметного отличия, но и уходить лишь в оригинальность не стоит. Что касается нашей компании, то мы дарим товары собственной сети, совмещающие в себе оригинальность и функциональность. При выборе подарков партнерам мы руководствуемся принципом выбора таких вещей, которые не затеряются на фоне подарков других партнеров. Обычный наш выбор - небольшие по формату, функциональные и необычные предметы, которыми можно пользоваться в офисе или дома".
Ксения Кантеева обращает внимание на еще одно важное условие хорошего подарка - качество. "Мы никогда не покупаем подарки на рынках и в сомнительных местах. Лучше пусть это будет носовой платок, но качественный, чем трехметровая шаль, пахнущая дешевой краской и из которой вылезает бахрома. Последний вариант это уже не подарок, а оскорбление", - уверена она. И конечно, удовольствие и радость от подарка вдвойне усиливает понимание, что эта вещь выбрана специально для того, кому подарена. "В нашей компании при выборе новогодних подарков и вообще подарков в принципе всегда придерживаются принципа адресности. То есть мы стараемся преподносить либо именной подарок - например, это может быть футболка с именем или "ником" сотрудника - либо вещь, интересная конкретному человеку, например качественный рюкзак, туристическая посуда и так далее", - рассказывает Ксения Кантеева.
Кстати, адресность подарка означает и соблюдение правила, согласно которому внешняя ценность презента пропорциональна ценности, которую имеет одариваемый для дарителя. "Не зря существуют подарки разного уровня - это своеобразный термометр взаимоотношений, важности клиента или сотрудника для компании. Таким образом, статус одариваемого накладывает отпечаток на сувенир. Невозможно подарить президенту компании и его секретарю одинаковые вещи. Они должны отличаться по стоимости, значимости, приложенной ценности. Возможно - по размеру. Например, компании, которые дарят цветы или шоколад, могут преподнести огромные букеты или шоколадные наборы руководству и ограничиться изящными маленькими букетами для сотрудников ресепшена", - объясняет Ирина Кудряшова.
Внешние проявления
Правило "содержимое важнее оболочки" при дарении подарков практически не действует. То как, в чем и кем преподнесен подарок, имеет ничуть не меньшее значение, чем сам презент.
Марина Гусева обращает внимание на важность упаковки подарка: "На мой взгляд, помимо того, что упаковка должна быть красивой, она также должна нести в себе напоминание о компании. Как я уже говорила, часто логотип на самом подарке может помешать использовать предмет по назначению. Но вот имя компании на упаковке - это всегда и важно, и уместно. Кроме того, я считаю, что в подарок должна быть вложена визитка от компании-дарителя". Процесс вручения - тоже важная часть поздравления. "Самое главное - правильно делать подарки, чтобы значение поздравления не стало негативным. Например, формальная безадресная раздача может испортить смысл самого оригинального презента. Ведь люди по-разному относятся к таким важным мелочам - кто-то улыбнется и забудет, а у кого-то надолго останется неприятный осадок. Поэтому снова подчеркну значимость адресности. С одной стороны, если в компании работают 2000 сотрудников, то даже открытку каждому сложно подписать. Но с другой - ведь наверняка в столь огромном штате можно найти ресурсы и для этого. А уж организовать именно вручение, а не "раздачу" подарков можно при любом количестве человек. Пусть даже для этого понадобится помощь аниматоров", - отмечает Ксения Кантеева.
Еще один немаловажный момент - развоз подарков по многочисленным адресам. В предновогодней суете наиболее удобный вариант - воспользоваться услугами курьера. Но в ряде случаев не лишним будет потратить на это время более статусных представителей компании. "У меня есть клиенты - руководители компаний, которые наиболее важным партнерам развозят подарки исключительно сами. Тут важно понимать, что поздравление с Новым годом - это также возможность напомнить о себе, пообщаться в неформальной обстановке", - объясняет Марина Гусева.
Разумная экономия
Новый год - время не просто подарков, а большого количества подарков. Иногда, для того чтобы порадовать всех сотрудников, клиентов и партнеров, приходится идти на более чем значительные траты. Естественно, что при этом не может не возникнуть естественного желания сэкономить. Вопрос только в том, стоит ли это делать? По мнению Ирины Кудряшовой, в данном случае так же важно придерживаться "золотой середины", как и в выборе между функциональностью и оригинальностью подарка. "Экономить на людях, которые приносят вам доход, не более разумно, чем выбрасывать неоправданно большие средства на эти подарки. Дешевый, "серый" подарок, собственная рекламно-сувенирная продукция подчеркнут, что сотрудник или партнер безразличен руководству. Но и неоправданно дорогой презент заставит задуматься, не является ли он своеобразной взяткой. Главное в подарке сотрудникам или клиентам не дороговизна, а ощущение, что подарок выбирали, думая об одариваемой стороне", - рассуждает она.
Ольга Бруковская считает, что стоимость подарков не должна быть велика. "Подарки должны быть оригинальными и при этом недорогими. Зачастую лучше подарить просто красивую и нестандартную открытку, чем отправлять дорогие, но безликие подарки. Единственное, на чем не стоит экономить, - это дизайн. Разослав тысяче клиентов некрасиво оформленные сувениры, вы скорее навредите своей компании", - советует она.
Мнение о том, что дизайн может стать единственной существенной графой расходов запоминающегося подарка, разделяет и Марина Гусева. "Например, мы однажды на Новый год дарили всем нашим партнерам и клиентам бумеранг. Точнее его маленькую модель из бумаги, которую вкладывали в открытки вместе с инструкцией по сборке и применению. На самом бумеранге была надпись "Все хорошее возвращается". Подарок был очень простой, но многие нас искренне благодарили и с восторгом рассказывали, как научились запускать игрушку", - делится она своим опытом.
"Точно не стоит тратить на подарок слишком большие деньги, поскольку все же сувенир - это индивидуальная вещь и каждому угодить, как ни старайся, не получится. Даже если вы выберете в качестве презента дорогой автомобиль, кому-то не понравится цвет. Лучше сделать символические подарки и оставить средства на то, чтобы процедура дарения стала пусть маленьким, но теплым и важным событием. Или включить эту часть в корпоративное празднование Нового года. Поскольку подарок - это в первую очередь настроение. Настроение приближающегося праздника", - уверена Ксения Кантеева.
Е. Бабкова
"Кадровый менеджмент", N 9, декабрь-январь 2006-2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровый менеджмент"
Издатель: ООО "Бизнес Медиа Коммуникации".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-15494 от 20.05.2003
Адрес: 119017, Москва, М. Толмачевский пер., 1
Телефон для оформления подписки: (495) 101-3676
Телефон для связи с редакцией: (495) 933-5445, 105-7743
E-mail: info@hr.ru (с пометкой "Письмо в редакцию")
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 82129;
- по каталогу "Пресса России" - 87811