город Ростов-на-Дону |
дело N А53-11652/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Барановой Ю.И., Ехлаковой С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Войновым А.В.
при участии:
от истца - представитель Хомякова А.В. по доверенности от 25.12.2009, паспорт 9103 N 331882;
от ответчика - представитель Раевская Е.В. по доверенности N 1 от 12.01.2010, паспорт 6004 N 437397;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Гуковпогрузтранс"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2010
по делу N А53-11652/2009
по иску - ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога"
к ответчику - ЗАО "Гуковпогрузтранс"
о взыскании платы за пользование вагонами, процентов за пользование чужими денежными средствами и штрафа за задержку вагонов
принятое в составе судьи Брагиной О.М.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - Северо-Кавказской железной дороги обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к закрытому акционерному обществу "Гуковпогрузтранс" о взыскании платы за пользование вагонами, штрафа и процентов за пользование чужими денежными средствами в общей сумме 5437273 руб. 63 коп.
Решением от 11.03.2010 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 1613635 руб. 65 коп., в том числе 799963 руб. 51 коп. платы за пользование вагонами, 13672 руб. 14 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами и 800000 рублей штрафа. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Решение мотивировано тем, что ответчиком не произведена оплата за пользование вагонами. В связи с неисполнением обязанности по оплате, к ответчику применена ответственность, предусмотренная статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поскольку ответчиком допущена задержка вагонов под погрузкой - выгрузкой в период с 27.11.2008 по 30.01.2009 в соответствии со статьей 100 Устава железнодорожного транспорта с ответчика подлежит взысканию штраф. При определении размера штрафа суд на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшил его размер.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что доказательства наличия права собственности перевозчика на вагоны не представлены. Представленные истцом ведомости подачи и уборки вагонов, акты общей формы не являются допустимыми доказательствами, так как составлены с нарушением установленных требований. По мнению заявителя, основание для взыскания платы за пользование вагонами отсутствует. Задержка вагонов под погрузкой-выгрузкой не оформлена актом общей формы. Договором взыскание платы за задержку вагонов не предусмотрено. Заявитель также указал на то, что суточный вагонооборот не подтвержден.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика жалобу поддержал.
Представитель истца доводы жалобы отклонил как несостоятельные.
Истцом заявлен отказ от требований в части взыскания задолженности в размере 799963 руб. 51 коп.
Рассмотрев заявление об отказе от иска, апелляционная коллегия считает, что оно подлежит удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Заявление об отказе от иска подписано представителем ОАО "Российские железные дороги" Хомяковой А.В. по доверенности N НЮ-10/864 от 25.12.2009.
Оценив правомерность отказа от иска в соответствии с требованиями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив полномочия лица, заявившего ходатайство об отказе от иска, суд не усматривает процессуальных препятствий к принятию отказа, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом. По смыслу части 3 статьи 266 Кодекса указанное правило применяется в апелляционной инстанции, ввиду чего исходя из положений статьи 269 Кодекса, определяющей полномочия арбитражного суда апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части взыскания платы за пользование вагонами в размере 799963 руб. 51 коп., производство по делу в данной части - прекращению.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае прекращения производства по делу арбитражным судом уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
Поскольку заявление от отказе от части исковых требований обоснованно уплатой суммы задолженности при рассмотрении дела в суде первой инстанции, что фактически означает признание обоснованности заявленных требований, пошлина подлежит возмещению за счет ответчика.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит изменению с учетом заявленного отказа от исковых требований.
Как видно из материалов дела, 28.11.2005 между сторонами заключен договор N 115/9 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Гуковпогрузтранс" при станции Гуково Северо-Кавказской железной дороги (т. 1 л.д. 10 - 14), в соответствии с которым осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования на праве аренды (договор аренды недвижимого имущества N 78-ГТП от 01.12.2005, заключенный между арендодателем - ЗАО "Транс-Сервис" и арендатором - ЗАО "Гуковпогрузтранс"), примыкающего к станции Гуково Северо-Кавказской железной дороги через стрелку N 37 к нечетной горловине и стрелкой N 10 к четной горловине станции, локомотивом ЗАО "Гуковпогрузтранс" (владелец).
