Комментарий к федеральным законам Российской Федерации от 29.12.2006
N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному
страхованию" и от 05.12.2006 N 207-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
государственной поддержки граждан, имеющих детей"
В декабре 2006 года законодатель издал два федеральных закона, на основании которых внес существенные изменения в некоторые вопросы по социальной сфере, касающиеся работодателей:
- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ);
- Федеральный закон от 05.12.2006 N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей" (далее - Федеральный закон N 207-ФЗ).
Федеральный закон N 255-ФЗ
На пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют право застрахованные лица, то есть граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, которыми могут быть как граждане РФ, так и постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства.
Страховой стаж
Изменен порядок определения размера пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Ранее для целей его исчисления использовали термин "непрерывный трудовой стаж", теперь следует применять термин "страховой стаж".
В пункте 32 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию*(1) сказано, что непрерывный трудовой стаж при определении размера пособия исчисляется ко дню наступления нетрудоспособности в соответствии с Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. N 252, то есть он определяется по продолжительности последней непрерывной работы в данной организации. В некоторых случаях в него включается время предыдущей работы или иной деятельности.
Страховой стаж формируется иным образом. Он включает периоды деятельности, в течение которых застрахованное лицо подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, например, работа по трудовому договору, государственная гражданская или муниципальная служба.
Ограничение размера пособия
Пунктом 3 Федерального закона от 22.12.2005 N 180-ФЗ "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году" указано, что застрахованному лицу, которое в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработало фактически менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда. С 2007 года это пособие, в размере не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, выдается в случае, если страховой стаж составляет менее шести месяцев (п. 6 ст. 7).
Переходный период
В статье 18 Федерального закона N 255-ФЗ указано, что его нормы применяются по отношению к страховым случаям, наступившим после его вступления в силу. Если случай наступил до этой даты, то за период после нее пособие по временной нетрудоспособности и по беременности и родам исчисляется по новым нормам, если размер пособия, рассчитанный по ним, выше размера, рассчитанного по старым нормам.
Федеральный закон N 207-ФЗ
Федеральным законом N 207-ФЗ внесены изменения в ряд законодательных актов, в первую очередь в Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных гарантиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ).
Непрерывный трудовой стаж для исчисления
пособия по беременности и родам
В пункте 39 Положении о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию сказано, что пособие по беременности и родам исчисляется в размере 100% заработка. Никакие ограничения, в том числе учет непрерывного трудового стажа, не упоминаются.
Несколько лет назад законодатель нормами Федеральным закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ изменил абз. 2 ст. 8 Федерального закона N 81-ФЗ: пособие по беременности и родам устанавливается в размере: среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа. То есть установлена зависимость размера пособия по беременности и родам от непрерывного трудового стажа. Вскоре законодатель обратил внимание на ошибку. Например, из п. 2 Федерального закона от 22.12.2005 N 180-ФЗ следовало, что непрерывный трудовой стаж не применяется при расчете пособия по беременности и родам.
В Письме ФСС РФ от 23.01.2006 N 02-18/07-541 говорилось: в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 22.12.2005 N 180-ФЗ приостанавливается действие статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1999 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в части исчисления пособия по беременности и родам, женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию. В связи с этим пособие по беременности и родам в 2006 году должно исчисляться в размере среднего заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа.
Теперь абз. 2 ст. 8 Федерального закона N 81-ФЗ изложен в новой редакции, из которой упоминание о непрерывном трудовом стаже исключено.
Пособие на период отпуска по уходу за ребенком
Старой редакцией ст. 15 Федерального закона N 207-ФЗ был предусмотрен единый размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, равный 700 руб., не зависящий от количества детей, за которыми осуществляется уход. Теперь размер этого пособия дифференцирован. Например, для матерей, не подлежащих обязательному социальному страхованию, размер пособия увеличен до 1 500 руб. на первого ребенка и до 3 000 руб. на второго и последующих детей.
Но, например, для работающих матерей размер пособия составляет 40% от среднего заработка. При этом определены его границы: минимальный размер - 1 500 руб. - по уходу за первым ребенком, и 3 000 руб. - по уходу за вторым ребенком и последующими детьми, максимальный размер - 6 000 руб. за полный календарный месяц.
Согласно ст. 4 Федерального закона N 207-ФЗ ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, назначенное по состоянию на 31.12.2006, с 01.01.2007 должно быть пересчитано с учетом нововведений.
А.Е. Красоткина,
эксперт журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 3, февраль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"