г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2010 г.
В полном объеме постановление изготовлено 03 июня 2010 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С.,
cудей Филипповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Олениной Е.В.,
с участием в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Самарской области Селяковой Ю.В. (доверенность от 16 апреля 2010 г.),
представитель ЗАО "Самарская Лука" не явился, общество извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 июня 2010 г. в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Самарской области, Самарская область, с. Красный Яр,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2010 г.
по делу N А55-37810/2009 (судья Корнилов А.Б.),
принятое по заявлению ЗАО "Самарская Лука", Самарская область, Красноярский район, п. Волжский,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Самарской области,
о признании недействительным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное обществ "Самарская Лука" (далее - ЗАО "Самарская Лука", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 7 по Самарской области (далее - налоговый орган) от 30.09.2009г. N 10-06/019262 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:
- доначисления и предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 334141 руб., начисления и предложения уплатить пени по налогу на добавленную стоимость в соответствующей части, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 66828 руб. 20 коп.;
- доначисления и предложения уплатить единый социальный налог в сумме 420864 руб. и предложения уплатить пени по единому социальному налогу в соответствующей части, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату единого социального налога в виде штрафа в сумме 23620 руб.;
- доначисления и предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 226512 руб., начисления и предложения уплатить пени за несвоевременную уплату страховых взносов в соответствующей части.
Решением от 12.03.2010г. по делу N А55-37810/2009 Арбитражный суд Самарской области удовлетворил заявленные обществом требования.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить указанное судебное решение в части доначисления и предложения уплатить единый социальный налог в сумме 420864 руб., предложения уплатить пени по единому социальному налогу в соответствующей части, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату единого социального налога в виде штрафа в сумме 23620 руб., доначисления и предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 226512 руб., начисления и предложения уплатить пени за несвоевременную уплату страховых взносов в соответствующей части. Налоговый орган считает, что в указанной части решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
ЗАО "Самарская Лука" в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества, которое было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель налогового органа просила отменить решение суда первой инстанции в указанной части и в соответствующей части принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в соответствии с правилами, предусмотренными частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве и в выступлении представителя налогового органа в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки ЗАО "Самарская Лука" за период с 01.01.2005г. по 31.12.2007г. налоговый орган составил акт от 31.08.2009г. и принял решение от 30.09.2009г. N 10-06/019262 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Этим решением налоговый орган, в частности, начислил обществу единый социальный налог, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, соответствующие пени и штрафы, оспариваемые по настоящему делу.
Решением от 10.11.2009г. УФНС по Самарской области отказало обществу в удовлетворении апелляционной жалобы на указанное решение налогового органа.
Начисление налоговым органом единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, соответствующих пени и штрафов связано с доставкой сотрудников общества к месту работы и обратно.
Согласно пункту 1 статьи 236 НК РФ (здесь и далее - в редакции, действовавшей в проверенном периоде) объектом обложения по единому социальному налогу (далее - ЕСН, налог) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 НК РФ в налоговую базу по ЕСН включаются любые выплаты и вознаграждения независимо от формы, в которой осуществляются эти выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах.
В письме Минфина России от 14.04.2006г. N 03-05-02-04/46 указано, что в том случае, если предприятие организует доставку работников до места работы и обратно, которая установлена коллективным и (или) трудовым договором, в связи с производственной необходимостью (по причине отсутствия маршрутов транспорта общего пользования в месте нахождения предприятия), то оплата такой доставки не может считаться выплатой, предназначенной для работника и произведенной в его интересах.
Как правильно указано судом первой инстанции, в рассматриваемом случае под технологическими особенностями производства следует понимать удаленность производственных площадей ЗАО "Самарская Лука" от жилого массива и маршрутов автотранспорта общего пользования.
Данный вывод согласуется с судебной арбитражной практикой (постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.03.2007г. по делу N А65-42354/2005-СА1-37, от 27.02.2006г. по делу N А65-6046/2005-СА2-9 и др.).
