Ограничения прав лиц, изменивших половую принадлежность
В 1953 г. Г. Бенджамин (Н. Benjamin) описал с научной точки зрения патологическое состояние личности, заключающееся в полярном расхождении биологического и гражданского пола с одной стороны - с полом психическим с другой стороны. Для определения этого явления был предложен термин транссексуализм. В международной практике транссексуализм признается условием, требующим лечения - с тем чтобы облегчить состояние человека, включая необратимую операцию.
Хотя указанное заболевание официально включено в Международную классификацию болезней, травм и причин смерти, в России оно практически не изучалось. Прогресс в области медицины сделал возможным путем гормонального и хирургического лечения изменение половой принадлежности. Первая операция по смене пола в Советском Союзе была произведена в 1970 г. в Риге в НИИ травматологии и ортопедии. На Западе официальные данные о подобной операции были обнародованы в 1952 г., американец Джордж Йоргансен сменил мужской пол на женский. В настоящее время аналогичные операции проводятся по всему миру. В связи с этим актуальным представляется вопрос, связанный с правовым статусом лиц, перенесших такую операцию, и ограничением их прав.
В настоящее время стали приниматься законы, регулирующие правовой статус транссексуалов. Так, например, в 2006 г. в Испании был принят Закон о половой идентичности, в Германии действует Закон "О транссексуалах", в июне 2005 г. Министерством здравоохранения Республики Беларусь была утверждена Инструкция о порядке изменения, коррекции половой принадлежности.
В Российской Федерации отсутствуют нормативные акты о порядке проведения подобных операций и правовом положении транссексуалов, хотя 06.08.1999 г. Министерство здравоохранения РФ утвердило клиническое руководство "Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств", в котором определило критерии диагноза транссексуализма, условия лечения и принципы терапии. Несмотря на то, что правовой статус транссексуалов в некоторых странах получает законодательное определение, в Европейский Суд поступают заявления от лиц, изменивших половую принадлежность, в связи с ограничениями их прав, гарантированных государством в области гражданских, семейных, трудовых правоотношений*(1).
Половая принадлежность, без сомнения, относится к числу основополагающих критериев, определяющих правовой статус человека. После операций по смене пола возникают сложные правовые ситуации, связанные с внесением изменений в акты гражданского состояния, возможностью выбора другого имени, конфиденциальностью документов и сведений о смене пола, правом вступать в брак и правовым положением зарегистрированного брака, происхождением детей и др.
Одно из оснований ограничений в правах транссексуалов связано с отказом государственных органов вносить изменения в акты гражданского состояния. Проблема заключается в том, что целью записи актов гражданского состояния является фиксация действия граждан или события, влияющего на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующих правовое состояние граждан.
К примеру, в соответствии со ст. 14 ФЗ "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 г. (далее "Закон"), основанием для государственной регистрации рождения ребенка являются установленные законом документы, в которых лицо, присутствующее при родах, засвидетельствовало пол родившегося ребенка. Пол ребенка вносится в запись акта о рождении. В связи с этим важно понимать, что изменение пола в акте гражданского состояния должно быть не изменением первоначальной записи как следствие ошибки, а констатацией пола заявителя на момент подачи заявления. Согласно ст. 70 Закона в России возможно вносить изменения в акты гражданского состояния на основании документа установленной формы об изменении пола, выданного медицинской организацией; в том числе лицо, перенесшее операцию, имеет право внести изменение в запись акта о перемене имени.
В настоящее время установленной формы документа об изменении пола не существует. Решением этой проблемы является внесение изменений в записи актов гражданского состояния на основании решения суда (ст. 69 Закона). Изменение имени транссексуала, в соответствии со ст. 19 ГК РФ, не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Таким образом, гарантируется право на изменения любых документов, в которых присутствует указание имени и пола (паспорт, водительское удостоверение, диплом об образовании и др.).
После внесения изменений в записи актов гражданского состояния, ограничения прав лиц, изменивших половую принадлежность, и их родственников не устраняются. Указанные лица продолжают существовать, но многие права, обусловленные половой принадлежностью изменяются или утрачивают силу. Например, опекун несовершеннолетнего ребенка подает иск об установлении факта признания отцовства. Но на момент подачи иска лицо, зачавшее ребенка, сделало операцию по изменению пола, и в документы о его гражданском состоянии были внесены изменения. Таким образом, истец требует признать отцом женщину, что представляется, по крайней мере, нелогичным.
В результате такого правового казуса ребенок теряет как неимущественные права (жить и воспитываться в семье, право на заботу родителей, право на совместное с ними проживание), так и права имущественного характера (право на алименты и наследство по закону).
