г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2010 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей Кувшинова В.Е., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием:
от заявителей - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2009 года
по делу N А65-22711/2009 (судья Кириллов А.Е.),
по заявлению Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "Чистопольский рыбзавод", Республика Татарстан, г. Чистополь,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы Республики Татарстана, г. Казань,
о признании решения и предписания по делу от 02.06.2009 N 15тр/04 незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Средневолжское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - Управление Росрыболовства) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным и не подлежащим исполнению предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по Республике Татарстан, антимонопольный орган) от 02.06.2009 N 15 тр/04, о признании незаконным решения УФАС по Республике Татарстан от 02.06.2009 N 15 тр/04. По указанному заявлению арбитражным судом было возбуждено производство по делу N А65-22711/2009.
Общества с ограниченной ответственностью "Чистопольский рыбзавод" (далее - ООО "Чистопольский рыбзавод") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решения УФАС по Республике Татарстан от 02.06.2009 N 15 тр/04 и предписания от 02.06.2009 N 15 тр/04. По указанному заявлению арбитражным судом было возбуждено производство по делу N А65-23603/2009.
Определением от 12.10.2009 указанные дела были объединены в одно производство и присвоен номер N А65-22711/2009.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2009, с учетом дополнительного решения суда от 06.04.2010, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, УФАС по Республике Татарстан обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права при вынесении обжалуемого судебного акта, а также на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Управление Росрыболовства в отзыве на апелляционную жалобу отклонило приведенные в ней доводы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы без их участия.
Рассмотрев материалы дела, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, в отзыве на нее, оценив их в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, УФАС по Республике Татарстан проведена проверка Управления Росрыболовства на предмет наличия нарушений антимонопольного законодательства в части переоформления договоров пользования рыбопромысловыми участками после вступления в силу Федерального закона от 20.12.2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
В ходе проведенной УФАС по Республике Татарстан проверки документов было установлено, что Управление Росрыболовства создано 14.05.2007 в соответствии с приказом Федерального агентства по рыболовству от 26.11.2006 N 370 путем выделения необходимой численности и имущества ФГУ "Средневолжрыбвод".
16.12.2005 в соответствии с п.3 ст. 39 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" договор от 01.03.2002 между ФГУ "Средневолжрыбвод" и ООО "Чистопольский рыбзавод" был переоформлен со сроком действия по 01.03.2007.
На основании приказа Федерального агентства по рыболовству от 08.05.2007 N 197 Управлению Росрыболовств переданы оригиналы ранее перезаключенных и переоформленных ФГУ "Средневолжрыбвод" договоров пользования рыбопромысловыми участками и права принадлежащие ФГУ "Средневолжрыбвод" по договорам пользования рыбопромысловыми участками с 14.05.2007 перешли к Управлению Росрыболовства.
Дополнительным соглашением от 01.03.2007 к договору от 16.12.2005 продлен срок договора с 01.03.2007 до даты подписания договора с победителем конкурса на участок в пределах границ, определенных настоящим договором, дополнительным соглашением от 03.12.2007 к договору от 16.12.2005 продлен срок договора до момента заключения договора с победителем конкурса на рыбопромысловый участок.
Усмотрев в действиях ООО "Чистопольский рыбзавод" и Управления Росрыболовства признаки нарушений антимонопольного законодательства, УФАС по Республике Татарстан возбудило дело N 15тр/04 по признакам ст. 15 и 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении ООО "Чистопольский рыбзавод" и Управления Росрыболовства, а также создала комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Рассмотрев данное дело, комиссия УФАС по Республике Татарстан приняла решение от 02.06.2009 делу N 15тр/04, на основании которого Управление Росрыболовства признано нарушившим ч. 1 ст. 15 и ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и ООО "Чистопольский рыбзавод" признано нарушившим ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеуказанного решения антимонопольным органом вынесено предписание от 02.06.2009 года N 15тр/04, согласно которому Управлению Росрыболовства в срок до 07 октября 2009 года предписано прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 и ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: не продлевать договор пользования рыбопромысловым участком в целях промышленного рыболовства от 16.12.2005, не совершать действий по предоставлению рыбопромысловых участков Республики Татарстан в пользование ООО "Чистопольский рыбзавод" и иным хозяйствующим субъектам осуществляющим вылов (добычу) водных биологических ресурсов на территории Республики Татарстан, а также не заключать каких-либо соглашений и не осуществлять согласованных действий по продлению договора пользования рыбопромысловым участком в целях промышленного рыболовства от 16.12.2005 и по предоставлению рыбопромысловых участков Республики Татарстан в пользование ООО "Чистопольский рыбзавод" и иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим вылов (добычу) водных биологических ресурсов на территории Республики Татарстан.
Не согласившись с данными решением и предписанием антимонопольной службы, Управление Росрыболовства и ООО "Чистопольский рыбзавод" обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Удовлетворяя требования, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение УФАС по Республике Татарстан от 02.06.2009 делу N 10тр/04 и предписание от 02.06.2009 N 10тр/04 не соответствуют требованиям закона.