В пункте 9 договора стороны определили, что с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются в количестве не менее 45 вагонов, при недостатке на подъездном пути вагонов для формирования установленной группы допускается возврат меньшего количества вагонов.
Согласно пункту 20 договора владелец уплачивает ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) за пользование вагонами, контейнерами федерального железнодорожного транспорта в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами, контейнерами железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2) с учетом коэффициентов, действующих на момент оказания услуг. За несвоевременное внесение причитающихся перевозчику платежей и сборов владелец несет ответственность в соответствии с действующим законодательством (пункт 21 договора).
В пункте 27 договора стороны определили, что по вопросам, не предусмотренным настоящим договором, стороны руководствуются федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и другими нормативными актами Российской Федерации.
Во исполнение названного договора в период с 27.11.2008 по 30.01.2009 перевозчик предоставлял владельцу пути необщего пользования вагоны, что отражено в ведомостях подачи и уборки вагонов N 015020 (т. 1 л.д. 16 - 19), N 022038 (т. 1 л.д. 21 - 25), N 021037 (т. 1 л.д. 27 - 28), N 021036 (т. 1 л.д. 30 - 32), N 021035 (т. 1 л.д. 34 - 36), N 021034 (т. 1 л.д. 38 - 41), N 016032 (т. 1 л.д. 43 - 45), N 016031 (т. 1 л.д. 47 - 51), N 016030 (т. 1 л.д. 53 - 58), N 016029 (т. 1 л.д. 60 - 63), N 016028 (т. 1 л.д. 65 - 71), N 015027 (т. 1 л.д. 73 - 75), N 015025 (т. 1 л.д. 77 - 86), N015023 (т. 1 л.д. 88 - 92), N 015022 (т. 1 л.д. 94 - 99), при этом владельцем пути необщего пользования допущена задержка вагонов.
Ведомости подачи и уборки вагонов владельцем не подписаны, о чем перевозчиком составлены акты общей формы N 24 от 30.01.2009 (т. 1 л.д. 15), N 38 от 30.01.2009 (т. 1 л.д. 20), N 37 от 30.01.2009 (т. 1 л.д. 26), N 36 от 30.01.2009 (т. 1 л.д. 29), N 35 от 30.01.2009 (т. 1 л.д. 33), N 34 от 30.01.2009 (т. 1 л.д. 37), N 33 от 30.01.2009 (т. 1 л.д. 42), N 32 от 30.01.2009 (т. 1 л.д. 46), N 31 от 30.01.2009 (т. 1 л.д. 52), N 30 от 30.01.2009 (т. 1 л.д. 59), N 29 от 30.01.2009 (т. 1 л.д. 64), N 28 от 30.01.2009 (т. 1 л.д. 72), N 27 от 30.01.2009 (т. 1 л.д. 76), N 26 от 30.01.2009 (т. 1 л.д. 87), N 25 от 30.01.2009 (т. 1 л.д. 93).
Владельцу пути необщего пользования направлена претензия об уплате платы за пользование вагонами и штрафа за задержку вагонов (т. 1 л.д. 100).
В связи с тем, что претензия оставлена без удовлетворения, ОАО "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "Российские железные дороги" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ОАО "РЖД" как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2) за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами.
Пунктом 20 спорного договора предусмотрено, что владелец уплачивает перевозчику за пользование вагонами, контейнерами федерального железнодорожного транспорта плату, установленную Тарифным руководством N 2.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что взыскание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику необоснованно.
Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику.
Вместе с тем, принадлежность вагонов определяется по номерам вагонов в соответствии с Правилами эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ (т. 2 л.д. 3 - 16).
