г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2010 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г.,
судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А.,
с участием:
от исполнительного комитета муниципального образования г.Казани - представитель не явился, извещен,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: ОАО "Казанское авиационное производственное объединение им.С.П.Горбунова" - представитель не явился, извещено,
от Комитета земельных и имущественных отношений муниципального образования г.Казани - представитель не явился, извещен,
от Комитета жилищно-коммунального хозяйства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 марта 2010 года апелляционную жалобу исполнительного комитета муниципального образования г.Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 декабря 2009 года
по делу N А65-24260/2009, судья Сальманова Р.Р.,
принятое по заявлению исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, г.Казань,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г.Казань,
третьи лица: ОАО "Казанское авиационное производственное объединение им.С.П.Горбунова", г.Казань, муниципальное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений муниципального образования г.Казани", г.Казань, муниципальное учреждение "Комитет жилищно-коммунального хозяйства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", г.Казань,
о признании недействительным распоряжения от 12 ноября 2008 года N 148-р,
и по встречному заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г.Казань,
к исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, г.Казань, третьи лица: ОАО "Казанское авиационное производственное объединение им.С.П.Горбунова", г.Казань, муниципальное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений муниципального образования г.Казани", г.Казань, муниципальное учреждение "Комитет жилищно-коммунального хозяйства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", г.Казань,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани (далее - исполком) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее - ТУ Росимущества в Республике Татарстан) от 12 ноября 2008 года N 148-р "О безвозмездной передаче в муниципальную собственность г.Казани имущества, находящегося в федеральной собственности и включению в перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова", о признании незаконными действий по односторонней передаче федерального имущества в собственность муниципального образования г.Казани, обязании устранить нарушение прав и законных интересов исполкома муниципального образования г.Казани.
Заявитель уточнил заявленные требования и просил признать недействительным распоряжение ТУ Росимущества в Республике Татарстан N 148-р от 12 ноября 2008 года, обязать устранить нарушение прав и законных интересов исполкома города Казани (т.1, л.д.102). Уточнение заявленных требований принято судом.
Определением суда от 14 октября 2009 года в порядке ст.132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к производству принято встречное требование ТУ Росимущества в Республике Татарстан к исполкому города Казани о признании незаконными действий по непринятию в муниципальную собственность города Казани объектов недвижимости: здания (строения) N 7 по ул. Дементьева, г. Казани, лит.А (общежитие), здания (строения) N 11 по ул.Ак.Павлова, г.Казани, лит.А (общежитие), обязании устранить нарушение прав и законных интересов путем принятия в муниципальную собственность города Казани здание (строение) N 7а по ул. Дементьева, г.Казани, лит.А (общежитие), здание (строение) N 11 по ул.Ак.Павлова, г. Казани, лит.А (общежитие) (т.1, л.д.49).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ОАО "Казанское авиационное производственное объединение им. С.П.Горбунова", муниципальное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений муниципального образования г.Казани", муниципальное учреждение "Комитет жилищно-коммунального хозяйства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани".
Решением суда от 14 декабря 2009 года в удовлетворении заявления исполкома города Казани к ТУ Росимущества в Республике Татарстан о признании недействительным распоряжения N 148-р от 12 ноября 2008 года отказано. Встречное заявление ТУ Росимущества в Республике Татарстан к исполкому города Казани удовлетворено. Действия исполкома города Казани по непринятию в муниципальную собственность города Казани объектов недвижимости: здания (строения) N 7 по ул. Дементьева, г.Казани, лит.А (общежитие), здания (строения) N 11 по ул.Ак.Павлова, г.Казани, лит.А (общежитие) признаны незаконными. На исполком города Казани возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов ТУ Росимущества в Республике Татарстан путем принятия в муниципальную собственность города Казани объектов недвижимости: здания (строения) N 7 по ул. Дементьева, г. Казани, лит.А (общежитие), здания (строения) N 11 по ул.Ак.Павлова, г. Казани, лит.А (общежитие).
В апелляционной жалобе исполком города Казани просит решение суда отменить в части удовлетворения встречного заявления ТУ Росимущества в Республике Татарстан к исполком города Казани, производство по делу прекратить, ссылаясь на нарушение норм процессуального и материального права, поскольку без соответствующей компенсации дополнительных расходов, связанных с эксплуатацией передаваемого имущества, нарушаются имущественные права муниципальных образований, ограничивается их самостоятельность в решении вопросов местного значения. Исполком города Казани вправе отказаться от принятия имущества в муниципальную собственность, так как не оформлены акты приёма-передачи в муниципальную собственность спорного имущества в установленном порядке.
