г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2010 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е.,
судей Семушкина В.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Баркад" - Логинова А.В. (доверенность от 11 сентября 2009 года N 1), директора Пшенина С.В. (паспорт с.36 02 N 136537),
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области - Пияковой С.В. (доверенность от 11 января 2010 года N 5),
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 февраля 2010 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Баркад"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2009 г.
по делу N А55-25421/2009 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Баркад", г.Самара,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Баркад" (далее - ООО "Баркад", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области (далее -Росприроднадзор, административный орган) от 01.09.2009г. N 298 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ) (л.д.2-7).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2009г. по делу N А55-25421/2009 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.60-61).
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.63-67).
Росприроднадзор апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель Общества поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель Росприроднадзора отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Октябрьского района г. Самары проведена проверка выполнения индивидуальными предпринимателями и юридическим лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Октябрьского района г.о. Самара природоохранного и экологического законодательства РФ.
В ходе проверки выявлено, что ООО "Баркад" занимается деятельностью по предоставлению услуг в сфере торговли. ООО "Баркад" установлен временный торговый павильон (кафе), расположенный по адресу: г. Самара, спуск ул. Советской Армии, берег реки Волга (у НФС). При ведении хозяйственной деятельности ООО "Баркад" не выполняются требования пункта 3 статьи 18 Федерального закона от24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), а именно: места накопления и временного хранения отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности не организованы, учет в области обращения с отходами не организован, проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения не разработан, лимиты на размещение отходов на 2009 года не получены.
По указанным нарушениям в отношении ООО "Баркад" прокурором Октябрьского района г. Самары вынесено Постановление от 31.07.2009 года о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ. Постановление вынесено в присутствии законного представителя Общества - директора Пшенина С.В. (л.д. 33-34).
Материалы проверки направлены прокурором для рассмотрения в Росприроднадзор.
Рассмотрев материалы проверки Росприроднадзор 01.09.2009г. вынес постановление о привлечении ООО "Баркад" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ и наложен штраф в размере 100000 руб. О рассмотрении дела Общество надлежащим образом извещено (л.д. 39-40).
В постановлении указаны следующие нарушения природоохранного законодательства: не организованы места накопления и временного хранения отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, не организован учет в области обращения с отходами.
Общество не согласилось с оспариваемым постановлением и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, не полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 51).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
На основании статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу статьи 11 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно пункту 3 статье 18 Закона об отходах производства и потребления в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Пунктом 1 статьи 19 Закона об отходах производства и потребления установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Пунктом 2 статьи 19 Закона об отходах производства и потребления определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 17.01.2005г. N 1 утвержден Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", согласно которому форму N 2-ТП (отходы) представляют индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются и размещаются (включая хранение и захоронение) отходы производства и потребления, а также осуществляющие деятельность по сбору отходов, их транспортированию.
Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у индивидуального предпринимателя и юридического лица, кроме радиоактивных.
Из указанных правовых норм следует, что неведение юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, учета отходов и непредставление отчетности в области обращения с отходами, свидетельствуют о несоблюдении юридическим лицом экологических требований при обращении с отходами, что влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.2 КоАП РФ.
Факт правонарушения о непредставлении Обществом отчетности в области обращения с отходами подтверждается материалами дела и им не оспаривается.
Следовательно, Обществом совершено правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, вменяемое Обществу нарушение об отсутствии организации места накопления и временного хранения отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, не подтверждается материалами дела.
Общество в подтверждение своей позиции представило следующие документы: договор аренды биотуалетов от 29.05.2009г., договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов от 01.06.2009г. N 22060, квитанции к приходным кассовым ордерам, счет-фактуру от 10.09.2009г. N 0041093, акт выполненных работ от 10.09.2009г. (л.д.14-24).
Данные документы подтверждают, что Общество принимало меры по организации места накопления и временного хранения отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности и их вывозу.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Росприроднадзор не представил доказательств опровергающих данный вывод.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции не дал оценку доводам Общества о том, что совершенное Обществом правонарушение является малозначительным и не несет угрозу охраняемым общественным отношениям.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с пунктом 18.1. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как видно из материалов дела, что Обществу вменяется в вину непредставление отчетности в области обращения с отходами.
Оценив представленные по делу доказательства, характер и степень общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава вмененного правонарушения, оно не содержало какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам общества и государства, что свидетельствует о его малозначительности.
Составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ. Применение меры административного наказания в виде штрафа носит неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлекаемого к ответственности.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. N 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявление Общества удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2009 г. по делу N А55-25421/2009 отменить.
Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области от 01 сентября 2009 года N 298 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Баркад" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: 11АП-11040/2009
Истец: ООО "Баркад"
Ответчик: Ответчики, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2010 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11881/2009