г. Санкт-Петербург |
|
|
Дело N А56-84530/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7303/2010) ООО "Сестра Ривер Девелопментс"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2010
по делу N А56-84530/2009 (судья Исаева И.А), принятое
по иску (заявлению) ООО "Сестра Ривер Девелопментс"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии:
от истца (заявителя): Макаров М.А., доверенность от 09.09.2009
от ответчика (должника): Крючкова Е.С., доверенность от 12.01.2010
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сестра Ривер Девелопментс" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 12 по Санкт-Петербургу N 507 от 14.09.2009 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части п. 2, 3, 4 резолютивной части решения и требования N 866 от 07.10.2009.
Решением суда первой инстанции от 19.03.2010, в удовлетворении требований Обществу отказано.
В апелляционной жалобе налогоплательщик просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования, в связи с неправильным применением судом норм материального права. Податель жалобы полагает, что при исчислении земельного налога правомерно применена пониженная ставка 0,042 процента от кадастровой стоимости земельного участка, приобретенного для целей жилищного строительства.
В судебном заседании представитель Общества требования по жалобе поддержал, настаивает на ее удовлетворении.
Представитель налогового органа с жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела Общество на основании договора купли-продажи земельного участка в процессе приватизации от 31.10.2007 N 4605-ЗУ приобрело в собственность земельный участок площадью 8369 кв.м кадастровый номер 78:38:11111А:13, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, город Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2. Право собственности заявителя на указанный земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.12.2007 (л.д. 73 т. 1). Право собственности на земельный участок площадью 52369 кв.м., кадастровый номер 78:11111:27, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, город Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2, подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 12.05.2006.
Общество представило в Инспекцию налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за первый квартал 2009 года, в соответствии с которым исчислило к уплате в бюджет 55 879 руб.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку указанного расчета, по результатам которой составила акт от 10.08.2009 N 1425 и приняла решение об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности от 14.09.2009 N 507, которым произвела доначисление земельного налога в размере 502 915 рублей, пени в размере 25 658,84 рубля, а также предложила внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом налоговой ставки 0,042 процента при расчете земельного налога в отношении земельных участков, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 24.11.2009 N 16-13/32539 в удовлетворении жалобы Обществу отказано.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Общества , исходил из того, что поскольку Общество только в 2009 году оформило документы на земельные участки в соответствии с режимом пользования (под жилищное строительство), право на применение пониженной ставки земельного налога у налогоплательщика возникло с 2010 года по новой кадастровой стоимости этого земельного участка.
Апелляционный суд, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка зависит, в том числе, от вида функционального использования земли для целей государственной кадастровой оценки земель.
Согласно сведений органов Роснедвижимости и Росрегистрации, кадастровых выписок о земельном участке, земельные участки с кадастровыми номерами 78:38:11111А:13, 78:11111:27 по состоянию на 01.01.2009 имели разрешенное использование "для размещения промышленных объектов" и относились к категории земель "прочие земельные участки" (л.д. 27-28 т. 2).
Данный вид разрешенного пользования (назначения) соответствует седьмому виду функционального использования земель при расчете кадастровой стоимости земельного участка - земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением автозаправочных и газонаполнительных станций, предприятий автосервиса, гаражей и автостоянок), под объектами связи.
С учетом приведенных обстоятельств была определена кадастровая стоимость спорных участков: 78:38:11111А:13 - 19575091 рублей, 78:11111:27 - 122491091 рублей рассчитанная путем умножения площадей земельных участков на стоимость одного квадратного метра земли, установленную для земель, относящихся к соответствующему виду функционального использования. Кадастровая стоимость земельных участков налогоплательщиком не оспаривается и применена при расчете земельного налога за 1 квартал 2009 года.