В отзыве на апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Республике Татарстан просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу исполкома города Казани - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ТУ Росимущества в Республике Татарстан приняло распоряжение N 148-р от 12 ноября 2008 года "О безвозмездной передаче в муниципальную собственность города Казани, находящегося в федеральной собственности и включенного в Перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "КАПО им. Горбунова" (зданий общежитий по адресу: г.Казань, ул.Дементьева,7а и Ак.Павлова,11).
По мнению исполкома города Казани, ТУ Росимущества в Республике Татарстан не соблюден установленный законом порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, отсутствовало волеизъявление исполкома о принятии указанного имущества, нарушены установленные Конституцией Российской Федерации принципы самостоятельности местного самоуправления, обособленности органов местного самоуправления от системы органов государственной власти.
В свою очередь, ТУ Росимущества в Республике Татарстан предъявило встречное заявление к исполкому города Казани о признании незаконными действий по непринятию в муниципальную собственность г.Казани объектов недвижимости: здания (строения) N 7 по ул.Дементьева в г.Казани, лит.А (общежитие), здания (строения) N 11 по ул.Ак.Павлова в г.Казани, лит.А (общежитие), обязании устранить нарушение прав и законных интересов путем принятия в муниципальную собственность г.Казани здание (строение) N 7а по ул.Дементьева в г.Казани, лит.А (общежитие), здание (строение) N 11 по ул.Ак.Павлова в г. Казани, лит.А (общежитие). При этом ТУ Росимущества в Республике Татарстан сослалось на то, что в силу прямого указания Федерального закона от 2 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ объекты, передаваемые в собственность муниципального образования г.Казани, не могут находиться в собственности Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования ОАО "КАПО им. С.П. Горбунова" от 08 апреля 2008 года.
Ранее на основании договора от 12 августа 1998 года N 7/249 и распоряжения ТУ Росимущества в Республике Татарстан от 10 ноября 2006 года N 543-р за ФГУП "КАПО им. С.П.Горбунова" закреплено в хозяйственное ведение имущество: здания общежитий: 9-ти этажное, жилое, общей площадью 4 642,5 кв.метров, инв. N10123, лит. "А по ул.Дементьева, 7а и 9-ти этажное, жилое, площадью 5 914,5 кв.метров, лит. А, за инв.N 10032 по ул. Ак.Павлова,11, зарегистрированное уполномоченным органом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24 ноября 2006 года.
Согласно выпискам из реестра федерального имущества от 19 февраля 2008 года N 1, от 27 мая 2009 года N 51/1, от 19 февраля 2008 года N 1 субъектом права на указанные общежития является Российская Федерация.
Государственная регистрация права собственности подтверждается свидетельствами от 16 октября 2009 года и 20 октября 2009 года (повторные, взамен свидетельствам от 19 января 2009 года) (т.1, л.д.108,150).
Техническими паспортами ОТИ по Авиастроительному району г.Казани РГУП "БТИ" МСА и ЖКХ РТ подтверждается наличие зданий общежитий по адресам: г.Казань, ул. Дементьева, 7а, общей площадью 4 642,5 кв.метров и ул. Ак.Павлова, д.11, общей площадью 5 914,5 кв. метров.
Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ, Росимущество) от 29 декабря 2006 года N 4769-р принято решение приватизировать имущественный комплекс ФГУП "Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова" в ОАО "КАПО им. С.П. Горбунова" (т.1, л.д.31).
Распоряжением ФАУФИ от 24 марта 2008 года N 240-р в распоряжение N 7469-р от 29 декабря 2006 года внесены изменения, согласно п.1.3 которого утвержден Перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "КАПО им. С.П.Горбунова" (т.1, л.д.36, 38).
Согласно перечню, являющемуся приложением N 2 к распоряжению ФАУФИ от 24 марта 2008 года N 240-р, в объекты, не подлежащие приватизации в составе имущественного комплекса приватизируемого предприятия, указаны здания общежитий, находящихся по адресам: г.Казань, ул.Дементьева, 7а, ул. Ак.Павлова, 11 (т.1, л.д.33-33об.).
Пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года N 432, предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно п.5.13 Положения Росимущество (территориальные органы) осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность.
Таким образом, ТУ Росимущества в Республике Татарстан является полномочным органом, осуществляющим права собственника в отношении имущества: общежитий в данном деле и наделено полномочиями, распоряжаться ими, в связи с чем оспариваемый ненормативный акт принят в пределах полномочий ТУ Росимущества в Республике Татарстан и в рамках действующего законодательства.
