город Тула |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Волковой Ю.А.,
судей Рыжовой Е.В. и Сентюриной И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мариной О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области
(регистрационный номер - 20АП-1994/10)
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 16 марта 2010 года
по делу N А62-9122/2009 (судья Алмаев Р.Н.),
вынесенное по иску общества с ограниченной ответственностью "Крокус"
к Администрации муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области,
третье лицо: Комитет имущественных и земельных отношений Администрации муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области,
об обязании ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от истца: Малахов А.И. доверенность б/н от 09.01.2010г. (т.1 л.д.61), Гарбузова В.Г. копия протокола N 1 Учредительного собрания ООО "Крокус" от 01.12.2006г.(т.1 л.д.31)
от ответчика: Кульбачук С.А. доверенность N 423 от 25.06.2009г.,
от третьего лица: Кульбачук С.А. доверенность N 15 от 15.01.2010г.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Крокус" (далее по тексту - Общество или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с требованиями к Администрации МО "Рославльский район" Смоленской области (далее по тексту - Администрация или ответчик) об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка кадастровый номер 67:15:0320433:5 площадью 1119 кв.м. по адресу: Смоленская область, г. Рославль, Красноармейская, д. 7-а, по цене выкупа 5828 руб. в течение 2-х недель со дня вынесения решения суда.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 16.03.2010 заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда, в части выкупной цены земельного участка, изменить в связи с его незаконностью и необоснованностью. При этом заявитель полагает, что размер выкупной цены земельного участка должен определяться на дату подачи заявления о приватизации земельного участка, а не на момент обращения общества в суд, так как согласно п. 5 ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ), право заявителя требовать заключение договора купли-продажи возникает именно с момента подачи заявки, а у уполномоченного государственного органа с этой же даты возникает обязанность совершить необходимые действия по оформлению земельного участка в собственность заявителя. Следовательно, выкупная цена земельного участка определенная на дату подачи заявления в Администрацию составляет 2,5% от кадастровой стоимости, то есть 97 127 рублей.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу, Общество соглашается с решением суда первой инстанции и просит оставить его без изменения.
Считает, что суд в своём решении правомерно определил, что на момент решения о цене участка действующее законодательство изменилось и истец вправе требовать выкупа земельного участка на более благоприятных для него условиях. В ином случае, будет нарушен конституционный принцип равенства прав (ст. 19 Конституции Российской Федерации),так как другие лица, обратившиеся с заявлениями о выкупе земельных участков, после изменения законодательства, будут находится в более выгодном положении по сравнению с лицами, подавшими аналогичное заявление раньше и не получившими земельный участок в собственность из за нарушения ответчиком сроков для принятия решения.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали свои позиции, изложенные в отзыве и апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Смоленской области от 16.03.2010 проверены в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Материалами дела установлено следующее.
Согласно договору купли-продажи от 11.02.1999 года Общество приобрело у открытого акционерного общества "Рославльский хлебокомбинат" в собственность здание гаражей площадью 284,7 кв.м. расположенное, по адресу: Смоленская область, г. Рославль, Красноармейская, д. 7-а. Истцу также принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок площадью 1119 кв.м., целевое использование земель - для размещения здания гаражей по адресу Смоленская область, г. Рославль, Красноармейская, д. 7-а, что подтверждается свидетельством N 1011 от 16 ноября 1999 года (л. д. 14 т.1).
Постановлением Администрации от 03.03.2004 года N 321 утвержден проект границ земельного участка площадью 1118,66 кв.м., по адресу Смоленская область, г. Рославль, Красноармейская, д. 7-а, для размещения здания гаражей (л. д. 19 т.1).
Указанный земельный участок прошел кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 67:15:0320433:5 (л. д. 20-21 т.1).
В связи с необходимостью переоформления права постоянного (бессрочного) пользования Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 17.08.2009 года о предоставлении спорного земельного участка в частную собственность.
Письмом от 02.09.2009 года N 565 Комитет имущественных и земельных отношений Администрации МО "Рославльский район" Смоленской области сообщил, что для положительного решения вопроса Обществу необходимо предоставить кадастровый паспорт земельного участка под зданием гаражей и площадью необходимой для его обслуживания. Кроме того, Комитет имущественных и земельных отношений Администрации МО "Рославльский район" Смоленской области указал, что при предоставлении земельного участка в частную собственность, в границах прилагаемого Обществом кадастрового паспорта земельного участка, уменьшается ширина проездной дороги и этим самым создается возможность проезда грузовых машин к зданиям, расположенных на земельных участках, прилегающих к спорному участку, и невозможность подхода и обслуживания стены здания склада, принадлежащего государственному учреждению Отделу Вневедомственной Охраны при Рославльском ГОВД (л.д. 23 т. 1).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, первая инстанция пришла к выводу о том, что на момент обращения в суд заявитель имел право на выкуп земельного участка по цене, составляющей 0,15% его кадастровой стоимости на основании ч. 1 ст. 1 Закона Смоленской области от 29.09.2009 г. N 81-з "Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области", что согласуется с правилами ст. 422 и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства с учётом обстоятельств дела, исследованных в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 342-ФЗ) юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2012 года.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
Судом первой инстанции правильно отмечено, что одинаковый порядок (административная процедура) предоставления прав на соответствующие земельные участки не означает, что пунктом 2 статьи 3 названного Закона и статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации регулируются одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность.
В статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень условий приобретения земли в собственность - наличие титула права собственности на здание, строение, сооружение, исключительный характер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости.
Вместе с тем, пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрены специальные условия приобретения земли в собственность - наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования.
Отсылка Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к установленному статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации порядку (административной процедуре) предоставления прав на соответствующие земельные участки не означает, что пунктом 2 статьи 3 названного Закона и статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации регулируются одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в собственность. Данная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.03.2006 N 14711/05. Как видно из материалов дела, Общество обладало титулом права постоянного (бессрочного) пользования и выбрало режим землепользования (право собственности).
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Как следует из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами в дело доказательства, суд первой инстанции правильно установил, что испрашиваемый обществом земельный участок сформирован в соответствии с действующим порядком, находится на кадастровом учете, и предоставлен Обществу на праве бессрочного (постоянного) пользования для размещения здания гаражей, на спорном земельном участке находится объект недвижимости - гаражи, принадлежащие Обществу на праве собственности.
Так же, Общество представило в Администрацию кадастровый паспорт, согласно которому расположение испрашиваемого земельного участка на местности конкретизировано, границы его установлены и описаны.
С учётом изложенного, апелляционная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что заявитель вправе переоформить право постоянного (бессрочного) пользования указанным участком на право собственности, независимо от цели предоставления земельного участка.
Положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается право граждан и юридических лиц, имеющих в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на приобретение права на эти земельные участки.
В силу п.п. 2 п. 1.1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность, на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 342-ФЗ) до 1 января 2012 года гражданам и коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность, осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка. До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка. 11.10.2009 г. вступил в законную силу Закон Смоленской области от 29.09.2009 г. N 81-з "Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области", в силу ст. 1 которого лица, указанные в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", приобретают земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по цене, составляющей 0,15 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Как было установлено в судебном заседании первой инстанции и не оспаривалось сторонами, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением 27.11.2009, т.е. в период действие Закона Смоленской области от 29.09.2009 N 81-з "Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области".
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из положений пунктов 5 и 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка. Аналогичный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду установлен и для осуществления соответствующими органами подготовки проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направления его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно п.п. 2 п.1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со статьёй 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащей основные положения о заключении договора, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу ч. 1 ст. 555 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенным условием договора купли-продажи недвижимости является его цена.
Вступившим 11.10.2009 в законную силу Законом Смоленской области от 29.09.2009 N 81-з "Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области" установлено, что лица, указанные в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" приобретают земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по цене, составляющей 0,15% кадастровой стоимости земельного участка.
Отнесение заявителя к вышеуказанной категории лиц (п. 1 ст. 2 федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ) Администрацией не оспаривается.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 67:15:0320433:5 площадью 1119 кв. метра, расположенного по адресу: Смоленская область, Рославльский район, г. Рославль, ул. Красноармейская, дом 7-а, следует, что его кадастровая стоимость составляет 3885112. 0500 руб. (л.д. 40 т.1).
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу, что на момент обращения в суд заявитель имел право на выкуп земельного участка по цене, составляющей 0,15% его кадастровой стоимости на основании ч. 1 ст. 1 Закона Смоленской области от 29.09.2009 г. N 81-з "Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области", что согласуется с правилами ст. 422 и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иное повлекло бы нарушение закрепленного статьей 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства - к неравному подходу по отношению к собственникам недвижимого имущества как субъектам права, находящимся в равном положении.
Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте, запрете в приватизации (выкупе) испрашиваемого земельного участка ответчиком суду не представлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что размер выкупной цены земельного участка должен определяться на дату подачи заявления о приватизации земельного участка и его ссылка на п. 5 ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, являются безосновательными, так как из смысла положений указанной ответчиком статьи Земельного Кодекса Российской Федерации не следует, что при расчёте выкупной стоимости земельного участка уполномоченный орган применяет ставки, действующие на дату подачи заявления о приватизации земельного участка.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24 марта 2005 года выкупная стоимость земельного участка устанавливается на момент заключения договора купли-продажи.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковое заявление Общества, предъявленного на основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения норм материального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с п.1.1 ст. 333.37 части второй Налогового кодекса РФ заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 16 марта 2010 года по делу N А62-9122/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
Е.В. Рыжова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-9122/2009
Истец: ООО "Крокус"
Ответчик: Ответчики, Администрация МО "Рославльский район"
Третье лицо: Третьи лица, Комитет имущественных и земельных отношений администрации МО "Рославльский район"
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2010 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1994/2010