г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2010 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Мударисова А.Н., доверенность от 31 марта 2009 г.;
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области - Попова Ю.А., доверенность от 25 декабря 2009 г. N 98, Маслов И.С., доверенность от 25 декабря 2009 г. N 97,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Тольяттистройзаказчик", г. Тольятти, Самарская обл.,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 ноября 2009 г.
по делу N А55-17867/2009 (судья Стенина А.В.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Тольяттистройзаказчик", г. Тольятти, Самарская обл.,
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действия, решения,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Тольяттистройзаказчик" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконными действий по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости по земельному участку с кадастровым номером 63:09:0304060:34 в размере 391 099 879, 8 руб. на основании решения от 23 июля 2009 г. N 17118 об исправлении технической ошибки.
Кроме того, просило признать незаконным решение Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области от 23 июля 2009 г. N 17118 об исправлении технической ошибки.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 ноября 2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае отсутствуют как нарушение закона, так и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что само по себе невнесение или несвоевременное внесение органом кадастрового учета изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка технической ошибкой Законом не признается.
Заинтересованное лицо имело возможность обнаружить ошибку в сведениях при предоставлении заявителю сведений о кадастровой стоимости земельного участка в момент выдачи заявителю кадастровой выписки о земельном участке (11 февраля 2009 г., 09 апреля 2009 г.).
В связи с тем, что заинтересованным лицом незаконно принято решение об исправлении технической ошибки от 23 июля 2009 г. N 17118, заявитель несет налоговую ответственность за несвоевременную и неполную оплату земельного налога в виде доначислений налога, штрафа и пени.
В апелляционной жалобе Общество также указывает на то, что при принятии решения судом нарушены правила о тайне совещания судей, предусмотренные ст. 167 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителем 07 августа 2009 г. было получено решение заинтересованного лица от 23 июля 2009 г. N 17118 об исправлении технической ошибки (л.д. 6).
Данное решение было принято на основании рассмотрения протокола выявления технической ошибки от 22 июля 2009 г. N 3879, которым выявлена техническая ошибка в части указания сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0304060:34 (л.д. 30).
На основании указанного решения заинтересованного лица от 23 июля 2009 г. N 17118 внесены изменения в государственный кадастр недвижимости в части указания кадастровой стоимости земельного участка 63:09:0304060:34 в соответствии с приложением N 1 к постановлению Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 г. N 473 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
К указанному решению была приложена кадастровая выписка от 22 июля 2009 г. с указанием измененной кадастровой стоимости земельного участка в размере 391 099 879, 8 руб.
Не согласившись с вынесенным решением и действиями заинтересованного лица, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), вступивший в законную силу с 01 марта 2008 г., регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года (п. 3 Плавил).
В силу пунктов 9 и 10 Правил результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 г. N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Самарской области; средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Самарской области.
Текст данного постановления опубликован в газете "Волжская коммуна" от 11 декабря 2008 г. N 1 (городские округа: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск); от 12 декабря 2008 г. N 2 (городские округа: Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара); от 13 декабря 2008 г. N 3, от 16 декабря 2008 г. N 4 (городской округ Самара); от 17 декабря 2008 г. N 5 (городские округа: Сызрань, Тольятти); от 18 декабря 2008 г. N 6 (городской округ Чапаевск, муниципальные районы: Алексеевский, Безенчукский); от 19 декабря 2008 г. N 7 (муниципальные районы: Богатовский, Большеглущицкий, Большечерниговский, Борский, Волжский, Елховский, Исаклинский, Камышлинский, Кинель-Черкасский); от 20 декабря 2008 г. N 8 (муниципальные районы: Кинельский, Клявлинский, Кошкинский, Красноармейский, Красноярский, Нефтегорский, Пестравский, Похвистневский, Приволжский, Сергиевский, Ставропольский, Сызранский, Хворостянский, Большечерниговский, Шенталинский, Шигонский).
В силу п. 3 настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования.
Указанным постановлением Правительства Самарской области проведена кадастровая оценка и земельного участка, принадлежащего заявителю.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0304060:34, принадлежащего заявителю на праве собственности, согласно постановлению Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 г. N 473 составляет 391 099 879, 8 руб.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, по результатам нормализации базы данных 11 февраля 2009 г. в сведения об указанном земельном участке были ошибочно внесены сведения о кадастровой стоимости в размере 13 191 544, 8 руб.