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Правил эксплуатации и пономерного учета номера собственных вагонов, то есть номера вагонов не принадлежащих перевозчику, начинаются с цифры "5". В данном случае расчет исковых требований произведен только по вагонам, номер которых начинается не с цифры "5", а по вагонам номера которых начинаются с цифр 2 - 4 и 6 - 9.
Ссылка заявителя жалобы на то, что в соответствии со справочником 8-значной системы нумерации грузовых вагонов колеи 1520 мм первая цифра номера вагона указывает на род вагона признается судом апелляционной инстанции необоснованной, поскольку в справочнике имеется два раздела, в разделе устанавливающем нумерацию собственных вагонов номера вагонов начинаются с цифры "5", указание на род вагонов, принадлежащих перевозчику, производится в указанных выше пределах, то есть с цифр 2 по 4 и с 6 по 9 (цифра "5" для определения рода вагонов, принадлежащих перевозчику, не используется - т. 2 л.д. 17 - 47).
Таким образом, требование истца о взыскании с ответчика платы за пользование вагонами в размере 799963 руб. 51 коп. правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Однако, поскольку данная задолженность оплачена в ходе рассмотрения дела, о чем свидетельствуют представленные в судебном заседании апелляционной инстанции ответчиком документы (накопительная ведомость N 041201 за 04.12.2009, счет-фактура от 05.12.2009, справка о расчетах за период с 01.12.2009 по 31.12.2009) и с учетом отказа истца от исковых требований в данной части, обжалуемое решение подлежит изменению - в части требований о взыскании платы за пользование вагонами производство по делу подлежит прекращению.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку требование о внесении платы за пользование вагонами исполнено несвоевременно, истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 20910 руб. 11 коп.
Ответственность за неисполнение денежного обязательства предусмотрена в статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В соответствии названной нормой суд первой инстанции при определении подлежащей взысканию суммы процентов за пользование чужими денежными средствами правомерно применил учетную ставку Центрального Банка Российской Федерации, действующую на день принятия решения, - 8,5 % годовых. Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами проверен и признан правильным.
Согласно статье 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Согласно названной статье в случае использования вагонов, контейнеров для перевозок грузов без согласия их владельцев грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, а также в случае самовольного использования перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (в том числе на праве аренды), виновные физические или юридические лица уплачивают в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов.
За задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
В силу статьи 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.
Из материалов дела усматривается, что ответчиком допущена задержка вагонов истца под погрузкой-выгрузкой грузов, что подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов, памятками приемосдатчика, уведомлениями о сдаче вагонов, в связи с чем истцом заявлено требование о взыскании с ответчика штрафа за задержку вагонов, допущенную в период с 27.11.2009 по 30.01.2009 в сумме 461.600 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В пункте 36 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6.10.2005 года N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в случае установления арбитражным судом, при рассмотрении конкретного спора, явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательства суд вправе в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить его размер.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из предусмотренных в законе правовых способов, направленных против злоупотребления правом свободного определения неустойки.
В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при наличии оснований для применения статьи 333 Кодекса арбитражный суд уменьшает размер неустойки независимо от того, заявлялось ли такое ходатайство ответчиком, на основании имеющихся в деле материалов. Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения договорных обязательств и др.
При определении подлежащей взысканию с покупателя неустойки, суд первой инстанции в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации снизил ее размер фактически до суммы начисленной платы за пользование вагонами - 800000 рублей.
Доказательств явной несоразмерности взысканного штрафа последствиям нарушения обязательства не представлено. Размер штрафа соразмерен задолженности и не превышает размер возможных убытков, вызванных нарушением обязательств.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами и штрафа не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2010 по делу N А53-11652/2009 изменить.
Принять отказ от исковых требований в части взыскания платы за пользование вагонами в сумме 799963 руб. 51 коп.
Прекратить производство по делу в данной части.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Баранова Ю.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11652/2009
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога"
Ответчик: Ответчики, ЗАО "Гуковпогрузтранс"
Третье лицо: Третьи лица, Межрайонная ИФНС России N 7 по Ростовской области