Само лицо, изменившее пол, также ограничивается в имущественных и неимущественных правах в отношении своего ребенка, так как в свидетельстве о рождении ребенка указываются данные родителей - отца и матери. Со сменой пола родитель теряет правовой статус отца или матери ребенка и не может приобрести противоположного статуса (соответственно матери или отца) в связи с тем, что у ребенка не может быть двух отцов или двух матерей, хотя биологически он остается родителем ребенка. Обозначенных ограничений в правах, гарантированных семейным законодательством, можно было бы частично избежать путем замены в актах гражданского состояния и нормативно-правовых актах государства терминов "отец" и "мать" понятиями "родитель", "родители".
Одной из областей жизни, где пол оказывает основное значение, является заключение брака. Вопрос о возможности заключения однополых браков активно обсуждается мировой общественностью. Ст. 12 Европейской конвенции по правам человека устанавливает возможность заключения браков между лицами противоположного пола - мужчиной и женщиной.
Это же положение отражено в ст. 12 Семейного кодекса РФ. В последние годы расхождения между государствами - членами Совета Европы в их отношениях к брачным союзам транссексуалов постепенно сглаживаются, и большинство стран признает такие браки. Бесспорно, на развитие законодательства в таком направлении большое влияние оказала практика Европейского Суда по правам человека. Браки транссексуалов разрешаются в Китае, Индии и др. странах.
В России нет официального толкования положения закона о вступлении в брак лиц, перенесших операцию по смене пола, и положения о том, является ли смена пола основанием для расторжения брака. При этом согласно логике российского законодательства (статья 27 и статья 12 Семейного кодекса РФ), после изменения пола одного из супругов брак будет признан недействительным.
Аналогичное дело рассматривалось австрийским судом, где однополые браки также запрещены: после операции по смене пола заявитель обратился к властям с просьбой изменить данные пола в официальном реестре рождений с мужского на женский. Министерство внутренних дел отказалось это сделать на том основании, что заявитель состоял в браке. Признание нового пола означало бы признание однополой природы его союза. Заявитель подал жалобу в Конституционный суд страны, который отменил решение Министерства внутренних дел. Суд постановил, что в перерегистрации рождения, необходимой для изменений в паспорте и других документах, не может быть отказано в силу одного лишь факта наличия брачных отношений. В результате решения австрийского суда возникла беспрецедентная для Австрии ситуация брака между двумя женщинами.
Ограничения прав лиц, изменивших пол, возникают и в области правоотношений по социальному обеспечению. Так, например, в Британии гражданское состояние является понятием, связанным с правопорядком, и в отношении фиксирующих его актов действует презумпция их точности. Поэтому Британия не предусматривает возможности изменения пола в свидетельстве о рождении. Сара Ричарде родилась мужского пола в 1942 г. В 2001 г. она сделала операцию по смене пола. По достижении ею пенсионного возраста для женщин - 60 лет - британские власти и суды отказали ей в предоставлении этого права на основании того, что в акте гражданского состояния пол заявителя был мужским, а пенсионный возраст для мужчин начинается в 65 лет. Ричарде обжаловала решение национальных судов. В апреле 2006 г. Высший суд Европейского Союза удовлетворил ее требование.
Проблема транссексуализма имеет неоднозначную моральную и социальную оценку. В XX-XXI веках медицинская наука достигла больших успехов в области использования гормональных препаратов и пластической хирургии, что позволяет совершать операции по изменению половой принадлежности. При этом правовые последствия хирургического вмешательства требуют обдуманных и аргументированных решений.
Тем не менее, на сегодняшний день существует множество ограничений прав транссексуалов, часто оказывающихся неправомерными и дискриминационными. В демократических государствах, где права и свободы человека независимо от его половой принадлежности являются высшей ценностью, разрешение обозначенной проблемы является необходимым.
А.А. Горина,
начальник корпоративного отдела ООО "ПО "Нефтегазовые системы"
"Российская юстиция", N 1, январь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См., например, Судебное решение Комиссии по правам человека от 25.03.1992 г. Б. против Франции, Постановление Европейского Суда по правам человека от 12.03.2002 г. Ван Кюк против Германии, Постановление Европейского Суда по правам человека от 11.07.2002 г. Кристина Гудвин против Соединенного Королевства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ограничения прав лиц, изменивших половую принадлежность
Автор
А.А. Горина - начальник корпоративного отдела ООО "ПО "Нефтегазовые системы"
"Российская юстиция", 2007, N 1