ТУ Росимущества в Республике Татарстан 22 августа 2008 года направило в адрес исполкома города Казани письмо о даче согласия на принятие в муниципальную собственность г.Казани объектов жилищного фонда. На обращение исполком города Казани письмом от 24 сентября 2008 года N 4293 ответил, что передача объектов федеральной собственности, общежитий по адресам: г.Казань, ул.Дементьева, 7а, и Ак.Павлова,11, в муниципальную собственность производится при условии предварительного обследования представителями балансодержателя и со специалистами комитета ЖКХ ИК МО г.Казани технического состояния общежитий и составления финансовых планов на производство работ капитального характера, при наличии технических паспортов и полного пакета технической документации (т.1, л.д.59,60).
ТУ Росимущества в Республике Татарстан 05 ноября 2008 года вновь направило письмо заявителю за N 418 с аналогичными требованиями о необходимости принятия в муниципальную собственность зданий общежитий. На данное обращение исполком направил ответ от 10 декабря 2008 года N 5719 о том, что муниципальное образование г.Казани не имеет возможности осуществить безоговорочное принятие имущественных объектов, так как указанные действия влекут дополнительные расходы на их содержание и создают трудности в экономическом становлении муниципального образования города, техническое состояние предлагаемых к передаче объектов доведено до самого низкого уровня (т.1, л.д.48).
Распоряжением ТУ Росимущества в Республике Татарстан от 12 ноября 2008 года N 148-р здания (строения) общежитий, под лит.А по адресам: г.Казань, ул.Дементьева, 7а и Ак.Павлова, д.11, включенные в Перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "КАПО им. С.П.Горбунова", утвержденными распоряжениями ФАУФИ N 4769-р от 29 декабря 2006 года и N 240-р от 24 марта 2008 года, переданы в муниципальную собственность.
Пунктами 2,3,4 указанного распоряжения предусмотрено: в течение одного месяца, оформить передачу в муниципальную собственность г.Казани имущества, указанного в п.1 распоряжения. исполкому города Казани представить на утверждение ответчику подписанный акт приема-передачи в течение трех недель с момента издания распоряжения. В случае непредставления исполкомом подписанного акта приема-передачи, акт утверждается в соответствии с абз.24-26 ч.11 ст.154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в одностороннем порядке (т.1, л.д.34).
Судом установлено, что оспариваемое заявителем распоряжение N 148-р от 12 ноября 2008 года направлено в исполком города Казани 12 января 2009 года с сопроводительным письмом N 15, в приложении которого указаны: распоряжение N 148-р и акт приема-передачи на 2-х листах. Факт получения указанного письма и документов подтверждается почтовым уведомлением с почтовым штемпелем от 13 января 2009 года, полученным исполкомом 15 января 2009 года (т.1, л.д.40-42 об.).
Акт приема-передачи исполкомом не подписан, ответчику не направлен, тогда как в соответствии с п. 2 постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты, указанные в приложении N 3 (жилищный фонд), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты жилищного фонда и объектов его инфраструктуры не могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
Исходя из ст.50 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п.6 ст.14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения относятся обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством и содержание муниципального жилищного фонда.
При разрешении спора суд принимает во внимание, что здания общежитий не являются ни одной из указанных в пункте 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ категорий имущества, которое может находиться в федеральной собственности, поскольку относится к жилищному фонду социального использования, предназначенному для решения вопросов местного значения и подлежащего безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу пункта 3 части 7, статьи 85 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Исполком города Казани является органом, осуществляющим права собственника в отношении муниципального имущества, наделен полномочиями по принятию имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемое распоряжение от 12 ноября 2008 года N 148-р принято ТУ Росимущества в Республике Татарстан в пределах предоставленных данному государственному органу полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Доводы исполкома, что распоряжение N 148-р от 12 ноября 2008 года принято с нарушением установленного п.11 ст.154 Федерального закона от 22 августа 2001 года N 122-ФЗ без направления в его адрес предложения о принятии федерального имущества, передача имущества состоялась без волеизъявления муниципального образования и тем самым нарушены принципы самостоятельности и обособленности органа местного самоуправления, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку опровергаются материалами дела и положениями действующего законодательства, предполагающего передачу жилищного фонда из федеральной собственности в муниципальную собственность в силу прямого указания закона.