Апелляционный суд считает данный вывод суда первой инстанции основанным на правильном применении норм материального права и соответствующим фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Правоотношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, регулируются законодательством о водных биоресурсах, которое состоит из Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (введенного в действие с 03.01.2005), других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 17 названного Закона право пользования водными биоресурсами возникает на основании разрешения на добычу водных биоресурсов, договора пользования рыбопромысловыми участками и по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" по договору пользования рыбопромысловым участком федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства обязуется предоставить гражданину или юридическому лицу рыбопромысловый участок для целей, указанных в статье 18 Закона. Договорные обязательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов регулируются гражданским законодательством. Конкурсы на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком организуются и проводятся федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (статья 41 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов").
Вместе с тем пункт 3 статьи 39 Закона предусматривает, что договор, на основании которого гражданину или юридическому лицу были предоставлены рыбопромысловые участки до вступления в силу настоящего Федерального закона (03.01.2005), подлежит переоформлению без проведения конкурсов на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком.
Такой льготный порядок в силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 260-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" действовал до 01.01.2008.
Частями 2 и 4 статьи 18 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" предусмотрено, что информация о рыбопромысловом участке содержится в перечне рыбопромысловых участков, утверждаемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти.
В период заключения дополнительных соглашений указанного перечня рыбопромысловых участков на территории Республики Татарстан не существовало.
Дополнительные соглашения между Управлением Росрыболовства и ООО "Чистопольский рыбзавод" были заключены в 2007 году.
Таким образом, Управления Росрыболовства имело право на переоформление ранее действующего договора путем его продления, на основании которого юридическому лицу был предоставлен рыбопромысловый участок в силу прямого указания ч.3 ст. 39 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
В статьях 15 и 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлены запреты на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
В части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
Следовательно, бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения от 02.06.2009 делу N 15тр/04 и предписания от 02.06.2009 N 15тр/04 о нарушении антимонопольного законодательства, возлагается на УФАС по Республике Татарстан.
Из оспариваемого решения антимонопольного органа следует, что Управлению Росрыболовства вменяется в вину нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение дополнительных соглашений от 08.06.2007 и 03.12.2007 между Управлением Росрыболовства и ООО "Чистопольский рыбзавод" о продлении договора от 16.12.2005 и Управлению Росрыболовства и ООО "Чистопольский рыбзавод" вменяется в вину нарушение ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" договоренность в письменной форме, содержащаяся в дополнительных соглашениях от 01.03.2007 и 03.12.2007, что, по мнению УФАС по Республике Татарстан, привело к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами осуществляющих добычу (вылов) водных биологических ресурсов на территории Республики Татарстан.
Согласно п. 3 ст. 33.3 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора.
Порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 33.3 указанного Федерального закона).
В соответствии с данной статьей Правительством Российской Федерации приняты Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и Правила подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства.
Как установлено пунктом 3 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства организаторами конкурса являются:
Федеральное агентство по рыболовству - в случае проведения конкурса на предоставление рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а также для осуществления прибрежного рыболовства в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации - в случае проведения конкурса на предоставление рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб), а также для осуществления прибрежного рыболовства, за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб.
Таким образом, полномочия по проведению конкурса и заключению договоров переданы органам государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Предоставление рыбопромыслового участка по результатам проведения конкурса возможно в том случае, если имеется предмет конкурса - рыбопромысловый участок, внесенный в перечень рыбопромысловых участков.
Следовательно, проведение конкурса в отсутствие сформированного и согласованного в установленном законом порядке перечня рыбопромысловых участков на территории Республики Татарстан не могло быть осуществлено, так как отсутствовал предмет конкурса.
Судом первой инстанции установлено, что перечень рыбопромысловых участков Республики Татарстан был утвержден только 06.03.2008.
В связи с отсутствием предмета конкурса и утвержденной конкурсной документации по Республике Татарстан в период заключения дополнительных соглашений Управлением Росрыболовства не предоставлялось возможным.
Ссылка УФАС по Республике Татарстан на то, что сам факт не проведения конкурсов уже является ограничением конкуренции, является несостоятельной, поскольку Управление Росрыболовства в настоящий момент не уполномочено проводить конкурсы на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков расположенных на территории Республики Татарстана.
Таким образом, в действиях Управления Росрыболовства и ООО "Чистопольский рыбзавод", связанных с принятием дополнительных соглашений от 01.03.2007 и 03.12.2007 отсутствовали признаки нарушения Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в предоставлении ООО "Чистопольский рыбзавод" рыбопромыслового участка без проведения конкурса на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком.
В нарушение требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации антимонопольный орган не представил доказательства того, что действиями Управления Росрыболовства и ООО "Чистопольский рыбзавод" были созданы неравные условия деятельности хозяйствующих субъектов осуществляющих добычу (вылов) водных биологических ресурсов на территории Республики Татарстан.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что приведенные в оспариваемом ненормативном акте факты ограничения конкуренции антимонопольным органом не доказаны, и не свидетельствуют о нарушении Управлением Росрыболовства и ООО "Чистопольский рыбзавод" ч. 1 ст. 15 и ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, признав незаконным оспариваемое решение антимонопольного органа и недействительным оспариваемое предписание о нарушении антимонопольного законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
Арбитражный суд Республики Татарстан всесторонне и полно исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют обстоятельствам дела.
При этом судом первой инстанции не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба УФАС по Республике Татарстан удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2009 года по делу N А65-22711/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: 11АП-616/2010
Истец: Средневолжское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, г.Самара
Ответчик: Ответчики, Управление Федеральной антимонопольной службы по РТ, г. Казань
Третье лицо: Третьи лица, ООО "Чистопольский рыбзавод"