Указанная ошибка обнаружена заинтересованным лицом в июле 2009 г., что явилось основанием для вынесения оспариваемого решения и внесения изменения в государственный кадастр недвижимости.
В арбитражный апелляционный суд заинтересованным лицом представлена кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 63:09:0304060:34 от 15 января 2010 г. N 63-00-102/10-5248, из которой следует, что на 08 февраля 2009 г. кадастровая стоимость земельного участка составляла 391 099 879, 80 руб.; на 11 февраля 2009 г. кадастровая стоимость земельного участка составляла 13 191 544, 80 руб.; на 01 сентября 2009 г. кадастровая стоимость земельного участка составляла 391 099 879, 80 руб.
В настоящем случае исправление заинтересованным лицом кадастровой стоимости земельного участка не было связано ни с образованием новых земельных участков, ни с изменением категории и (или) вида разрешенного использования земельного участка, ни с уточнением площади земельного участка, а было связано только с приведением этой стоимости в соответствие с постановлением Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 г. N 473.
Порядок исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости предусмотрен положениями ст. 28 Закона N 221-ФЗ, согласно которым ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Таким образом, Закон не содержит исчерпывающего перечня оснований или критериев, позволяющих отнести выявленные несоответствия государственного кадастра недвижимости к техническим ошибкам.
В силу ч. 2 ст. 28 указанного Закона техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда.
Таким образом, заинтересованное лицо, руководствуясь указанной нормой Закона N 221-ФЗ, оспариваемым решением фактически привело кадастровую стоимость указанного земельного участка в соответствие с постановлением Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 г. N 473.
Заявитель не оспаривает тот факт, что согласно постановлению Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 г. N 473 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0304060:34, принадлежащего ему на праве собственности, составляет 391 099 879, 8 руб.
В то же время заявитель, обратившись в суд с настоящими требованиями, фактически требует отражения в государственном кадастре недвижимости кадастровой стоимости, не соответствующей постановлению Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 г. N 473, что противоречит п. 5 ст. 65 и п. 3 ст. 66 ЗК РФ и п. 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 г. N 316.
В силу п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, изменение кадастровой стоимости земельного участка может привести к доначислению земельного налога и привлечению его к налоговой ответственности.
Однако данный довод заявителя является необоснованным, т.к. применение заявителем сведений о кадастровой стоимости земельных участков, полученных от органа, осуществляющего ведение государственного кадастрового учета, исключает возможность привлечения его к налоговой ответственности.
Арбитражный апелляционный суд также не может согласиться с доводом заявителя о том, что заинтересованное лицо имело возможность обнаружить ошибку в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка в момент выдачи заявителю кадастровой выписки о земельном участке (11 февраля 2009 г. и 09 апреля 2009 г.) и внести изменения в сведения о кадастровой стоимости до апреля 2009 г., т.к. на момент выдачи кадастровых выписок в государственном кадастре недвижимости содержались ошибочные сведения о стоимости земельного участка в размере 13 191 544, 8 руб., а ошибка обнаружена только в июле 2009 г.
Как указывалось выше, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0304060:34, принадлежащего заявителю на праве собственности, в размере 391 099 879, 8 руб. определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 г. N 473.
Доказательств неправильного определения заинтересованным лицом кадастровой стоимости земельного участка заявитель суду не представил.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что права и законные интересы заявителя в данном случае не нарушены.
Довод Общества, изложенный в апелляционной жалобе, о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права - правил о тайне совещания судей, предусмотренных ст. 167 АПК РФ, арбитражным апелляционным судом отклоняется как не подтвержденный материалами дела.
Из протокола судебного заседания от 06 ноября 2009 г. следует, что по окончании рассмотрения дела по существу арбитражный суд удалился для принятия решения (л.д. 59-60).
В силу ч. 6 ст. 155 АПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с протоколами судебного заседания и отдельных процессуальных действий и представлять замечания относительно полноты и правильности их составления в трехдневный срок после подписания соответствующего протокола.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Общество такие замечания на протокол не представило.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 ноября 2009 г. по делу N А55-17867/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-17867/2009
Истец: ЗАО "Тольяттистройзаказчик"
Ответчик: Ответчики, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области
Третье лицо: Третьи лица