Из материалов дела следует и налоговым органом не опровергается, что расстояние от остановки "Радиоцентр" до проходной ЗАО "Самарская Лука" составляет 1100 метров и указанная остановка располагается на 3-м километре автодороги "Волжский-Аэропорт".
Отсутствие общественного транспорта, финансируемого из местного либо иного бюджета, подтверждено ответом Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области на запрос налогового органа.
По сведениям, представленным ЗАО "Самарская Лука", наличие маршрутных такси N 392 (пос. Молодая гвардия - г. Самара - пос. Береза) и N 406 (г. Самара (поляна Фрунзе) - с. Новый Буян) не обеспечивает всем работникам общества возможность своевременно добраться к месту работы, поскольку в качестве маршрутных такси используются автомобили "Газель" с максимальным числом посадочных мест 13 и, таким образом, для перевозки 100 работников ЗАО "Самарская Лука" необходимо одновременно 8 автомобилей "Газель" при условии перевозки исключительно работников этого общества. Кроме того, общее время перевозки 100 работников по маршруту N 406 с интервалом движения 30 минут составит 4 часа и, следовательно, первое маршрутное такси должно выехать из пос. Молодая гвардия за работниками в 3 часа ночи для доставки всех к началу рабочего дня; по маршруту N 392 с интервалом движения 8 минут общее время перевозки работников ЗАО "Самарская Лука" составит 64 минуты при условии оказания услуг по перевозке пассажиров только работникам этого общества.
Данные сведения налоговым органом не опровергаются.
Согласно пункту 2 статьи 237 НК РФ налоговая база по ЕСН определяется отдельно по каждому физическому лицу.
Одним из обязательных условий для включения выплат и вознаграждений, указанных в пункте 1 статьи 237 НК РФ, в налоговую базу по ЕСН является осуществление их в пользу конкретного физического лица. Между тем в рассматриваемом случае транспортные услуги оказывались специализированным автотранспортным предприятием (МП г. Самары "Самараавтотранс" Автобусный парк N 2) не работникам общества, а самому обществу на основании договоров перевозки пассажиров автомобильным транспортом без учета определенного количества перевозимых работников. По этим договорам обязалось производить возмещение затрат перевозчика в денежной форме. При этом какие-либо выплаты работникам, связанные с их проездом к месту работы, обществом не производились.
Анализ положений статей 236, 237, 242 НК РФ позволил суду первой инстанции сделать правильный вывод о том, что объектом налогообложения по ЕСН являются те выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу работников, которые становятся для них (работников) материальной выгодой, доходом. При отсутствии возможности индивидуализировать указанные выплаты по каждому работнику в отдельности нет оснований считать их начисленными и выплаченными в пользу конкретного физического лица (лиц).
При указанных обстоятельствах и с учетом приведенных правовых норм суд первой инстанции обоснованно посчитал, что оплата транспортным организациям стоимости их услуг по доставке работников к месту работы и обратно относится к расходам, связанным с организацией производственной деятельности, и не является выплатой работникам в качестве вознаграждения за выполненные ими работы или оказанные услуги по трудовым или гражданско-правовым договорам в смысле статьи 236 НК РФ. Соответственно, расходы общества по доставке работников к месту работы и обратно не являются объектом налогообложения по ЕСН и не включаются в налоговую базу по этому налогу.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение налогового органа недействительным в части доначисления и предложения уплатить ЕСН в сумме 420864 руб., предложения уплатить пени по ЕСН в соответствующей части, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату этого налога в виде штрафа в сумме 23620 руб.
С учетом вышеизложенного вывод налогового органа о несоблюдении обществом пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", которым определены объект обложения страховыми взносами и база для их исчисления, является безосновательным.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение налогового органа недействительным в части доначисления и предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 226512 руб., начисления и предложения уплатить соответствующие пени за несвоевременную уплату страховых взносов.
Выводы, сделанные судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 27.02.2006г. N 10847/05 по делу N А65-20137/2004-СА1-19.
Таким образом, в обжалуемой части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и поэтому не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2010 г. по делу N А55-37810/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-37810/2009
Истец: ЗАО "Самарская Лука"
Ответчик: Ответчики, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Самарской области
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2010 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4381/2010