Согласно примечанию 5 к приложению к Методическим указаниям по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, в случае изменения вида разрешенного использования существующего земельного участка новый вид разрешенного использования указывается в соответствии с утвержденным в установленном порядке градостроительным регламентом либо решением органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Градостроительный регламент, устанавливающий, что спорные земельные участки расположены в территориальной зоне ТД 1-1-2 (жилая зона среднеэтажных и многоэтажных квартирных жилых домов) с основным видом разрешенного использования "для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов)", утвержден Законом Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" и вступил в законную силу с 10.03.2009. Изменения в кадастровый план по земельным участкам в части кадастровой стоимости и соответственно вида разрешенного использования (для размещения жилого дома) внесены только 24.06.2009.
Общество не представило доказательства надлежащего совершения действий, предусмотренных частью 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ, направленных на оформление необходимых документов для внесения изменений в сведения государственного земельного кадастра, в связи с чем вывод суда первой инстанции о необоснованном применении заявителем в первом квартале 2009 года ставки земельного налога в размере 0,042 процента к спорным земельным участкам соответствует фактическим обстоятельствам и нормам материального права.
Пунктом 1 статьи 394 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), а также определены максимальные значения данных ставок.
В статье 2 Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" (далее - Закон N 611-86, в редакции Закона Санкт-Петербурга от 02.11.2007 N 527-104) указано, что налоговые ставки на территории Санкт-Петербурга устанавливаются с 01.01.2006 в следующих размерах:
- 0,042 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков занятых объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), гаражами или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
Спорные земельные участки, принадлежащие Обществу на праве собственности, не были в первом квартале 2009 года заняты объектами жилищного фонда, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, гаражами, что не оспаривается налогоплательщиком, подтверждается материалами дела.
Материалами дела также подтверждается, что спорные земельные участки не были приобретены (предоставлены) Обществом для жилищного строительства.
Таким образом, апелляционный суд считает, что вывод суда о неправомерном применении Обществом ставки земельного налога 0,042 процента соответствует статье 2 Закона N 611-86, в редакции Закона Санкт-Петербурга от 02.11.2007 N 527-104.
Апелляционный суд считает неправомерной ссылку Общества на то обстоятельство, что с 21.10.2008 вид разрешенного использования был изменен временным регламентом застройки - 08/1982.
Градостроительным кодексом Российской Федерации установлено, что правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом (ст. 36 ГрК РФ). Виды разрешенного использования устанавливаются градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне (ст. ст. 1, 30, 37 ГрК РФ).
Градостроительный регламент является составной частью правил землепользования и застройки, которые в обязательном порядке должны быть приняты в соответствии с Градостроительным кодексом, но не позднее чем через пять лет после его введения в действие (вступил в силу 30.12.2004) (Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
Разрешенное использование земельных участков, на которые действия градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Во всех остальных случаях градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне должны быть установлены виды разрешенного использования земельных участков. При этом устанавливаются:
- основные виды разрешенного использования;
- условно разрешенные виды разрешенного использования;
- вспомогательные виды разрешенного использования (дополнительные по отношению к основным и условно разрешенным).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования выбираются правообладателями самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Таким образом, при наличии утвержденных представительным органом местного самоуправления правил землепользования и застройки территории (поселения, городского округа, межселенной территории) сведения о разрешенном использовании земельного участка должны вноситься в ГРЗ КР на основании градостроительного регламента в зависимости от отнесения земельного участка к той или иной территориальной зоне.
Временный регламент застройки утвержден Комитетом по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга. Доказательства утверждения ВРЗ представительным органом в материалы дела не представлено.
Поскольку, в соответствии с требованиями действующего законодательства вид разрешенного использования может быть установлен (изменен) только в соответствии с Градостроительным регламентом, утвержденным представительным органом, до 10.03.2009 по спорным земельным участкам видом разрешенного использования является - для размещения промышленных объектов.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2010 по делу N А56-84530/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-84530/2009
Истец: ООО "Сестра Ривер Девелопментс"
Ответчик: Ответчики, Межрайонная ИФНС России N12 по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Третьи лица