город Тула |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Волковой Ю.А.,
судей Токаревой М.В. и Сентюриной И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мариной О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 20АП-1706/2010)
Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 05 марта 2010 года
по делу N А62-9344/09 (судья Алмаев Р.Н.),
принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Запэнергопром"
к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области
о понуждении заключить договор купли продажи земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: ЗАО "Запэнергопром" - Литвиненко О.В., доверенность б/н от 04.12.2009 (л.д. 48);
от ответчика: департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - не явился, извещен судом надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Запэнергопром" (далее по тексту - Общество или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковыми требованиями к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области далее по тексту - Департамент или ответчик) об обязании заключить договор купли продажи земельного участка кадастровый номер 67:27:0020811:30 площадью 5272 кв.м. по адресу: г. Смоленск, Тульский пер., д. 8 по цене выкупа 128 855, 72 рублей.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 05.03.2010 в заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с ошибочно определёнными обстоятельствами, имеющими значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильном применение судом норм материального права и принять новый судебный акт. При этом заявитель полагает, что из смысла статей 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при расчёте выкупной стоимости земельного участка уполномоченный орган применяет ставки, действующие на дату издания решения о реализации земельного участка. Следовательно, указанное решение суда первой инстанции подлежит отмене по мотивам неправильного применения норм статей 28, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции представителя не направил.
От ответчика в суд апелляционной инстанции поступило письменное ходатайство, в котором Департамент поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе и просит о рассмотрении указанной жалобы без участия его представителя.
Заявленное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя ответчика на основании статей 41, 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) удовлетворено.
Согласно представленному ЗАО "Запэнергопром" отзыву на апелляционную жалобу, общество считает правовую позицию Департамента о возникновении прав и обязанностей из актов государственных органов, а именно из приказа департамента, не соответствующей п. 2 ст. 8 ГК РФ. Полагает, что все положения законодательных актов, судом первой инстанции применены верно и оснований для отмены решения не имеется. Просит решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.03.2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента без удовлетворения. Кроме этого просит взыскать с ответчика расходы на оплату представителя в размере 15 000 рублей. В обоснование последнего требования, истцом в судебном заседании было заявлено ходатайство о приобщении к материалам арбитражного дела копий соглашения N 3 от 11.05.2010 об оказании юридических услуг между Литвиненко О.В. и ЗАО "Запэнергопром", а так же расходный кассовый ордер от 11.05.2010 о выдаче ЗАО "Запэнергопром" Литвиненко О.В. 15 000 рублей. Указанное ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Смоленской области от 05.03.2010 проверены в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником производственной базы, состоящей из производственного корпуса (механического цеха), цеха по ремонту электродвигателей, здания складов с теплопунктом, здания гаражей, склада со столярной мастерской, что подтверждается решением Арбитражного суда Смоленской области от 29.10.2003 дело N А62-3286/2003.
На основании заявления Общества 08 июля 2009 года Департаментом был издан приказ N 1148 "Об образовании земельных участков, о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования и предоставлении участка в собственность".
В соответствии с данным приказом образованы земельные участки с кадастровым номером 67:27:0020811:30 площадью 5272 кв. метра, с кадастровым номером 67:27:0020811:31 площадью 728 кв. метра, расположенные в г. Смоленске, по Тульскому переулку, 8, путём раздела земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020811:15 площадью 6000 кв. метров, расположенного в г. Смоленске, по Тульскому переулку, 8, предоставленного Обществу (ранее - арендное предприятие "Запэнерголегпром") на основании постановления мэра города Смоленска от 14.04.1992 N 221 "О передаче предприятиям, организациям и учреждениям, расположенным на территории города, земельных участков в бессрочное пользование". Также Обществу прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 6000 кв. метров, с кадастровым номером 67:27:0020811:15, расположенным в городе Смоленске, по Тульскому переулку, 8, предоставленным ему на основании постановления мэра города Смоленска от 14.04.1992 N 221 "О передаче предприятиям, организациям и учреждениям, расположенным на территории города, земельных участков в бессрочное пользование". Кроме того, обществу предоставлено из земель, отнесенных к категории земель населенных пунктов, в собственность за плату земельные участки, расположенные в городе Смоленске, по Тульскому переулку, 8:
- с кадастровым номером 67:27:0020811:30 площадью 5272 кв. метра, под производственным корпусом (механический цех), под цехом по ремонту электродвигателей, под зданием складов с теплопунктом, под зданием гаражей, под складом со столярной мастерской, принадлежащими ему на основании решения Арбитражного суда Смоленской области от 29.10.2003, постановления двадцатого Арбитражного апелляционного суда города Тулы от 18.04.2008;
- с кадастровым номером 67:27:0020811:31 площадью 728 кв. метров, под административно-производственным корпусом, принадлежащими ему на основании решения Арбитражного суда Смоленской области от 29.10.2003.