Кроме того, возражения исполкома города Казани по поводу принятия спорных общежитий сводятся не к порядку передачи этого имущества, а к отсутствию обязанности принимать это имущество, поскольку исполком указывает на отсутствие финансовых средств для проведения капитального ремонта, либо необходимости финансирования капитального ремонта собственником этого имущества, необходимости обследования технического состояния зданий и другие причины, не связанные с порядком передачи. В этой связи суд первой инстанции с учетом конкретных обстоятельств данного дела правомерно посчитал эти требования необоснованными.
Как следует из материалов дела оспариваемое распоряжение принято ТУ Росимущества в Республике Татарстан 12 ноября 2008 года, исполкомом в Арбитражный суд Республики Татарстан заявление в порядке ч.1 ст.198 АПК РФ подано 01 сентября 2009 года, в ходе судебного разбирательства заявителем представлено ходатайство о восстановлении срока для обжалования распоряжения ТУ Росимущества в Республике Татарстан от 12 ноября 2008 года в порядке ч.4 ст.198 АПК РФ.
В обоснование уважительности пропуска обжалования ненормативного правого акта заявителем указано, что исполкому об оспариваемом распоряжении стало известно лишь из представления прокуратуры г.Казани от 27 июля 2009 года, поступившего в их адрес 30 июля 2009 года.
Между тем приведенные исполкомом причины судом отклонены, поскольку обстоятельства, на которые ссылается заявитель, опровергаются материалами дела, а именно направлением ТУ Росимущества в Республике Татарстан распоряжения N 148-р от 12 ноября 2008 года сопроводительным письмом от 12 января 2009 года за N 15, с приложением распоряжения от 12 ноября 2008 года и акта приема-передачи.
Факт направления подтверждается почтовым уведомлением о его получении (т.1, л.д.40-42), а также письмом КЗиО исполкома города Казани от 15 мая 2009 года в котором указано, что в ответ на письмо от 12 января 2009 года сообщаем, что акт приема-передачи направлен 16 апреля 2009 года за N 8500 в Комитет ЖКХ ИК МО г.Казани (т.1, л.д.43).
Судом также установлено, что в приобщенных к материалам дела судебных актах Авиастроительного районного суда г.Казани от декабря 2008 по октябрь 2009 года по искам ряда физических лиц к исполкому города Казани, ОАО "КАПО им. С.П. Горбунова" о признании права пользования жилыми помещениями общежития д.7а по ул.Дементьева, регистрации по месту жительства и обязании заключить с ними договоры социального найма, в обосновании удовлетворения исков физических лиц, указано на распоряжение N 148-р от 12 ноября 2008 года как на одно из доказательств передачи общежития из федеральной собственности в муниципальную собственность (т.1, л.д.123-129).
При этом необходимо отметить, что представитель исполкома города Казани принимал участие в ряде судебных разбирательств суда общей юрисдикции 24 декабря 2008 года, 22 января 2009 года; 12 февраля 2009 года; 06 мая 2009 года, соответственно, получал судебные акты указанного суда, в которых указано на оспариваемое постановление.
В связи с изложенным доводы о том, что исполком города Казани узнал о принятии оспариваемого постановления лишь 30 июля 2009 года, судом обоснованно не приняты.
Таким образом, исполкомом города Казани не приведены обстоятельства являющиеся уважительными для восстановления срока, предусмотренного ч.4 ст.198 АПК РФ, поэтому указанный срок, суд не восстанавливает.
Пропуск установленного ч.4 смт.198 АПК РФ срока на обжалование ненормативных правовых документов является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
В связи с тем, что исполком города Казани в письме от 10 декабря 2008 года N 5719 уклонился от дачи согласия на принятие указанных объектов, с учетом мнения третьих лиц (Комитета земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани, осуществляющего ведение реестра муниципальной собственности, (письмо от 01 мая 2009 года N 9920, т.1. л.д.43 т.1) и Комитета ЖКХ ИК МО г.Казани, уполномоченного на организацию эксплуатации и ремонта муниципального жилого фонда, находящегося в муниципальной собственности (письмо от 09 июня 2009 года N 3154, т.1, л.д.67), ТУ Росимущества в Республике Татарстан обратилось со встречным заявлением о признании незаконными действий исполкома города Казани по непринятию в муниципальную собственность г.Казани объектов недвижимости: здания (строения) N 7 по ул.Дементьева в г. Казани, лит.А (общежитие), здания (строения) N 11 по ул.Ак.Павлова в г. Казани, лит.А (общежитие), обязании устранить нарушение прав и законных интересов путем принятия в муниципальную собственность г.Казани здания (строения) N 7а по ул.Дементьева в г.Казани, лит.А (общежитие), здания (строения) N 11 по ул.Ак.Павлова в г.Казани, лит.А (общежитие).
