г. Пермь |
|
|
N 17АП-5291/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.
судей Щеклеиной Л.Ю., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.
при участии:
от заявителя (Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Нижнеисетская"): Мясникова Л.В. (представитель по доверенности от 07.06.2010, предъявлен паспорт);
от заинтересованного лица (Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Октябрьском районе и Кировском районе г. Екатеринбурга), не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Нижнеисетская"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 апреля 2010 года
по делу N А60-8069/2010, принятое судьей Пономаревой О.А.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Нижнеисетская"
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Октябрьском районе и Кировском районе г. Екатеринбурга
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Свердловской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Нижнеисетская" (далее - заявитель, Общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Октябрьском районе и Кировском районе г.Екатеринбурга от 12.02.2010 N 180 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.7 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда Свердловской области от 22.04.2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, ссылаясь в обоснование жалобы на то, что за допущенное правонарушение Общество привлечено к ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ, неправильное указание в расчетном листе неправильного наименования услуги и периода, за который оказана услуга, не относятся к потребительским свойствам товара и не образуют состав правонарушения по ст.14.7 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Административный орган письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, явку представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании письма Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 03.10.2008г. N 01-01-13-11-01/1282 по факту поступления жалобы гражданки Шуровой О.О., проживающей по адресу г.Екатеринбург, ул.Инженерная, д. 32 кв. 45 о начислении платы за освещение общего имущества многоквартирных домов, в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование, по результатам которого административным органом установлен факт введения в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств и наименования жилищно-коммунальных услуг.
По результатам рассмотрения материалов административного дела, постановлением административного органа от 12.02.2010 Общество привлечено к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 7).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением о его отмене в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия заявителя по двойному начислению оплаты за электроснабжение мест общего пользования вводит в заблуждение относительно стоимости потребленных услуг.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции находит оспариваемый судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
В силу ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), которая в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В целях защиты прав потребителей постановлением Правительства РФ то 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3, подп. "в" п. 49 Правил управляющие организации являются исполнителями коммунальных услуг, в их обязанности входит заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями либо самостоятельное производство коммунальных ресурсов с целью оказания потребителям коммунальных услуг.
На основании ст.22 Правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенным в письме от 18.06.2007г. N 11356-ЮТ/07, используемое в подпункте "б" пункта 11 Правил понятие "освещение помещений общего пользования" неравнозначно понятию "потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования". Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
Понятие "освещение помещений общего пользования", содержащееся в подпункте "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, трактуется в соотнесении с подпунктом "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования), а также с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг ("обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме").
Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами и от своего имени выставляет гражданам-потребителям счета на оплату коммунальных услуг.
В результате проведенного административного расследования Управлением установлен факт введения в заблуждение потребителя относительно потребительских свойств и наименования жилищно- коммунальных услуг.
Как следует из содержания постановления о назначении административного наказания, Обществу вменяются следующие нарушения:
- именование услуги "электроэнергия по показаниям общедом.ПУ", но предоставление такой услуги не входит в предмет договора управления многоквартирным жилым домом (типовой договор управления многоквартирным домом прилагается к материалам административного расследования) и фактически начисление по данной строке - это начисление за электроснабжение, указание иного наименования оплачиваемых коммунальных услуг вводит в заблуждение потребителей;
- графе "начислено за расчетный месяц, руб" в строках "электроэнергия по показаниям общедом. ПУ" указана сумма не за расчетный период - октябрь 2009, а за прошедший расчетный период - август 2009, что вводит в заблуждение потребителей, однозначно не понятно за какой период произведен расчет. При этом, при расчете использовались также данные об объеме потребления электроэнергии и тарифе за электроэнергию не за расчетный период (октябрь 2009), а за август 2009. Указанный объем электроэнергии был потреблен не в октябре 2009, а в августе 2009, что вводит в заблуждение потребителей, однозначно непонятно за какой период произведен расчет;
- информация в сноске квитанции "на основании уточненных данных общество с ограниченной ответственностью "УК Нижнеисетская" по показаниям общедомового прибора учета электроэнергоии за (прошедший) расчетный период - август 2009 (только) в октябре 2009 произведен расчет за указанную услугу с учетом мер социальной поддержки и предельного уровня оплаты". При этом, в графе "перерасчеты, руб." в строках "электроэнергия по показаниям общедом.ПУ" информация о сумме перерасчета отсутствует, что вводит в заблуждение потребителей.
Согласно информации по лицевому счету в квитанции за октябрь 2009, выставленной Шурову Б.М. проживающему по адресу: г.Екатеринбург, ул.Инженерная 32-45, указано наименование услуги "электроэнергия по показаниям общедом. ПУ", поименовано количество потребленной энергии и стоимость оказанных услуг (л.д.26).
Таким образом Обществом допущено нарушение, выразившееся в: 1) неправильном указании в квитанции наименования предоставленной услуги; 2) квитанция содержит данные об оказанных услугах за расчетный период (октябрь 2009), в то время как указаны данные за предыдущий период (август 2009), что свидетельствует о непредставлении потребителю необходимой и достоверной информации о реализуемых Обществом услугах и образует состав правонарушения по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ.
Постановлением Управлением Роспотребнадзора N 179 от 12.02.2010 года, представленном на обозрение суда апелляционной инстанции, Общество привлечено к административной ответственности по ст.14.8 КоАП РФ за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказанных услугах с наложением взыскания в виде штрафа в сумме 5 000 рублей.
В обжалуемом судебном акте указано, что Обществу вменяется двойное начисление оплаты за электроснабжение мест общего пользования, что вводит в заблуждение потребителя относительно стоимости предоставляемых услуг.
Вместе с тем, из буквального содержания обжалуемого Обществом постановления (стр.2) следует, что в совершении данного правонарушения вина Общества административным органом не установлена. Как указано в постановлении, при рассмотрении дела не нашел подтверждения вывод о допущенном Обществом обсчете потребителя. Стоимость электроэнергии, расходуемой на места общего пользования, учтена в тарифе на содержание жилья и составляет 0,3руб./м2 общей площади, этот тариф был проиндексирован в соответствии с постановлением РЭК Свердловской области от 26.10.2007г. N 136-ПК в размере 115% на 2008 г., в 2009 г. из тарифа на содержание жилья стоимость электроэнергии, расходуемой на места общего пользования не исключена. Однако о данном обстоятельстве Обществу не было известно.
Таким образом применительно к нарушению, выразившемуся в обсчете потребителя, административный орган не установил вины Общества, соответственно, отсутствует состав правонарушения по ст.14.7 КоАП РФ.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности в действиях Общества события административного правонарушения предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ.
Таким образом обжалуемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
Даже если согласиться с позицией Управления о том, что в действиях Общества усматриваются составы административных правонарушений, предусмотренных ст.14.7 и ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, привлечение к ответственности произведено неправомерно произведено административным органом без учета положений ч.2 ст.4.4. КоАП РФ, согласно которым при совершении лицом одного действия, содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статье) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же органу, судье, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение
лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционную жалобу общества следует удовлетворить.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 апреля 2010 года по делу N А60-8069/2010 - отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Октябрьском и Кировском районе г.Екатеринбурга от 12.02.2010 N 180 о привлечении ООО "УК Нижнеисетская" к административной ответственности, предусмотренной ст.14.7 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-8069/2010
Истец: ООО "УК Нижнеисетская"
Ответчик: Ответчики, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в Октябрьском и Кировском районе г.Екатеринбурга
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5291/2010