В дальнейшем в указанный приказ департаментом были внесены изменения (приказ .N 1340 от 31 июля 2009 года).
Актом установления выкупной стоимости заявленного земельного участка от 13.07.2009 применена трехкратная налоговая ставка 0,18%.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020811:30 площадью 5272 кв. метра, расположенного в городе Смоленске, по Тульскому переулку, 8, кадастровая стоимость составляет 85903813,20 руб. (л.д. 10).
Общество не заключило указанный договор купли-продажи N 1563 в связи с тяжелой финансовой обстановкой на предприятии и отсутствием денежных средств необходимых для заключения указанного договора.
В связи с тем, что Общество не заключило договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020811:30 площадью 5272 кв. метров и в связи с принятием Закона Смоленской области от 29.09.2009 N 81-з "Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области", 15 октября 2009 года Заявитель обратился с заявлением в департамент, в котором просил ответчика подготовить проект договора купли-продажи земельного участка по цене в соответствии со вступившим в законную силу Закона Смоленской области от 29.09.2009 N 81-з "Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области".
Письмом N 23587/09 от 01.11.2009, департамент сообщил, что в соответствии с п. 1 статьи 4 и п. 1. статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовые основания для перерасчета выкупной стоимости по указанному выше договору купли-продажи земельного участка по цене, составляющей 0,15% от кадастровой стоимости земельного участка в связи с вступлением 11.10.2009 в законную силу Закона Смоленской области от 29.09.2009 N 81-з "Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области" у департамента отсутствуют.
Полагая, что действия Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области являются незаконными, Общество обратилось в суд с исковым заявлением.
Рассмотрев дело по существу, и удовлетворив заявленные требования Общества в части обязания Департамента заключить договор купли-продажи земельного участка кадастровый номер 67:27:0020811:30 площадью 5272 кв. метра по адресу: г. Смоленск, Тульский переулок, 8 по цене составляющей 0,15 процента кадастровой стоимости, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено право граждан и юридических лиц, имеющих в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобрести права на эти земельные участки.
Как было установлено судом первой инстанции и не оспаривалось сторонами, Общество обратилось 29.06.2009 в департамент с заявлением о предоставлении ему за плату земельного участка площадью 5272 кв.м., расположенного в г. Смоленске по Тульскому переулку, 8, т.е. до введения в действие Закона Смоленской области от 29.09.2009 N 81-з "Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области".
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9,10,11 Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подпунктами 5 и 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка. Такой же срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду установлен и для осуществления соответствующими органами подготовки проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направления его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Учитывая вышеуказанные нормы Земельного кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что нормами земельного законодательства не предусмотрено, что до направления заявителю проекта договора купли-продажи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления должен принять письменное решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Кроме того, ст.ст. 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации издание компетентным органом специального ненормативного акта о цене приобретаемого в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка не предусмотрено. Вместе с тем, принятие такого решения, в том числе и в форме ненормативного акта, не противоречит положениям ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При обращении Общества 29.06.2009 с заявлением о предоставлении за плату спорного земельного участка выкупная цена земельного участка департаментом была рассчитана Обществу как 0,18% кадастровой стоимости земельного участка и составляла 463880,59 руб. В дальнейшем департамент письмом N 23587/09 от 01.11.2009 сообщил Обществу о том, что будет произведен перерасчет выкупной стоимости указанного земельного участка в соответствии с п. 1 ст. З Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения, прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", которая будет составлять 2 147 595,33 рублей.
В соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Издание департаментом приказа N 1148 от 08 июля 20О9 года (в редакции приказа N 1340 от 31 июля 2009 года) корреспондировало возникновение у заявителя права на заключение договора купли-продажи спорного земельного участка.
В силу положений ч. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Существенным условием договора купли-продажи недвижимости в силу ч. 1 ст. 555 Гражданского кодекса Российской Федерации является его цена.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 438 Гражданского кодекса РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон. Истец не подписал предложенный Ответчиком проект договора.
Апелляционная инстанция считает, что суд обоснованно пришёл к выводу о том, что соглашение о цене выкупаемого земельного участка между департаментом и Обществом достигнуто не было, в связи, с чем договор купли-продажи земельного участка считается не заключенным.
Вступившим 11.10.2009 в законную силу Закона Смоленской области от 29.09.2009 N 81-з "Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области" определено, что лица, указанные в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года ) N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" приобретают земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по цене, составляющей 0,15% кадастровой стоимости земельного участка.
Отнесение заявителя к вышеуказанной категории лиц (п. 1 ст. 2 федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ) Департаментом не оспаривается.
Поскольку на момент вступления 11.10.2009 в законную силу Закона Смоленской области от 29.09.2009 N 81-з "Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области" договор купли-продажи спорного земельного участка заключен не был, право на выкуп земельного участка, предоставленное ему, в том числе приказом Департамента N 1148 от 08 июля 2009 года (в редакции приказа N 1340 от 31 июля 2009 года), Обществом не реализовано, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу, что на момент обращения к ответчику (15.10.2009) заявитель имел право на выкуп земельного участка по цене, составляющей 0,15% его кадастровой стоимости на основании ч. 1 ст. 1 Закона Смоленской области от 29.09.2009 N 81-з "Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области", что согласуется с правилами ст. 422 и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иное повлекло бы нарушение закрепленного статьей 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства - к неравному подходу по отношению к собственникам недвижимого имущества как субъектам права, находящимся в равном положении.
Сведении о наличии каких-либо ограничений в обороте, запрете в приватизации (выкупе) испрашиваемого земельного участка ответчиком суду не представлено.
Доводы ответчика, указанные в апелляционной жалобе, о неправильном применении судом первой инстанции норм ст.ст. 28, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации являются необоснованными, так как из смысла указанных статей Земельного Кодекса Российской Федерации не следует, что при расчёте выкупной стоимости земельного участка уполномоченный орган применяет ставки, действующие на дату издания решения о реализации земельного участка.
Кроме того, как следует из п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24 марта 2005 года выкупная стоимость земельного участка должна устанавливаться на момент заключения договора купли-продажи.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление Общества, предъявленного на основании ч. 1 ст. 1 Закона Смоленской области от 29.09.2009 N 81-з "Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области"
Неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оценив по правилам ст.71 АПК РФ представленные истцом доказательства о расходах на оплату услуг представителя, а так же принимая во внимание категорию и сложность данного спора, количество судебных заседаний, квалификацию представителя, апелляционный суд считает, что разумные пределы расходов на оплату услуг представителя ЗАО "Запэнергопром" в данном деле составляют 3 000 рублей.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 05 марта 2010 года по делу N А62-9344/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в пользу закрытого акционерного общества "Запэнергопром", г. Смоленск 3 000 рублей в возмещение расходов на оплату услуг представителя.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
М.В. Токарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-9344/2009
Истец: ЗАО "Запэнергопром"
Ответчик: Ответчики, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4923/11
04.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4923/11
05.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4923/11
16.09.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N А62-9344/2009
18.05.2010 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1706/2010