Как следует из материалов дела, 09 июня 2009 года исполком города Казани направил в адрес ТУ Росимущества в Республике Татарстан письмо N 3154, согласно которому принятие общежитий по ул.Дементьева, 7а и Ак.Павлова, 11 в муниципальную собственность нецелесообразно. При этом исполком города Казани акт приема-передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность не подписал и не направил в ТУ Росимущества в Республике Татарстан.
Между тем здания общежитий не являются и не относятся ни к одной из указанных в пункте 11 статьи 154 Закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ категорий имущества, которые могут находиться в федеральной собственности, поскольку относятся к жилищному фонду социального использования, предназначенному для решения вопросов местного значения и подлежащего безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу пункта 3 части 7, статьи 85 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с ч.1 ст.30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты жилищного фонда и объектов его инфраструктуры не могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1997 года N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", применяемого с учетом Федерального закона от 21 июля 1997 года N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ в часть 11 статьи 154 этого Федерального закона внесены изменения, согласно которым органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества. Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок. Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти, осуществляющим передачу имущества, представляется им органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В случае если в установленный срок передаточный акт не подписан и не представлен органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Таким образом, установленный Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ с изменениями, принятыми Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ, порядок передачи в муниципальную собственность не предусматривает возможность одностороннего отказа муниципальных образований от принятия в свою собственность из федеральной собственности имущества, которое не может находиться в федеральной собственности.
Акт приема-передачи согласно распоряжению N 148-р от 12 ноября 2008 года передан исполкому города Казани с сопроводительным письмом от 12 января 2009 года, что подтверждается материалами дела, но исполкомом города Казани не подписан.
Кроме того, судом обоснованно было принято во внимание, что на основании распоряжения N 148-р от 12 ноября 2008 года Авиастроительным районным судом г.Казани с декабря 2008 года по октябрь 2009 года приняты судебные акты, вступившие в законную силу, по исковым заявлениям ряда физических лиц к исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании права пользования жилыми помещениями, регистрации по месту жительства и обязании заключить с ними договоры социального найма в общежитиях по адресам: г. Казань, ул. Дементьева, 7а и Ак.Павлова, 11.
В обосновании вышеуказанных судебных актов указано на распоряжение ТУ Росимущества в Республике Татарстан от 12 ноября 2008 года N 148-р "О безвозмездной передаче в муниципальную собственность г.Казани имущества, находящегося в федеральной собственности и включению в перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова" (т.1, л.д.112-130).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришёл правильному выводу о том, что встречные требования ТУ Росимущества в Республике Татарстан к исполкому города Казани о признании незаконными действий исполкома города Казани по непринятию в муниципальную собственность города Казани объектов недвижимости: здания (строения) N 7 по ул. Дементьева в г. Казани, лит.А (общежитие), здания (строения) N 11 по ул.Ак.Павлова в г. Казани, лит.А (общежитие) подлежат удовлетворению.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Доводы о том, что без соответствующей компенсации дополнительных расходов, связанных с эксплуатацией передаваемого имущества, нарушаются имущественные права муниципальных образований, ограничивается их самостоятельность в решении вопросов местного значения, не принимаются. Передача вышеозначенного недвижимого имущества в муниципальную собственность была осуществлена на основании прямого указания в законе. При этом вопрос о компенсации дополнительных расходов, связанных с эксплуатацией указанных расходов, должен решаться за рамками настоящего дела.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что исполком города Казани вправе отказаться от принятия имущества в муниципальную собственность, так как не оформлены акты приёма-передачи в муниципальную собственность спорного имущества в установленном порядке, несостоятельна. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, исполком города Казани фактически уклонился от оформления актов приёма-передачи. Кроме того, законодательством предусмотрено утверждение передаточного акта уполномоченным органом в одностороннем порядке в случае его неподписания в установленный срок другой стороной, обязанной принять соответствующее имущество.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 14 декабря 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу исполнительного комитета муниципального образования г.Казани - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на исполком города Казани, однако взысканию не подлежат в связи с освобождением государственных органов, органов местного самоуправления от её уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ).
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 декабря 2009 года по делу N А65-24260/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу исполнительного комитета муниципального образования г.Казани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-24260/2009
Истец: Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани
Ответчик: Ответчики, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным по РТ, г.Казань
Третье лицо: Третьи лица, ЗАО "Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова", г.Казань
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2010 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-830/2010